ОБЗОР И ОПТИМИЗАЦИЯ: В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ?

 

Минфин России рассматривает обзоры бюджетных расходов как инструмент, направленный на выявление и высвобождение неэффективных и / или недостаточно эффективно используемых бюджетных ресурсов и перенаправление их на решение приоритетных задач. Стоит отметить, что существенным их отличием от текущей деятельности по поиску путей сокращения расходов является то, что обзоры — это в первую очередь процесс определения и сравнения вариантов использования и экономии бюджетных средств. Проведение обзоров позволяет получить ответы на следующие вопросы:

 

насколько экономнее можно было бы достичь той или иной цели, получить запланированный результат; каким еще способом возможно было бы достичь цель, не затрачивая бюджетные ресурсы или затрачивая их в минимальном размере?

Кроме того, выявленная экономия бюджетных средств не всегда означает их сокращение, резервы могут направляться на более приоритетные цели, в том числе внутри соответствующих расходов.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЗОРОВ

 

Минфин России разработал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка проведения обзоров (аудита) расходов федерального бюджета». Так, управление процессом подготовки и проведения обзоров возложено на Минфин России. Вопросы стратегического управления относятся к функциям Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. При этом для непосредственной работы над обзорами необходимо будет сформировать рабочие группы по каждому объекту обзора, а также разработать, согласовать и утвердить на нескольких уровнях соответствующие документы.

Процесс проведения обзоров бюджетных расходов условно подразделяется на два этапа:

формирование предложений и подготовка к проведению обзора («планирование»); непосредственное проведение обзора.

 

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников при формировании предложений и планировании проведения обзоров бюджетных расходов (проект)

 

ЧТО ДЕЛАТЬ РЕГИОНАМ?

Сегодня обозначена необходимость поиска резервов для реализации приоритетных задач в условиях возможного ухудшения экономической ситуации. Представляется, что обзоры бюджетных расходов могут принести в этой сфере наибольшие результаты.

Регионам целесообразно с учетом собственной специфики выделить наиболее узкие направления для проведения выборочных обзоров и, ориентируясь на подходы, применяемые Минфином России, начать постепенное введение обзоров бюджетных расходов в практическую деятельность органов власти. При этом важно изначально учитывать возможность дальнейшего распространения получаемых результатов на другие сферы и объекты.

С полной версией статьи предлагаем Вам ознакомиться по ссылке.

Источник публикации – журнал «Бюджет».