Сегодня все чаще компании рассматривают вопросы управления своей ИТ-инфраструктурой как часть всего комплекса проблем управления предприятием. Согласно отчету аналитической компании Forrester "Обзор ИТ-расходов североамериканских компаний в 2006 г.", 77% организаций считают повышение ИТ-эффективности своей важнейшей операционной задачей текущего года. В свою очередь, ИТ-поставщики, ориентируясь на эти потребности рынка, наращивают усилия по выпуску соответствующих технологий и решений.

В конце нынешней весны корпорация IBM (http://www.ibm.com) представила новые программные продукты семейства Tivoli и услуги для автоматизации сложных ИТ-процессов в многоплатформенных средах, включая средства управления устройствами хранения, снижения количества ИТ-отказов, развертывания новых выпусков и исправлений ПО. Их применение должно помочь заказчикам ограничить рост расходов на ИТ и успешно внедрять изменения, вызванные постоянным появлением новых угроз безопасности и необходимостью поддерживать свою конкурентоспособность. Речь идет о четырех программных продуктах поставки, которых уже начались.

IBM Tivoli Change and Configuration Management Database (CCMDB) — интеграционная платформа для управления ИТ-сервисами. Автоматически выявляет и собирает распределенную по предприятию ИТ-информацию — в том числе подробные данные о серверах, устройствах хранения, сетях, связующем ПО, приложениях и данных, — которая помогает ИТ-персоналу понять отношения и взаимозависимости между перечисленными компонентами инфраструктуры. В состав CCMDB также входит механизм workflow engine, приводящий в действие инструменты IBM Process Manager и позволяющий заказчику создавать специализированные процессы в соответствии со своими потребностями.

IBM Tivoli Availability Process Manager — помогает оценить влияние простоев и проблем с производительностью на бизнес; гарантирует восстановление отказавшего ИТ-сервиса до уровня, обеспечивающего максимально быстрое возобновление бизнес-операций. Это ПО выявляет отказавшие компоненты и оперативно запускает соответствующие диагностические средства.

IBM Tivoli Release Process Manager — автоматизирует процесс развертывания выпусков, обновлений и исправлений ПО, гарантируя надлежащий порядок выполнения всех этапов развертывания с привлечением нужных специалистов. Кроме того, этот продукт помогает заказчику оценить последствия развертывания новых выпусков ПО для существующих ИТ-ресурсов.

IBM Tivoli Storage Process Manager — ускоряет процессы управления хранилищами, предоставляя набор настраиваемых автоматизированных рабочих процедур, и выявляет ключевые особенности конфигурации среды хранения, позволяющие глубже понять взаимосвязи между средой хранения и другими компонентами ИТ-инфраструктуры. Кроме того, этот продукт предоставляет ряд специальных автоматических процедур, с помощью которых — вместе с имеющимися у заказчика продуктами Tivoli для управления хранением — можно устанавливать приоритет таких операций, как распределение ресурсов, очистка данных и аварийное резервное копирование.

Кроме того, во второй половине 2006 г. начинается выпуск Process Manager for Capacity Management. В целом состав семейства Process Manager будет расширяться, в нем появятся продукты, помимо прочего охватывающие такие области, как безопасность, соответствие нормативным требованиям и финансовая оценка ИТ-ресурсов.

Представленное ПО позволяет автоматизировать ряд наиболее трудоемких процессов, связанных с управлением сложными ИТ-средами. Один из примеров — это развертывание нового приложения, затрагивающее различные приложения, аппаратные средства, системы хранения и несколько сетевых сред уровня корпоративного подразделения. Благодаря новым продуктам заказчикам больше не придется вручную проектировать эти процессы и интегрировать их по отдельности: достаточно будет однократного описания ИТ-процессов, которые затем в автоматическом режиме можно интегрировать во все операционные зоны.

Продукты серии Process Manager и CCMDB основаны на открытой, сервис-ориентированной архитектуре, благодаря которой удается повторно использовать предшествующие инвестиции в ИТ, и соответствуют стандартам IT Infrastructure Library (ITIL), в которую включены проверенные типовые методики управления ИТ-операциями. Данные решения могут быть адаптированы для определенных отраслей, например, здравоохранения или розничной торговли. Это открывает перед поставщиками продукции и дополнительных услуг, реселлерами и независимыми производителями ПО широкие возможности для создания специализированных решений, удовлетворяющих специфические потребности конкретных заказчиков.

Параллельно с созданием новой продукции корпорация IBM активно работает в сфере стандартизации с целью совершенствования способов коллективного использования ИТ-информации. Совместно с другими лидерами отрасли IBM занимается разработкой новой спецификации взаимодействия, которая позволит — на основе продукта Configuration Management Database (CMDB) — концентрировать и совместно использовать детальную информацию о сложной ИТ-инфраструктуре на базе продуктов различных поставщиков.

Продукты IBM для управления ИТ-сервисами дополнены новыми специализированными услугами (их оказывает служба IBM Global Technology Services и бизнес-партнеры корпорации). Это подразумевает предоставление программного кода, доступ к типовым методикам, отработанным при выполнении тысяч программных проектов IBM и контрактов между заказчиками и службой Global Technology Services.

Кроме того, заказчики могут воспользоваться онлайновыми средствами IBM для развертывания средств управления ИТ-сервисами. Это Tivoli Unified Process — загружаемый бесплатно навигационный инструмент, предоставляющий подробные инструкции по настройке и внедрению типовых методик ITIL, и каталог Open Process Automation Library, содержащий сотни расширений для продуктов IBM и ее бизнес-партнеров.