Виталий Сизов

Первые упоминания о возможности создания приложений на основе кодов HTML появились еще в середине 1999 г. По времени это совпадает с выпуском 5-й версии браузера Microsoft Internet Explorer. Начиная именно с этой версии, корпорация Microsoft вводит в обращение термин HTML Applications, и в ее продуктах появляются средства поддержки новой технологии.

За прошедшие с той поры три года немногочисленные читатели, обнаружившие в MSDN описание этой технологии, окрестили ее "спящей". Это определение отражает тот факт, что весьма эффектная технология с многообещающими возможностями до сих пор остается невостребованной широким кругом разработчиков ПО.

Объяснение подобному положению вещей дают сами специалисты из Microsoft. Оказывается, HTML-приложения - это один из первых этапов работы над проектом, который сейчас известен как .NET Framework. Сказанное совсем не означает, что о HTML-приложениях следует забыть и полностью переключиться на освоение технологий .NET. Удивительная простота, с которой создаются профессиональные продукты, при полном отсутствии требований к инструментарию может обеспечить HTML-приложениям солидную нишу на рынке ПО.

Простой пример

Рассмотрим пример кода. Это HTML-документ, проще которого не бывает.

<HTML>
<HEAD>
<TITLE> Hello </TITLE>
</HEAD>
<BODY>
hello world
</BODY>
</HTML>

Нетрудно представить себе, как выглядит этот документ, если открыть его в браузере. Но достаточно сохранить приведенный код в файле с расширением .HTA, чтобы произошла метаморфоза. Если открыть такой файл на локальном компьютере, то он будет выглядеть, как настоящее Windows-приложение - отдельное окно с собственной иконкой и никаких элементов интерфейса Internet Explorer.

Если же поместить этот файл на сервер, а затем попытаться открыть его с помощью браузера, то последует сообщение системы безопасности, предлагающее сохранить этот файл на диске, как если бы был адресован настоящий исполняемый exe-файл.

В этом и заключается секрет HTML-приложений. Простая замена расширения .HTML на .HTA снимает защиту операционной системы, применяемую к файлам, полученным из Интернета. HTML-файлы могут свободно обращаться к любым ресурсам локального компьютера, например, создавать и удалять файлы и папки или переписывать информацию в системном реестре.

Таким образом, чтобы превратить "безобидный" HTML-документ в потенциально опасное приложение, достаточно просто изменить расширение у текстового файла, хранящего HTML-код. Не требуются никакие системы программирования, компиляторы и профессиональные программисты. Для того чтобы разрушить локальную вычислительную систему, достаточно редактора Notepad и навыков работы с кодом HTML и JavaScript, полученных на школьных уроках информатики или путем самостоятельного изучения "изнанки" Web-страниц.

Кроме специального расширения, HTML-приложения имеют еще одно отличие от обычных Web-страниц, на этот раз в самом языке. Это элемент , размещаемый в разделе

<HEAD>

Вот как будет выглядеть наш простой пример, приведенный к канонической форме HTML-приложения.

<HTML>
<HEAD>
<TITLE>HTA Demo</TITLE>
<HTA:APPLICATION ID="oHTA"
  APPLICATIONNAME="myApp"
  BORDER="thick"
  BORDERSTYLE="normal"
  CAPTION="yes"
  CONTEXTMENU="yes"
  ICON="webpage.ico"
  INNERBORDER="yes"
  MAXIMIZEBUTTON="yes"
  MINIMIZEBUTTON="yes"
  NAVIGABLE="no"
  SCROLL="auto"
  SCROLLFLAT="no"
  SELECTION="yes"
  SHOWINTASKBAR="yes"
  SINGLEINSTANCE="yes"
  SYSMENU="yes"
  VERSION="1.0"
  WINDOWSTATE="normal"
/>
</HEAD>
<BODY bgcolor=buttonface text=menutext
style="border:none" scroll="auto">
<TABLE WIDTH="100%" HEIGHT="100%">
  <TR>
    <TD ALIGN="center" VALIGN="middle">
      <TABLE CELLPADDING="20" CELLSPACING="0"
      BACKGROUND="" border=4>
        <TR>
          <TD ALIGN="center" VALIGN="middle"
          style="BACKGROUND-COLOR: white">
            hello world
          </TD>
        </TR>
      </TABLE>
    </TD>
  </TR>
</TABLE>
</BODY>
</HTML>

Все существующие на сегодняшний день атрибуты элемента приведены в коде примера. По мнемонике имен видно, что атрибуты описывают либо внешнее оформление, либо поведение только самого окна приложения. Часть параметров можно задать и с помощью обычных средств, например, атрибута STYLE для элемента

<BODY>

Дело в том, что сложившийся к настоящему времени набор атрибутов элемента расширялся с каждой новой версией Internet Explorer, и часть параметров может не работать в "старых" версиях операционного окружения.

Чтобы сделать пример более наглядным, видимый текст нашего приложения помещен в пару таблиц. Это позволяет продемонстрировать, что HTML-приложение может действительно выглядеть как "настоящее", в данном случае как окно стандартного диалога, используемого в системах программирования C++ и Visual Basic (рис. 1).

Fig.1 Рис. 1. HTML-приложение в виде окна стандартного диалога.

Использование системных ресурсов

Для того, чтобы заставить HTML-приложение не только выглядеть, но и функционировать, "как настоящее", используется JScript или VBScript. Попробуем решить типичную задачу, которую часто приходится решать профессиональным программистам. Необходимо, чтобы приложение запоминало размеры и позицию окна, выбранные пользователем, и восстанавливало их при повторном запуске. Для этого, как правило, используется системный реестр Windows, хранящий текущие параметры приложения.

Прежде всего добавим в HTA-файл нашего примера строку, указывающую на присутствие в проекте JScript:

<SCRIPT language="JScript" src="api.js"></SCRIPT>

Для решения поставленной задачи потребуется реализовать два обработчика событий: при закрытии приложения записать координаты окна в системный реестр, а при открытии - прочитать значения из реестра и восстановить положение и размеры окна.

Как водится, начнем программу с введения некоторых глобальных переменных.

// объектные переменные
var oFso;       // Scripting.FileSystemObject
var oWshShell;  // WScript.Shell
// ключ для системного реестра
var baseKey = "HKLM\\Software\\Domestic Software _
               \\HTML Application\\Settings\\";
// глобальные переменные
var isProgerror = false;  // флаг ошибки
var sApptitle = "HTML Application";
var nTitleHeight = 24;    // высота заголовка 
// окна сообщения
var sMsg_all_correct = "All Correct";

Первые две объектные переменные исключительно важны. Именно с их помощью осуществляется связь приложения с ресурсами операционной системы. К выбору ключа для системного реестра также следует отнестись очень внимательно, чтобы не нарушать принятые в Windows соглашения.

Теперь можно запрограммировать и первый обработчик событий.

// обработчик события Load
function window.onload()
{
  try{
    // создание объектов
    oFso = new ActiveXObject("Scripting.FileSystemObject");
    oWshShell = new ActiveXObject("WScript.Shell");
  }
  catch(e){
    // отображение диалога о непригодности системы
    window.showModalDialog("wsh.win", null,
      "dialogWidth:500px;dialogHeight:410px; 
      center:1;scroll:0;help:0;status:0");
    isProgerror = true;
    window.setTimeout('window.close()', 200);
    return;
  }
  // восстановление параметров окна
  restore_settings();
  // сообщение об успешной инициализации
  oWshShell.Popup(sMsg_all_correct, 0, sApptitle, 64);
}

Как видно из приведенного примера, первое действие, которое пытается выполнить приложение после загрузки, - это создание глобальных объектов, с помощью которых в дальнейшем будет осуществляться связь с системными ресурсами и файловый ввод-вывод. Если это действие выполнить не удается, то дальнейшая работа приложения бессмысленна. Типичная реакция на непригодность системы - вывод сообщения, в котором разъясняются причины неудачи и даются советы по устранению ошибок. Обычно для этой цели готовится специальный документ - разумеется, в формате HTML, который отображается в окне модального диалога. В приведенном примере это файл wsh.win, названный так, чтобы у пользователя не возникало желания открывать его вне связи с родительским приложением.

Суть выводимого сообщения сводится к тому, что в системе отсутствует компонент Windows Scripting Host (WSH), обычно устанавливаемый вместе с Microsoft Internet Explorer версии 5 и выше. WSH можно сгрузить и установить с узла http://www.microsoft.com/msdownload/vbscript/scripting.asp в составе Microsoft Scripting Engine.

Дополнительно к сообщению об аварийном завершении предусмотрена установка флага ошибки isProgerror = true. Это делается с тем, чтобы проинформировать обработчики событий Unload о невозможности использования глобальных объектов.

Если же с WSH все в порядке, то начинается нормальная работа приложения. В приведенном примере это вызов функции restore_settings(), которую мы запрограммируем позже, и вывод сообщения об успешной инициализации. Способ вывода этого сообщения весьма поучителен. Используется метод Popup только что созданного объекта oWshShell. Этот метод - полный аналог хорошо известных всем Windows-программистам функций AfxMessagebox (C++) и MsgBox (Visual Basic). В приведенном примере выводится информационное сообщение с единственной кнопкой "OK" (рис. 2).

Fig.2 Рис. 2. Результат вызова метода Popup объекта WScript.Shell.

Второй обработчик событий достаточно прост:

// обработчик события BeforeUnload
function window.onbeforeunload()
{
  if (!isProgerror) {
    store_settings();
    // вывод диалога "Вы уверены..."
    return oHTA.commandLine;
  }
}

Здесь store_settings - будущая функция, сохраняющая параметры окна в системном реестре. Она вызывается только в случае успешной инициализации глобальных объектов системного окружения. Дополнительно демонстрируется стандартная возможность обработчика события BeforeUnload - формирование диалога с вопросом "Вы действительно хотите уйти с этой страницы?" - и способ извлечения свойств HTML-приложения, задаваемых с помощью атрибутов элемента .

После того, как подготовлены все необходимые обработчики событий, перейдем непосредственно к поставленной задаче. Рассмотрим функцию store_settings. Она затрагивает важнейшие приемы программирования HTML-приложений.

// сохранение параметров в реестре Windows
function store_settings()
{
  // проверка размеров окна
  if (document.body.clientWidth == screen.availWidth
      && Math.abs(screen.availHeight - 
      document.body.clientHeight) < 50) {
    isWinmax = true;
  } else {
    isWinmax = false;
  }
  // запись в системный реестр флага MAXIMIZE
  oWshShell.RegWrite(baseKey + "Maximize", 
    (isWinmax) ? "1" : "0", "REG_SZ");
  // проверка необходимости изменения атрибутов HTA
  if ((oHTA.windowState == "maximize" && !isWinmax)
     || (oHTA.windowState == "normal" && isWinmax)) {
    // извлечение имени файла приложения
    path = oHTA.commandLine;
    // удаление кавычек
    path = unescape(path.substring(1, path.length - 2));
    // открытие файла приложения для чтения
    doctext = new Array();
    f = oFso.OpenTextFile(path, 1);
    // загрузка файла в массив строк
    while(!f.AtEndOfStream) {
      doctext[doctext.length] = f.ReadLine();
    }
    f.Close();
    // открытие файла приложения для записи
    f = oFso.OpenTextFile(path, 2);
    // обновление файла приложения
    for (x = 0; x < doctext.length; x++){
      if (x == 21) {
        // изменение атрибута WINDOWSTATE
        if (isWinmax) {
          f.WriteLine('  WINDOWSTATE="maximize"');
        } else {
          f.WriteLine('  WINDOWSTATE="normal"');
        }
      } else {
        f.WriteLine(doctext[x]);
      }
    }
    f.Close();
  }
  if (!isWinmax) {
    // запись параметров окна в реестр Windows
    nWinTop = window.screenTop;
    nWinLeft = window.screenLeft;
    nWinWidth = document.body.clientWidth;
    nWinHeight = document.body.clientHeight;
    oWshShell.RegWrite(baseKey + "WinWidth",
      nWinWidth, "REG_SZ");
    oWshShell.RegWrite(baseKey + "WinHeight",
      nWinHeight, "REG_SZ");
    oWshShell.RegWrite(baseKey + "WinTop",
      nWinTop, "REG_SZ");
    oWshShell.RegWrite(baseKey + "WinLeft",
      nWinLeft, "REG_SZ");
  }
}

Как видно из приведенного кода, приложение не только достаточно легко управляется с системным реестром, но и может модифицировать само себя на уровне исходного текста! Это фундаментальная особенность HTML-приложений, которую трудно переоценить.

Парная store_settings функция, восстанавливающая сохраненные значения, намного проще.

// восстановление параметров из реестра Windows
function restore_settings()
{
  nWinWidth = eval(oWshShell.RegRead(baseKey +
                   "WinWidth"));
  nWinHeight = eval(oWshShell.RegRead(baseKey +
                   "WinHeight"));
  nWinTop =  eval(oWshShell.RegRead(baseKey + 
                   "WinTop"));
  nWinLeft =  eval(oWshShell.RegRead(baseKey +
                   "WinLeft"));
  // корректировка на величину обрамления окна
  nWinLeft -= 4;
  nWinWidth += 8;
  nWinTop -= 4 + nTitleHeight;
  nWinHeight += 8 + nTitleHeight;
  // восстановление размеров и положения окна
  if (oHTA.windowState == "normal") {
    window.resizeTo(nWinWidth, nWinHeight);
    window.moveTo(nWinLeft, nWinTop);
  }
}

Подведем итог. На примере решения типовой задачи сохранения и восстановления размеров окна приложения продемонстрированы следующие приемы. Созданы два глобальных объекта Microsoft Scripting Engine, обеспечивающие формирование системных сообщений, работу с реестром Windows и файловый ввод-вывод. Отмечена способность HTML-приложений модифицировать даже собственный программный код.

Работа с элементами управления ActiveX

Освоив основные приемы работы, попробуем еще больше "замаскировать" HTML-приложение под "настоящее", сформированное с помощью классических систем программирования C++ или Visual Basic. Например, снабдим наше приложение фундаментальными элементами GUI - меню и панелью инструментов. Причем не простыми, а "интеллектуальными", выполненными в стиле Microsoft Office XP.

Для этого достаточно подходящих элементов управления ActiveX. Добавить их на HTML-страницу не составляет большого труда. В HTA-файле приложения, сразу после элемента

<BODY>

запишем:

<OBJECT 
CLASSID="CLSID:41E6DDD6-FBD6-4718-80F7-9B160533C2F5" 
id="oMenubar" CODEBASE="igtoolbars50.cab">
<SPAN STYLE="color:red">
ActiveX control failed to load! 
-- Please check browser security settings.
</SPAN>
</OBJECT>

С помощью этой довольно компактной записи мы включили в свой проект чрезвычайно мощный компонент ActiveToolBars Plus от компании Infragistics. Забегая вперед, покажем, как будет выглядеть HTML-приложение с этим элементом управления (рис. 3).

Fig.3 Рис. 3. HTML-приложение с ActiveToolBars Plus.

Для того, чтобы эти замечательные меню и панель инструментов появились на экране, необходимо несколько дополнить наш файл JScript. Сначала введем ряд глобальных переменных.

var sToolbarFile = "menubar.atb";
var nDockHeightTop;
var nDockHeightBottom;
var nDockWidthRight;
var nDockWidthLeft;
var isToolbarModified = false;
// сообщения
var sMsg_toolbars_changed = "Toolbars was changed.\n
      Do you want to store it?";
var sMsg_sure_exit = "Are you sure you want to exit
      this application?";

В обработчике события Load, перед оператором restore_settings(), добавим строку вызова функции, инициализирующей меню:

load_toolbars();

Несколько модифицируем обработчик события BeforeUnload. Теперь тело этой функции может выглядеть следующим образом:

if (!isProgerror) {
  store_settings();
  if (isToolbarModified) {
    // меню или панель инструментов были изменены
    nAns = oWshShell.Popup(sMsg_toolbars_changed, 0,
           sApptitle, 36);
    if (nAns == 6) {
      save_toolbars();
    }
  }
  // вывод диалога "Вы уверены..."
  return oHTA.commandLine;
}

Причины подобных приготовлений заключаются в том, что "интеллектуальные" меню и панели инструментов в общем случае могут свободно модифицироваться пользователем в процессе работы с приложением. А наше приложение должно обладать свойством сохранять и восстанавливать свое состояние.

Сами рабочие функции загрузки и сохранения меню еще проще, чем в случае использования системного реестра.

// загрузка панели инструментов из внешнего файла
function load_toolbars()
{
  oMenubar.LoadConfiguration(sToolbarFile);
}

// сохранение панели инструментов
function save_toolbars()
{
  oMenubar.SaveConfiguration(sToolbarFile);
}

Однако присутствие в проекте такого "непоседливого" компонента, как ActiveToolBars, который пользователь может перемещать в любое место окна приложения или вовсе скрывать, требует введения специальных операторов, корректирующих значения параметров окна, восстанавливаемых из системного реестра. Поместим эти операторы в фунцию store_settings(), непосредственно перед записью параметров в реестр.

// позиция панели инструментов (docked area)
nDockHeightTop = oMenubar.GetDockHeight(1);
nDockHeightBottom = oMenubar.GetDockHeight(2);
nDockWidthRight = oMenubar.GetDockWidth(8);
nDockWidthLeft = oMenubar.GetDockWidth(4);
// корректировка размеров окна
nWinWidth = document.body.clientWidth + 
  nDockWidthRight + nDockWidthLeft;
nWinHeight = document.body.clientHeight + 
  nDockHeightTop + nDockHeightBottom;

Чтобы закончить работу над инициализацией и сохранением меню и панели инструментов, осталось обеспечить установку флага isToolbarModified. Этот флаг проверяется в обработчике события BeforeUnload и порождает диалог, спрашивающий у пользователя, сохранять или нет изменения, сделанные им в панелях инструментов.

Тут появляется еще одно новшество, введенное Microsoft для объектной модели браузера Internet Explorer, начиная с версии 5. Речь идет об элементах

<SCRIPT>
с атрибутами FOR и EVENT.

Вернемся к файлу приложения HTA и добавим перед закрывающим тегом

<BODY> 
следующий элемент.

<SCRIPT language = JScript for="oMenubar" 
event="ToolBarModified(change,toolbar,tool)">
  set_ToolbarModified(change);
</SCRIPT>

Эта запись - не что иное, как указатель наличия обработчика события для объекта oMenusbar, каковым является ActiveX-компонент ActiveToolBars. Сам же обработчик события весьма прост и помещается в файле JScript вместе с остальными функциями приложения.

// установка флага модификации панели инструментов
function set_ToolbarModified(change)
{
  isToolbarModified = true;
}

Параметр change, присутствующий в вызове этого обработчика, позволяет провести детальный анализ сделанных пользователем изменений, но в настоящем примере он не используется.

На этом с визуализацией меню и панелей инструментов можно покончить и перейти к более содержательным действиям - реализации процедур, вызываемых с помощью этих элементов интерфейса. Разумеется, функции программы зависят от назначения конкретного приложения. Поэтому ниже приводятся только схематические конструкции для нескольких типовых команд интерфейса.

Чтобы связать события выбора команд в меню с функциями их обработки, воспользуемся уже известным нам элементом языка HTML

<SCRIPT … FOR… EVENT>:

<SCRIPT language = JScript for="oMenubar" 
Event="ToolClick(tool)">
  if (!tool.id.match("ID_")) on_toolclick(tool.id);
</SCRIPT>

Оператор IF в этом обработчике используется для пропуска событий, связанных с меню верхнего уровня (группами). Предполагается, что эти меню имеют идентификаторы вида: ID_File, ID_Edit, ID_View, ID_Tools и ID_Help.

Кроме того, для меню File потребуется еще один элемент управления - CommonDialog или OpenSaveDialog, добавить который можно с помощью элемента

 <OBJECT>

<OBJECT ID="oCdlg"
CLASSID="CLSID:304D75E4-4D27-11D4-834D-004005AAE138">
</OBJECT>

В качестве примера попробуем реализовать несколько команд типичного приложения (рис. 4).

Fig.4 Рис. 4. Меню File типичного приложения.

Как правило, обработчик событий, связанных с выбором команд в меню, представляет собой обычный переключатель.

// обработчик события ToolClick
function on_toolclick(tool_id)
{
  switch(tool_id){
    case "open":
      setTimeout('do_open()', 100);
      break;
    case "TB_open":
      setTimeout('do_open()', 100);
      break;
    case "save":
      setTimeout('do_save()', 100);
      break;
    case "TB_save":
      setTimeout('do_save()', 100);
      break;
    case "exit":
      setTimeout('do_exit()', 100);
      break;
    case "help":
      setTimeout('do_help(-1)', 100);
      break;
    case "about":
      setTimeout('do_vendor()', 100);
      break;
    default :
      alert(tool_id);
  }
}

Прежде всего разберемся с командой Exit.

// сообщения
var sMsg_sure_exit = "Are you sure you want
  to exit this application?";

. . .

// метод exit application
function do_exit(nMode){
  if (nMode == 1) {
    window.close();
  } else {
    nAns = oWshShell.Popup(sMsg_sure_exit, 0,
           sApptitle, 36);
    if (nAns == 6) {
      window.close();
    }
  }
}

Это достаточно универсальная функция, которую можно вызывать из любого места программы. Предусмотрено два режима выхода: с выдачей сообщения и без такового. В отличие от обработчика события BeforeUnload, здесь можно использовать метод Popup объекта WSH и вывести сообщение произвольного вида, более подобающего настоящему приложению, безо всякого упоминания об HTML-странице (рис. 5).

Fig.5 Рис. 5. Выполнение команды Exit.

Другая полностью определенная и независимая от приложения команда - это команда Help (F1). Вот функция для ее обработки.

// глобальные переменные
var sHelpFile = "help.chm";

. . .

// метод help
function do_help(vTopic){
  if (vTopic == -1) {
    oWshShell.run(sHelpFile, 9);
  } else {
    oWshShell.run('HH "' + sHelpFile +
                  "::/" + vTopic + ".htm", 9);
  }
}

Предполагается, что приложение использует современную систему справки (Help), построенную в виде файла CHM. В качестве единственного параметра в метод передается переменная vTopic, имеющая тип variant. Если vTopic равен -1, то система Help открывается на оглавлении. Если же vTopic - символьная строка, то ищется соответствующий раздел, представляющий собой HTML-документ.

Еще одна стандартная команда интерфейса типичного приложения - команда About, выводящая небольшое окно диалога с информацией о разработчике. Эта команда реализуется следующим образом:

// глобальные переменные
var sAboutFile = "about.win";

. . .

// метод about dialog
function do_vendor(){
  window.showModalDialog(sAboutFile, oWshShell,
    "dialogWidth:417px;dialogHeight:330px;
    center:1;help:0;status:0;scroll:0");
}

Здесь about.win - обычный HTML-документ, с гиперссылками и графическими элементами, выводящийся в окне модального диалога. При желании диалог About в HTML-приложении легко сделать весьма эффектным, чего нельзя сказать об аналогичных диалогах в C++ или Visual Basic.

Наконец, рассмотрим схему реализации команд Open и Save, ради которых в приложение был добавлен специальный компонент ActiveX.

// глобальные переменные
var sAboutFile = "about.win";

. . .

// метод about dialog
function do_vendor(){
  window.showModalDialog(sAboutFile, oWshShell,
    "dialogWidth:417px;dialogHeight:330px;
    center:1;help:0;status:0;scroll:0");
}

Реально в этой функции ничего не открывается, а просто выводится сообщение о выбранном для открытия имени файла. Зато достаточно корректно реализована реакция приложения на различные ситуации, которые могут возникнуть при работе с элементом управления OpenSaveDialog.

Метод Save отличается от метода Open только в деталях.

. . .
DialogTitle = "Save As";
. . .
oCdlg.ShowSave();
. . .

Непосредственно файловый ввод-вывод был рассмотрен выше, когда обсуждалась возможность модификации текста самого приложения.

Заключительные положения

Скорее всего, затраты времени на разработку HTML-приложений окажутся меньше по сравнению с классическими C++ или Visual Basic, даже несмотря на отсутствие визуальных средств проектирования и интеллектуальную поддержку языка. Дело в том, что HTML-приложения не имеют никаких промежуточных состояний и не требуют установки у пользователя.

Конечно, выигрывая в скорости разработки, HTML-приложения значительно уступают exe-файлам в быстродействии. Однако существует по крайней мере один класс задач, где HTML-приложения явно предпочтительнее. Речь идет о генерации или анализе HTML-страниц. Что может быть естественнее, чем использовать языки HTML и JScript для обработки подобных же кодов и объектной модели?

Существует и другое важное обстоятельство, делающее HTML-приложения весьма привлекательными, - это практически полное отсутствие специальных требований к среде проектирования и системным ресурсам. Серьезные разработки становятся возможными даже в малобюджетных организациях, школах и в домашних условиях.

В создании эффективных HTML-приложений большую роль играет умелое использование ActiveX. Здесь проявляется еще одно интересное обстоятельство. Как известно, многие элементы управления ActiveX - это коммерческие продукты, требующие покупки лицензии. С HTML-приложениями, распространяемыми через Интернет, можно об этом не заботиться. Элементы управления, загружаемые с помощью CODEBASE из авторизованных узлов CAB-архивов, будут автоматически установлены и зарегистрированы на клиентской стороне с соблюдением всех формальностей, предусмотренных производителем.

В некоторых случаях, разумеется, может потребоваться лицензия периода выполнения (runtime), но не более того. Другими словами, то, что классические системы программирования (C++, VB, VBA) не позволяют сделать без соответствующей лицензии, легко реализовать с помощью HTML-приложений.

Для вставки в проект HTML лицензии периода выполнения используются LPK-файлы. Делается это следующим образом (здесь htademo.lpk - файл с runtime-ключами всех лицензируемых компонентов проекта):

<OBJECT id="regobj" 
CLASSID="CLSID:5220CB21-C88D-11CF-B347-00AA00A28331" 
VIEWASTEXT>
  <PARAM NAME="LPKPath" VALUE="htademo.lpk">
</OBJECT>

Разработчиков может волновать и другая проблема: можно ли в HTML-приложениях защитить интеллектуальную собственность непосредственного автора проекта? Ответом на этот вопрос будет "частично - да". В HTML-приложении явно выделяются две группы кодов - это HTML и JScript (или VBScript). Так вот, все коды, расположенные внутри элементов

<SCRIPT>

можно зашифровать с помощью специальной утилиты Microsoft Script Encoder, запускаемой из командной строки MS-DOS:

SRCENC [switches] inputfile outputfile

После обработки этой утилитой в HTML-файлах необходимо использовать другую форму элементов

<SCRIPT>
например:

<SCRIPT language="JScript.Encode" src="api.js"></SCRIPT>

Сами же Jscript-коды проекта будут выглядеть совершенно неудобочитаемо.