В последнее время мы наблюдаем неизменно растущий интерес предприятий к использованию бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Однако, если приглядеться к предлагаемым на рынке решениям, можно увидеть, что деловая аналитика сегодня в большинстве своем сводится к выборке и визуализации фактических данных (чаще всего в виде двумерных, реже — трехмерных зависимостей) с применением простейшей статистической обработки — вычисления тренда, определения корреляционной зависимости заданных параметров и т. п. Такие системы позволяют делать обзор текущего состояния компаний, но их сложно применять в качестве основы для принятия стратегических решений, нацеленных на будущее.

В то же время средствами Data Mining реально пользуется гораздо более узкий круг клиентов. Одна из причин этого в том, что реализация технологии "извлечения данных" (под этим термином в несколько упрощенной формулировке понимается возможность выявления скрытых закономерностей, неочевидных причин явлений и т. д.) требует весьма сложных математических алгоритмов обработки исходной информации, в том числе с применением методов решения обратных задач.

Американская компания SAS (http://www.sas.com) уже давно входит в число безусловных лидеров среди поставщиков BI-продуктов, занимая при этом особую позицию в данном сегменте: основу ее бизнеса с самого начала, уже почти 30 лет, составляли технологии, основанные на математических (в первую очередь статистических) методах "глубокой" обработки числовой информации. Актуальность этого направления BI была замечательно продемонстрирована в условиях экономического кризиса последних лет: в 2003 г. оборот SAS составил 1,34 млрд долл., на 13,5% больше, чем годом ранее. Более того, такие результаты во многом объясняются тем, что в условиях обострения конкуренции на рынке клиенты все больше заинтересованы в использовании высокоэффективных математических методов для повышения эффективности своего бизнеса, в том числе за счет качественного анализа клиентской базы, автоматизации маркетинга и т. д.

В конце марта SAS официально объявила о начале продвижения своей новой системы аналитических продуктов — ее выпуск, по-видимому, можно смело назвать наиболее значимым технологическим усовершенствованием продуктов за почти всю долгую историю компании.

Photo

Семейство ПО SAS исторически включает две категории продуктов: технологический инструментарий, предназначенный в первую очередь для разработчиков приложений, и создаваемые на его основе решения для пользователей. Представленная сейчас SAS Intelligence Platform (SAS IP) — это технологическая платформа, на которой будет поэтапно возводиться весь комплекс продуктов SAS. Фактически она полностью переписана с учетом современных программных стандартов (Java, COM и т. п.), эффективной поддержки Web-среды и применения широкого круга клиентских устройств. Все это дает возможность использовать SAS IP не только для гибкой настройки существующих приложений и разработки новых, но и в качестве интеграционной платформы, связывающей воедино все приложения SAS, обеспечивая прозрачность их совместной работы и взаимодействие с другими источниками данных и продуктами третьих фирм.

В архитектуре SAS IP можно выделить три слоя:

  • ядро платформы, реализованное в виде набора серверов приложений (OLAP, Workspace, Metadata, Stored Process);
  • сервисы и компоненты промежуточного слоя;
  • клиентские приложения (на базе Java/Web).

С точки зрения пользователей платформы (в данном случае речь идет о разработчиках прикладных решений) наибольший интерес представляет ПО промежуточного слоя. Здесь также можно выделить две категории компонентов: большой набор базовых программных интерфейсов и интегрированные серверные решения верхнего уровня. Продукты, входящие сейчас в эту группу SAS IP, кратко охарактеризованы ниже.

Enterprise ETL Server выполняет извлечение, преобразование и загрузку данных, используя различные механизмы доступа к широкому кругу источников информации, многопоточную обработку, интегрированную среду управления метаданными и графический интерфейс.

Intelligence Storage — в состав пакета входят реляционные, многомерные и параллельные средства хранения данных. Высокая производительность в нем достигается за счет применения записей фиксированной длины, укрупненного размера блоков данных и усовершенствованных алгоритмов индексирования.

Enterprise BI Server обеспечивает сбор всех данных, необходимых для анализа, вне зависимости от источника и формата, обеспечивая полноту, упорядоченность и достаточность очистки исходной информации.

Analytic Intelligence предоставляет широкий спектр алгоритмов, средств анализа и методов моделирования.

Все эти средства можно расширять и настраивать в соответствии со специфическими потребностями разработчиков и пользователей. Это обеспечивается за счет открытых программных интерфейсов, с применением широкого набора отраслевых стандартов.

Одновременно с выпуском SAS IP компания объявила о планах перевода на эту платформу всех существующих решений для пользователей. Определена семерка продуктов, которая должна появиться в течение нынешнего года: Marketing Automation (автоматизация задач маркетинга), Risk Dimensions (оценка деловых рисков), Strategic Performance Management (стратегическое планирование и управление), Financial Management Solutions (решения для управления финансами), Supplier Relationship Management (управление отношениями с поставщиками), Activity-Based Management (построение деловых моделей издержек и прибыли) и IT Management Solutions (управление ИТ-службой).

Московское представительство SAS уже ведет подготовительные работы по локализации этих решений для российского рынка. С первыми готовыми решениями отечественные заказчики смогут познакомиться уже в начале осени, в том числе в недавно открытом в Москве центре компетенции SAS.