PhotoГлавный редактор журнала "BYTE/Россия" Андрей Борзенко встретился с руководителем отдела продаж систем хранения данных "IBM Восточная Европа/Азия" (IBM EE/A) Виктором Смирновым и попросил его ответить на несколько вопросов.

"BYTE/Россия": Как Вы оцениваете состояние и перспективы рынка систем хранения данных?

Виктор Смирнов: Если говорить о ближайших перспективах мирового и российского рынков, то сегодняшнее изменение ситуации на ИТ-рынке так или иначе связано с общей экономической ситуацией, с финансовыми рынками, с положением ряда крупных корпораций, некоторым снижением активности заказчиков и т. д. Поэтому ближайшие перспективы мирового рынка систем хранения данных, может быть, не очень оптимистичны. На мой взгляд, сегодня всем крупным игрокам, как минимум, необходимо сохранить те объемы продаж, которые уже достигнуты. Надо также сберечь всех заказчиков и продвигать на рынок перспективные технологии и продукты в области хранения данных, которые будут правильно восприняты заказчиками в новой экономической ситуации. Здесь у IBM есть что предложить.

Российский рынок систем хранения данных имеет некоторую специфику. Прежде всего снижение активности заказчиков в сфере ИТ-индустрии в России менее заметно по сравнению, скажем, с американским или европейскими рынками. Что касается перспектив российского рынка систем хранения, необходимо сказать, что одной из основных задач здесь будет сохранение достигнутого роста продаж и, разумеется, внедрение на рынок широкого спектра новых продуктов.

Сегодня IBM в области хранения данных может предложить целый ряд продуктов - от устройств начального уровня до мощных систем класса high-end. Основной упор IBM EE/A будет делать на системы среднего уровня, так называемые мидрендж (midrange), но мы активно будем продвигать и другие системы хранения. Кстати, на рынке серверных платформ подобного класса также наблюдается большая активность.

"BYTE/Россия": Каковы стратегические задачи вашего подразделения в этом году?

В. С.: Среди основных задач я хочу еще раз назвать, как минимум, сохранение роста достигнутых объемов продаж и увеличение объема продаж. Кроме того, важная задача - поддержание интереса заказчиков к нашим технологиям и внедрение на рынок продуктов, представленных нашей корпорацией в течение этого и конце прошлого года. Это касается сетевых систем хранения данных, нового семейства моделей нашего ведущего high-end-продукта - Enterprise Storage Server (под кодовым названием Shark), а также ПО для корпоративных систем хранения данных, в частности, виртуализации.

"BYTE/Россия": Как вы оцениваете прошедший год для своего подразделения?

В. С.: Все перечисленные выше задачи можно решить только благодаря тем заделам, которые были подготовлены в прошлом году. Именно прошлый год был для нас достаточно успешным в смысле роста объема продаж систем хранения данных на российском рынке. Достаточно, например, отметить, что рост объемов продаж в 2001 году по отношению к 2000 году вырос на 80%. Причем этот показатель выше, чем у всей корпорации в целом.

"BYTE/Россия": Какие акценты в работе подразделения будут сделаны в текущем году?

В. С.: Отталкиваясь от достигнутого, IBM в России ставит перед собой достаточно агрессивные цели. Помимо общего роста объемов продаж планируются и активные действия по продвижению новых продуктов.

Структура продаж в области систем хранения сегодня существенно изменилась. Корпорация вывела на рынок многочисленные решения для предприятий малого и среднего бизнеса. Что касается сетевого хранения, то здесь следует отметить технологии iSCSI, NAS и, разумеется, SAN. Подобные решения уже поставлены заказчикам, работающим в самых различных областях индустрии. В этом году в структуре продаж также будет выделено несколько направлений, на которых будет сфокусирована деятельность нашего подразделения. Во-первых, это дисковые подсистемы класса high-end в рамках корпоративных хранилищ данных, во-вторых, это системы среднего уровня для массового заказчика и, в-третьих, системы хранения данных в сетях, уже упомянутых ранее.

Если говорить об акцентах, которые мы расставляем, продвигая наши устройства на рынке, то в первую очередь это развитие продаж систем хранения через сеть наших бизнес-партнеров. Здесь будет продолжена работа по их обучению и сертификации. Кроме того, необходимо донести до партнеров массу информации о новых продуктах, технологиях и решениях IBM. Цель подобных действий - формирование квалифицированных, продвинутых и компетентных партнеров.

Другой акцент будет сделан на продвижение решений корпорации в тех областях, где IBM до недавнего времени была представлена недостаточно сильно. Это касается, в частности, телекоммуникационного рынка, рынка операторов сотовой и мобильной связи. Уже сейчас здесь ведется довольно активная работа. Но это вовсе не значит, что позабыты традиционные для IBM сегменты рынка. Например, в банковском и государственном секторах развитие продолжается весьма высокими темпами.

Кроме того, акцент будет сделан на массовые продажи систем хранения данных начального уровня. Сюда входят и сетевые системы, и дисковые подсистемы, а также ленточные устройства, базирующиеся, например, на технологии LTO.

"BYTE/Россия": Что Вы можете сказать о конкурентах на рынке систем хранения?

В. С.: Число крупных компаний, работающих на этом рынке, значительно меньше, чем, например, на серверном. Более того, чтобы всех их пересчитать, хватит пальцев одной руки. Сегодня в России все эти компании имеют свои представительства. Последней на российский рынок вышла Hitachi Data Systems. Мы видим, что, придя на рынок, некоторые компании начинают проводить довольно агрессивную политику. На наш взгляд, решительные шаги конкурентов не всегда приносят серьезную отдачу. Пожалуй, это связано с тем, что российский рынок довольно инертен, поэтому резкие маркетинговые ходы не всегда приносят планируемые результаты. Кстати, подход IBM в этом смысле всегда учитывает специфику рынка. Хотелось бы отметить, что IBM верна своим традициям и принципам работы с заказчиками, у нас есть собственные планы, и мы в большей степени ориентированы на выполнение этих планов, нежели на локальные "бои" с конкурентами.

Кстати, о верности глобальным планам IBM говорят объявления новых продуктов, сделанные в середине июля. Это, в частности, касается и третьего поколения Enterprise Storage Server.

"BYTE/Россия": В чем особенности систем типа Shark?

В. С.: Первое поколение Enterprise Storage Server включало модели E-10 и E-20, затем было анонсировано семейство F, включающее устройства F-10 и F-20. Новые модели третьего поколения носят название 800 и 800 Turbo. Уже из названия последней следует, что эта модель более производительная, хотя оба новых устройства одинаковы по емкости. Кстати, модели предыдущего поколения F также доступны сегодня на рынке, поскольку на них существует устойчивый спрос у некоторых заказчиков. Уже в июле был достигнут своеобразный рекорд - была продана 10-тысячная система Enterprise Storage Server (кодовое название Shark).

Тем не менее производительность новых устройств существенно выше. Не вдаваясь в особые технические подробности, можно сказать, что по сравнению с недавним флагманом, моделью F-20, нынешний лидер обеспечивает увеличение производительности примерно в два раза. В объявленной линейке много новшеств, которые пришли не только из лаборатории по разработке систем хранения, но и из серверных решений. Так, частично технологии взяты из проекта eLiza - это касается самоуправления, самонастройки, "самолечения" и т. д. Еще больше выросла надежность устройств, но все-таки основной упор сделан на производительность. Результаты тестов, проведенных в лабораториях IBM, показывают, что модель 800 на сегодняшний день вполне сравнима с моделями основных конкурентов - EMC и Hitachi Data Systems и даже кое в чем их превосходит.

Несмотря на увеличение производительности новых систем, надо сказать, что в целом произошло плавное обновление моделей с сохранением основной концепции их построения. В основе этой концепции лежит надежное и абсолютно отказоустойчивое устройство.

Что касается России, то о результатах этого года говорить еще рано. Тем не менее на сегодняшний день в нашей стране уже поставлено 15 подобных систем класса high-end - на наш взгляд, это достаточно внушительная цифра, принимая во внимание, что данные устройства предлагаются на рынке менее трех лет. Причем все они установлены у крупных корпоративных заказчиков (в их числе, например, Госкомстат).

Кстати, одновременно с новыми системами IBM анонсировала и ряд новых компонентов, в частности, современные дисковые накопители с улучшенными параметрами и интерфейсом Fibre Channel, емкость которых составляет 18, 36 и 73 Гбайт. Сетевое семейство также пополнилось устройством начального уровня NAS-100, выполненным в компактном экономичном корпусе типа pizza box, в котором размещаются четыре диска по 120 Гбайт каждый.

Кроме того, произошло обновление в семействе ленточных накопителей MagStar. Здесь объявлены новые приводы и картриджи с увеличенной емкостью. Кстати, технологии MagStar в этом году исполнилось 50 лет - это было первое ленточное устройство, которое появилось на рынке. К юбилею специалисты IBM приурочили своеобразный рекорд: на картридж MagStar был записан один терабайт данных. Заметим, что стандартный картридж сегодня вмещает 120 Гбайт сжатых данных.

"BYTE/Россия": Кого из партнеров IBM можно было бы отметить особо?

В. С.: Последние годы отмечены тем, что появились партнеры, непосредственно авторизованные по системам хранения данным. Они очень серьезно, очень углубленно занимаются этими технологиями. К сожалению, невозможно перечислить всех авторизованных партнеров IBM по системам хранения данных, их у нас только в России более пятидесяти. Назову компании, обладающие наивысшим статусом по квалификации в области систем хранения данных и предлагающие уникальные услуги на нашем рынке. Из таких партнеров можно отметить компанию "ГетНет", премьер-партнера IBM. На базе этой компании открыт единственный в России центр компетенции по системам хранения данных - IBM Total Storage Solution Center. Компания "Медкор 2002" - премьер-партнер, который занимается решениями для рынка медицины.

"BYTE/Россия": Расскажите подробнее о Total Storage Solution Center.

В. С.: В прошлом центр компетенции назывался SAN-центром. Уже самим фактом смены названия IBM показала, что расширяет сферу его деятельности, включая в нее все технологии хранения данных, предлагаемые корпорацией. Как известно, общий брэнд для всех устройств и систем хранения IBM - именно Total Storage. Это подчеркивает то значение, которое корпорация придает данному направлению в ИТ-индустрии.

Во всем мире существует несколько десятков подобных центров, и один из них находится в России. Мы уже несколько лет сотрудничаем с компанией "ГетНет" и очень довольны результатами, причем как результатами самой компании "ГетНет" по продажам систем хранения данных IBM, так и той работой, которая проводится в рамках центра. В первую очередь это маркетинговые акции, семинары, тренинги и конференции, как для остальных бизнес-партнеров, так и для заказчиков. Мне лично очень нравятся тематические семинары, которые проводятся для заказчиков из определенных сегментов рынка. Это позволяет специалистам, работающим в одной области, общаться, обмениваться опытом и впечатлениями о новых технологиях.

Развитие центра постоянно продолжается. В частности, идет обновление установленного оборудования, которое относится не только к хранению данных, но включает и ряд основных серверных платформ, в том числе и не от IBM. Это позволяет демонстрировать в центре не просто продукты для хранения данных, а инфраструктурные решения при наличии гетерогенной серверной среды.

"BYTE/Россия": И последний вопрос - что придает Вам уверенность в работе?

В. С.: Ну, во-первых, в России, в отличие от других регионов в мире, продолжается рост. Это позволяет нам развиваться и инвестировать в этот рынок. А во-вторых, наша корпорация, используя современные технологии, постоянно обновляет основные линейки продуктов, входящие в семейство устройств для хранения данных, что делает решения IBM всегда конкурентоспособными. Это позволяет чувствовать себя вполне уверенно и эффективно работать с заказчиками и партнерами.