В современных условиях рыночной конкуренции компании стремятся улучшить взаимодействие с клиентами, повысить производительность труда сотрудников, интегрировать и автоматизировать бизнес-процессы, ускорить сбор нужных данных, поддерживать постоянный информационный контакт с партнерами и заказчиками. Но для решения всех этих задач нужна чрезвычайно гибкая и масштабируемая ИТ-инфраструктура. Сегодня всеми признано, что в основе такой системы должна лежать концепция сервис-ориентированной архитектуры (SOA), реализация которой становится частью ИТ-стратегии и инвестиционной программы предприятий.

Одна из ключевых идей SOA заключается в построении распределенных систем, в которых некая функциональность предоставляется в виде сервисов непосредственно пользователям, приложениям, с которыми имеют дело пользователи, или другим сервисам. Иначе говоря, функции должны быть представлены в виде строительных блоков, которые можно повторно применять при разработке прикладных решений, смещая фокус на объединение ПО. Это можно делать внутренним способом, включая в новые программы уже существующие компоненты, или внешним, интегрируя различные приложения. Но в любом случае ключ к достижению гибкости — в использовании открытых стандартов.

В реализации SOA-системы участвует пять основных типов объектов: люди, процессы, информация, повторно используемые ресурсы и взаимодействие. Выбор приоритетов между этими компонентами сильно зависит от уникальности бизнеса, и все же главным почти всегда становятся люди.

Портфель решений IBM Lotus ориентирован именно на человека, обеспечивая его взаимодействие с коллегами, приложениями и данными. И главное здесь в том, что работа сотрудника должна обеспечиваться независимо от того, какое средство он использует для доступа в корпоративную сеть: ПК, ноутбук, Интернет-киоск, карманный компьютер, сотовый телефон или смартфон. При этом речь идет не только о Web-браузерах – пользователь должен иметь возможность работы и с функционально насыщенными клиентскими приложениями.

Что касается сценариев мобильной работы, то здесь видятся шесть типовых вариантов:

  • офисные работники, использующие настольные ПК на своих рабочих местах, например, для выполнения банковских операций;
  • информационные работники (knowledge worker), которые могут трудиться как в офисе, так и удаленно с помощью ноутбука;
  • "полевые" службы, сотрудники которых динамично перемещаются по объектам или выезжают к клиентам, используя планшеты или PDA для выполнения заданий в режиме двусторонней или односторонней связи;
  • службы продаж, специалистам которых нужен доступ к информации о продуктах или клиентах через PDA, смартфоны или ноутбуки;
  • киоски розничной торговли – через них клиенты получают доступ к каталогам продуктов;
  • предоставление бизнес-услуг потребителям (B2C) – необходимо выполнять транзакции с самых разнотипных клиентских устройств.

Для реализации всех этих сценариев используемое ПО должно отвечать следующим требованиям. Пользовательский интерфейс должен быть более насыщенным и не таким ограниченным, как у Web-браузера. Желательно, чтобы клиентские приложения могли бы работать и без непосредственного подключения к корпоративной сети. Нужно обеспечить безопасность и защиту данных – на клиентских устройствах, серверах и в процессе передачи информации. ИТ-службы нуждаются в инструментах и адаптерах, которые могли бы интегрировать новые решения с существующими бизнес-процессами и агрегировать информацию из разных источников. Кроме того, ИТ-службы хотят иметь средства удаленного управления и администрирования для снижения затрат на развертывание и поддержку приложений на клиентских местах. И наконец, для реализации шестого сценария (B2C), когда компании заранее не знают, какие устройства будут использоваться, обязательно нужны платформенно-независимые приложения.

Однако на практике часто требуется обеспечить многоканальный доступ, когда все приведенные выше сценарии можно применять в самых разных сочетаниях. Именно для реализации такого режима работы ИТ-систем предназначена группа решений IBM WebSphere Everyplace, в которую входят следующие компоненты.

WebSphere Everyplace Deployment – клиентская, но управляемая с сервера платформа, которая позволяет вынести функционал бизнес-приложения за пределы дата-центров. В ее состав входят также инструменты и дополнительные серверные коннекторы для быстрого построения и развертывания "подсоединенных" приложений на настольных ПК, ноутбуках, киосках, PDA или смартфонах. Платформа включает также библиотеки поддержки пользовательского интерфейса, локальных баз данных и механизм синхронизации данных. Все это реализовано на базе индустриальных стандартов, таких, как OSGi, Web-сервисы, Eclipse и JDBC.

WebSphere Everyplace Connection Manager предоставляет мобильным пользователям защищенный доступ к бизнес-приложениям на базе Lotus Domino и WebSphere. Это продукт обеспечивает высокий уровень безопасности (через механизм виртуальных частных сетей, сертифицированный по стандарту FIPS 140-2), оптимизацию производительности и бесшовный роуминг через самый широкий набор беспроводных и проводных сетевых технологий. Данное ПО может работать на ноутбуках, Pocket PC, Tablet PC и различных устройствах под управлением ОС Palm или Symbian.

Photo

Используя средства шифрования баз данных, входящие в состав WebSphere Everyplace Deployment, ПО WebSphere Everyplace Connection обеспечивает полную безопасность приложений. Для решения задач аутентификации, в том числе однократной (single sign-on), можно использовать протокол LDAP и различные менеджеры идентификации.

WebSphere Everyplace Mobile Portal Enable предлагает Web-доступ к содержимому портала. Данное решение поддерживает сценарии типа B2C (бизнес-потребитель), в котором может применяться самый широкий круг клиентских устройств.

WebSphere Everyplace Access – решение для синхронизации электронной почты и управления персональной информацией. Оно предлагает также средства интеллектуальных уведомлений и доступа к территориально привязанным данным.