В современных экономических условиях, когда вопросам повышения доходности бюджетов отводится первостепенное значение, грамотный учет выморочного и бесхозяйного имущества становится одним из источников дополнительных финансовых поступлений. Для построения муниципалитетами эффективной и отлаженной информационной системы учета имущества, Компании БФТ оказывает методическую помощь в части организации работ по учету бесхозяйного и выморочного имущества.

Текущая социально-экономическая ситуация в экономике России отражается и на доходах муниципальных образований, поэтому пополнение доходной части бюджетов муниципалитетов, в том числе за счет бесхозяйного и выморочного имущества, приобретает особую актуальность. 

Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что практически все местные власти в той или иной мере заинтересованы в вовлечении в хозяйственный оборот имущества, не имеющего собственника. Однако на практике оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное имущество складывается непросто, в результате чего не всегда удается достичь конечного результата.  Основная проблема, с которой сталкиваются местные власти при организации работы с бесхозяйным имуществом – это отсутствие четко выстроенной системы получения оперативной информации об объектах.

В первую очередь становится известно о малоликвидном имуществе – это заброшенные металлические гаражи, ларьки, рекламные щиты и иные объекты, портящие внешний облик городов, создающие неудобства жителям, становящиеся местом стихийных свалок. Оформление прав на такое имущество осуществляется в судебном порядке и требует длительного времени, трудозатрат и расходов. В случае же, если орган местного самоуправления может позволить себе выделить для проведения такой работы отдельные трудовые ресурсы, процедура оформления проходит быстрее, однако на практике, в условиях многозадачности, рядовые специалисты загружены большим объемом работы по другим направлениям, что приводит к увеличению сроков оформления такого имущества. 

В отношении недвижимого имущества, являющегося ликвидным и ценным, самым сложным является процесс его своевременного выявления, поскольку до недавних пор обязанности информирования муниципалитетов о возможном бесхозяйном или выморочном имуществе не были возложены на какие-либо органы. Еще одной проблемой для муниципалитетов является вопрос оформления прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства, в том числе водопроводные, электрические, тепловые сети, дороги. Чаще всего эти объекты закреплены на баланс эксплуатирующих организаций, но при этом права надлежащим образом на них не оформлены. В результате чего возникает цепочка нарушений, в том числе нецелевое использование средств, на обслуживание таких сетей, споры на предмет компенсации за потери от эксплуатации сетей, выбора подведомственности организаций при ликвидации аварийных ситуаций на таких объектах. 

Вместе с тем, выработка стратегии по выявлению, учету и оформлению прав на бесхозяйные объекты может позволить муниципалитету решить задачи не только по пресечению негативных последствий, но и пополнить бюджет путем передачи таких объектов в аренду либо концессию. Это также сможет позволить если не получить доходы то, как минимум, не нести расходы на их содержание.

Говоря о бесхозяйном и выморочном имуществе, нельзя не затронуть вопрос о бесхозяйных и выморочных земельных участках, и именно органы местной власти в первую очередь заинтересованы в том, чтобы навести порядок в данном вопросе. 

Эксперты Компании БФТ готовы оказать услуги по организации работы по учету бесхозяйного и выморочного имущества, что позволит муниципалитетам:

выстроить эффективную модель принятия на учет, оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество; создать отлаженную информационную систему, позволяющую отслеживать этапы оформления прав, а также контролировать сроки, на всех этапах; выявить скрытые резервы в части неналоговых доходов местных бюджетов; оптимизировать трудозатраты специалистов ОМСУ.

О БФТ:

 

Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) создана в 1997 году и на сегодняшний день является ведущим российским разработчиком проектных решений на базе собственных методологических и программных продуктов для государственного сектора и бизнеса.

Продуктовая линейка Компании охватывает ключевые сферы государственного и муниципального управления:

Централизованные ERP-системы для государственного и муниципального управления. BI-системы для оценки эффективности государственного и муниципального управления. Автоматизация управления имущественными и земельными отношениями. Организация процесса капитального ремонта. Портальные и мобильные решения. Автоматизация деятельности МФЦ. Колл-центры и контакт-центры. ECM-система для управления документооборотом. Методическое сопровождение деятельности органов власти (Консалтинг). Защита информации.

Линейка решений Компании БФТ также включает спектр программных продуктов для коммерческих организаций и банков.

Результатом многолетнего сотрудничества Компании БФТ с органами федеральной и региональной государственной власти стало внедрение централизованных решений масштаба региона в 20 субъектах Российской Федерации и успешная реализация около 3500 проектов в 79 регионах и более чем 9500 муниципальных образованиях Российской Федерации, а также в Республиках Беларусь и Казахстан.

По итогам 2013 и 2014 года Компании БФТ присвоено звание «Лучший поставщик в сфере информационных технологий».

Дополнительная информация:

Пресс-служба БФТ

(495) 784-70-00     

companybft@bftcom.com