Photo Во время своего визита в Москву вице-президент корпорации Fujitsu Siemens Computers Бернд Бишофф (Bernd Bischoff) встретился с группой российских журналистов, среди которых был главный редактор журнала "BYTE/Россия" Андрей Борзенко.

"BYTE/Россия": Как Вы оцениваете прошедший год для Fujitsu Siemens Computers?

Бернд Бишофф: Как Вы знаете, 2001 г. был очень нелегким для ИТ-индустрии в целом. Впервые продажи на рынке ПК снизились в Европе в среднем на 15%, а в США эта цифра оказалась еще больше. Многие испытали просто шок. Снижение продаж у известных компьютерных компаний составило 20 и даже 30%.

У Fujitsu Siemens Computers тоже были определенные трудности. Однако продажи снизились всего на 9%; кроме того, мы горды тем, что это был для нас первый прибыльный год. Опубликованный официально доход корпорации - 10 млн евро, но реально он составляет 20-22 млн евро, так как 10-12 млн, согласно нашим правилам, было инвестировано в исследования и разработки. Вообще говоря, реальный прирост по сравнению с 2000 г. составил 93 млн евро. Дело в том, что изначально Fujitsu Siemens Computers была ориентирована на рынок ПК для пользователей. А этот рынок никак нельзя назвать прибыльным. Сегодня наша корпорация предлагает самый широкий ассортимент продукции: от КПК и ноутбуков до рабочих станций и мощных серверов, которые работают под управлением таких ОС, как Windows NT, Linux и Solaris.

"BYTE/Россия": Каковы основные направления деятельности вашей корпорации?

Б. Б.: Как известно, Fujitsu Siemens Computers была образована чуть более двух лет назад. Днем рождения корпорации считается 1 октября 1999 г. Примерно через год-полтора произошла серьезная смена менеджмента. Могу сказать, что в свое время были отправлены в отставку даже два президента. Все это было связано с выбором верной стратегии на рынке.

В конце 2000 г. корпорация выделила в качестве приоритетных направлений своей деятельности поддержку критически важных бизнес-приложений и мобильных решений. Сегодня это лидирующие и самые быстро развивающиеся направления в компьютерной индустрии. Вся деятельность Fujitsu Siemens Computers концентрируется в этих двух ключевых областях. Впрочем, обе области тесно связаны, как функционально, так и технически. Очень важно иметь доступ к информации в любое время, в любой точке (по оценке Gartner Group, к следующему году около 40% служащих будут проводить половину своего рабочего времени вне офиса). Для этого необходимо иметь надежную инфраструктуру. У нас есть лучшие технологии для обоих направлений.

"BYTE/Россия": Какова стратегия корпорации в настоящее время?

Б. Б.: Мы, в частности, предлагаем целый набор профессиональных услуг (Professional Services), ориентированных на аппаратные средства, и технологии middleware (промежуточного ПО). Иначе говоря, это не внедрение каких-то технологий, а внедрение неких опций к "железу".

Хотелось бы отметить, что Fujitsu Siemens Computers предоставляет полный набор услуг, включая консалтинг и внедрение. Корпорация успешно сотрудничает с ведущими разработчиками технологий и ПО. Среди наших партнеров - такие крупные компании, как SAP, Oracle, Navision, и многие другие. Некоторые наши конкуренты стараются делать все сами. У нас несколько иная позиция. Только в области ПО Fujitsu Siemens Computers сотрудничает более чем с 1400 партнерами.

Что касается профессиональных услуг, то мы собираемся развивать это направление и дальше. В частности, планируем набирать новых людей на работу, в том числе в России.

"BYTE/Россия": Изменится ли что-нибудь в стратегии Fujitsu Siemens Computers после слияния Hewlett-Packard и Compaq?

Б. Б.: Нет, стратегия, конечно, не изменится, но мы думаем, что сможем добиться многого, используя это слияние. Во-первых, менеджмент и служащие Hewlett-Packard и Compaq потратят массу времени в борьбе за должности внутри новой компании. Это значит, что у них останется значительно меньше времени на внимательную работу с клиентами. Кроме того, сразу сложно определить, какие продуктовые линейки останутся, а какие прекратят существование. На это тоже понадобится время.

Во-вторых, многие серьезные клиенты, как правило, стратегически ориентируются на продукцию 2 -- 3 ключевых фирм-производителей. Если в их число входят Hewlett-Packard и Compaq, то у нас открываются очень серьезные перспективы. Ну и, в-третьих, есть очень много партнеров в канале, у которых продукция Hewlett-Packard и Compaq составляет до 70% их бизнеса. Для таких компаний мы можем стать просто идеальными партнерами, поскольку у нас очень ясная партнерская стратегия.

"BYTE/Россия": Каковы же основные преимущества вашей корпорации по сравнению с конкурентами?

Б. Б.: Их у нас много. Например, у Compaq и Hewlett-Packard линейки продукции очень сильно перекрываются. Одних только вариантов операционных систем насчитывается около семи. Такое количество продукции практически невозможно поддерживать одновременно. Несомненно, что им придется все переделывать.

У нас сейчас довольно эффективная стратегия, которая базируется на четкой продуктовой линейке.

"BYTE/Россия": Как Вы оцениваете важность систем хранения данных?

Б. Б.: Если мы говорим о критических бизнес-приложениях, то системы хранения - это ключевая часть всех решений и соответственно ключевая часть нашей стратегии. В России в этой области планируется тоже кое-что улучшить. В ближайшее время Вы об этом узнаете.

"BYTE/Россия": Каковы планы корпорации по использованию сверхтонких (blade) серверов?

Б. Б.: Наши blade-серверы были представлены на прошедшей этой весной выставке CeBIT. Если Вам удалось с ними ознакомиться, то Вы знаете, что это первоклассный продукт. По соотношению цена/производительность у нас практически нет конкурентов. Сегодня мы стремимся найти новые области применения, где подобные серверы могут играть важную роль. Например, типичным приложением может быть следующее. Вместо того, чтобы использовать тысячу ПК, можно установить blade-сервер в качестве терминального сервера и подключить к нему тысячу тонких клиентов. Такое решение примерно в два раза выгоднее с точки зрения совокупной стоимости владения. Ведь не секрет, что бухгалтеру или администратору обычно не нужен полноценный ПК. И это предпочтительное решение для таких клиентов. Решения для провайдеров или серверные фермы в настоящее время не столь привлекательны.

"BYTE/Россия": Как Вы оцениваете работу российского офиса Fujitsu Siemens Computers?

Б. Б.: Штаб-квартира очень довольна результатами бизнеса в России. Общий объем бизнеса за последний год вырос более чем на 60%. Здесь четко обозначились ключевые направления работы - мобильные решения (ноутбуки) и серверы, причем как на платформе Intel (Primergy), так и RISC (PrimePower). Мы ожидаем в России большого роста. По крайней мере, руководство ждет от российского офиса повторения столь же высоких результатов. Так как бизнес в России развивается очень позитивно и российская команда работает хорошо, да и весь российский ИТ-рынок быстро развивается, планируется сделать большие инвестиции.

"BYTE/Россия": На что будут направлены эти инвестиции?

Б. Б.: Основные инвестиции - это собственно люди. Потому что люди - это ключевой фактор любой ИТ-компании. Конечно, мы будем инвестировать в набор людей, которые будут способствовать в продаже "тяжелых" решений, убеждать заказчиков в том, что у Fujitsu Siemens Computers самые правильные решения. В дальнейшем мы будем набирать людей, которые смогут продавать профессиональные услуги и внедрять их. Но чтобы это делать, нужно прежде всего зарегистрировать компанию-резидент в России (общество с ограниченной ответственностью). Не знаю, сколько это точно займет времени с учетом российской специфики, но мы хотели бы сделать это достаточно быстро.

Хотелось бы еще подчеркнуть, что профессиональные услуги - это не гарантийное обслуживание продукции. Профессиональные услуги - это, например, консалтинг в области построения информационных систем, решения в области кластеризации, безопасности, систем хранения, SAN и т. д.

Мы должны расширить предложения наших партнеров, поскольку обычно такие профессиональные услуги они предложить не могут. Мы не собираемся конкурировать с ними, а дополним их предложения тем, что они еще не умеют делать. Мы никогда не пойдем на конфликт со своими партнерами.

"BYTE/Россия": Насколько свободна в своих действиях российская команда?

Б. Б.: У Fujitsu Siemens Computers одна стратегия. Однако мы понимаем, что простое копирование одной модели бизнеса в разных странах просто не будет работать. Необходимы, так сказать, "локальные настройки", с учетом местной специфики, которую, конечно, лучше представляют люди, живущие в этой стране. Основная позиция корпорации такова, что ответственность за результаты бизнеса полностью возлагается на местные офисы.

"BYTE/Россия": Насколько эффективно участие Fujitsu Siemens Computers в различных выставках?

Б. Б.: Обычно я не хожу на подобные мероприятия, хотя если Вы представляете ключевого вендора, то не можете избежать участия в крупных мероприятиях, например, подобных CeBIT. У нас имеется гораздо лучший опыт проведения собственных корпоративных выставок (в Аугсбурге и Падерборне), куда мы приглашаем наших партнеров и заказчиков. Это происходит дважды в год: осенью и весной. Напомню, что в Аугсбурге находится центр разработки и производства профессиональных ПК, серверов Primergy, а также системных плат и клавиатур. А на заводе в Падерборне производятся UNIX-серверы семейства RM и серверы PrimePower. Кроме того, там же проводятся все научные исследования и разработки, касающиеся серверных систем корпорации.

В корпоративных выставках принимают участие и наши партнеры, такие как Intel, AMD, Oracle, SAP, EMC и другие. Наши последние выставки в Аугсбурге посетили 8 тыс., а в Падерборне - 14 тыс. человек.

"BYTE/Россия": Как руководство корпорации оценивает ближайшие перспективы ИТ-рынка, когда может начаться подъем?

Б. Б.: Трудно сказать. Многие эксперты говорят о втором полугодии и даже следующем годе. Мы очень осторожны в своих оценках, поэтому у нас достаточно консервативный план на 2002 г. (2002 финансовый год закончится 31 марта 2003 г.). Конечно, если бизнес начнет развиваться, то мы незамедлительно можем начать делать новые инвестиции. Но это не относится к России. Для России "зеленый свет" уже дан.