Опрос проводился в сентябре 2021 года по заказу компании Zyxel Networks. К участию приглашались ИТ специалисты и руководители как канала поставок сетевого оборудования, так и конечные потребители. В опросе приняли участие 866 человек из России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Армении, Таджикистана, Казахстана, Молдовы, Грузии и Прибалтийских стран.

В 2020 году пандемия сильно ударила по многим отраслям. Одними из самых пострадавших стали HoReCa, авиаперевозки и туризм. Напротив, ИТ отрасль демонстрировала позитивную динамику. Однако в 2021 году стал наблюдаться дефицит полупроводниковой продукции: чипсетов, необходимых для производства как товаров народного потребления, так и корпоративного оборудования различного назначения. Кризис затронул и промышленность. В частности, Toyota и Audi объявили о закрытии заводов и радикальном сокращении производства автомобилей. Не прошел стороной кризис и производителей сетевого оборудования: Wi-Fi систем, коммутаторов, межсетевых экранов и домашних роутеров.

Участникам опроса предложили ответить на шесть вопросов, касающихся их сферы деятельности, наличия или отсутствия дефицита при покупке сетевого оборудования предпочитаемых производителей, их действий в случае отсутствия необходимого оборудования на складах и степени влияния дефицита на бизнес.

53% респондентов заняты в области системного администрирования, 19% - сетевые инженеры, ИТ руководители - 9%. Системные интеграторы, реселлеры, магазины и дистрибьюторы вместе составили 12% и 6% - пришлось на другие сферы деятельности.

 

 

Рис 1. Сфера деятельности респондентов.

 

59% прошедших опрос не сталкивались с дефицитом сетевого оборудования, а 41% - сталкивались.

 

  Рис 2. Испытывали ли вы в 2021 году сложности при покупке сетевого оборудования, по причине его дефицита?

 

При этом 35% респондентов испытывали сложности с приобретение коммутационного оборудования. 31% - не хватало точек доступа WiFi и 18% не смогли купить межсетевые экраны и шлюзы безопасности. На другие типы оборудования пришлось 15% ответивших.

 

Рис 3. Какого типа сетевого оборудования вам не хватало?

Лидером по дефициту стало оборудовании компании Cisco – 18% участников опроса не смоги купить данного вендора. Чуть более 13% испытывали сложности с приобретением устройств от Mikrotik, а 9,5% - с Zyxel. Далее следуют D-Link – 9,2%, Huawei – 8,8%, Ubiquiti – 6,8%, TP-Link – 6,6%.

Всего респондентам было предложено выбрать из 23-х производителей.

 

 Рис 4. С дефицитом оборудования каких производителей вы сталкивались?

 

В случае отсутствия товара нужного производителя на складе, 36% респондентов предпочитали покупать аналог у другого производителя.  32% - ждали, пока не появится нужный вендор, 25% - старались выбрать аналог от нужного вендора. Другие действия осуществляли в 8% случаев.

 

 

 Рис 5. Если не удавалось купить оборудование из спецификации от нужного вендора.

 

Ситуацию с задержкой поставки оборудования от нужного вендора 65% опрошенных охарактеризовали как терпимую. 18% сообщили, что готовы ждать сколько нужно, лишь бы получить то, что было необходимо первоначально. 17% оценивают задержку как чрезвычайно критичную для бизнеса.

 

 Рис 6. Насколько критична для ваших бизнес-процессов задержка с поставкой оборудования?

  

Дмитрий Танюхин, руководитель канального направления Zyxel Networks Россия, СНГ и Украина, так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Zyxel Networks закончил 2020 год в нашем регионе с рекордными показателями, и нам очень хотелось бы продолжить развивать успех и в 2021 году. Однако макроэкономика и дефицит компонентов внесли коррективы. Мы рады отметить, что партнеры Zyxel Networks с пониманием относятся к сложившейся ситуации и зачастую готовы либо подождать, либо осуществить замену оборудования в проекте на близкое по функционалу из доступного ассортимента. И все это происходит на фоне возрастающего спроса на наши решения в Украине, в Узбекистане, в Беларуси и в российских проектах. Zyxel Networks на всех уровнях прилагает беспрецедентные усилия по закупке необходимых компонентов и поставке готовых устройств нашим партнерам в срок. Зачастую мы используем авиадоставку из Азии для ускорения сроков, несмотря на ее высокую стоимость. С моей точки зрения, ситуация постепенно стабилизируется, и в 2022 году мы сможем вместе с нашим каналом вести более прогнозируемый бизнес.»