На вопросы редактора раздела аппаратных средств «BYTE/Россия» Александра Николова отвечает Майк Мусиль, управляющий директор компании Ontrack Data Recovery в Центральной и Восточной Европе.

«BYTE/Россия»: Расскажите, пожалуйста, о компании Ontrack Data Recovery — какова ее история, основные достижения и вехи развития?

Майк Мусиль: Компания Ontrack была основана в 1985 г. Майклом Роджерсом, Джоном Пенсом и Гари Стивенсом; ее история началась с утилиты Disk Manager, позволявшей преодолеть связанный с ограничениями DOS барьер емкости жестких дисков в 32 Мбайт и использовать диски емкостью 40 Мбайт и более. Этот инструмент оказался крайне востребованным — всего было продано более 100 млн копий, так что производители жестких дисков начали поставлять его в связке со своими продуктами по умолчанию. С тех пор ПО стало важнейшей частью решений Ontrack для сохранения и восстановления данных, а наши продукты были высоко оценены лидерами индустрии, такими, как Microsoft, Apple, Sun, SCO и Novell.

В 1998 г. Ontrack приобрела права на приложение EasyRecovery, ранее известное под названием Tiramisu, с помощью которого любой пользователь мог самостоятельно восстанавливать данные в несложных ситуациях. В 1999 г. мы купили компанию Mijenix, добавив в свой набор ПО решения ZipMagic, Fix-It Utilities, PowerDesk и EasyUpdate SDK. В ноябре того же года были выпущены продукты Ontrack SystemSuite 2000, EasyUninstall 2000, ZipMagic 2000, Fix-It Utilities 2000, и с тех пор регулярно выходят их новые версии.

В 2002 г. в Польше была открыта первая в Центральной и Восточной Европе лаборатория по восстановлению данных. В январе 2006 г. мы приобрели IBAS Holdings — крупнейшую в Европе компанию, занимающуюся восстановлением данных, что еще больше укрепило позиции Ontrack на мировом рынке таких услуг.

Отмечу также, что мы разработали и активно используем целый ряд инновационных инструментальных средств, однако эти решения не поставляются на рынок и не предназначены для продажи — они используются в наших лабораториях и составляют существенную часть наших ноу-хау по восстановлению данных.

Сегодня Ontrack Data Recovery — это международная компания, входящая в один из крупнейших международных холдингов Marsh & McLennan Companies (MMC). Ontrack располагает сетью из 17 профессиональных лабораторий по восстановлению данных с «чистыми комнатами» по всему миру. Отделения нашей компании работают в 21 стране, реализуя также ПО собственной разработки и предоставляя услуги по удаленному восстановлению данных и гарантированному их удалению с полной невозможностью обратного восстановления.

Мы также уделяем большое внимание исследованиям и разработкам в области технологий восстановления данных — ежегодные вложения в научно-исследовательскую деятельность достигают 10 млн долл.

Photo

Майк Мусиль

Майк Мусиль — выпускник Отделения электроники и информатики университета «Силезская Политехника»; он также имеет диплом MBA Экономической академии в Катовицах.

В 1996 г. г-н Мусиль основал компанию MBM Komputer, которая позже, в 2001—2004 гг., называлась MBM Ontrack, а ныне — Ontrack Odzyskiwanie Danych. С самого начала существования фирмы Майк Мусиль занимает в ней должность управляющего директора. В январе 2005 г. был избран членом правления Ontrack Data Recovery — компании, возникшей в результате слияния MBM Ontrack и Ontrack.

«BYTE/Россия»: А когда в компании появилось сервисное направление, связанное с услугами восстановления данных, и как оно развивается сейчас?

М. М.: Собственно, восстановление данных — это основное для нас направление работы, хотя первоначально никто специально не планировал заниматься такой деятельностью и вышло все по большому счету случайно. В 1987 г. один из серьезных клиентов компании Novell обратился к нам с просьбой помочь восстановить очень важные данные, утерянные в результате проблем с жестким диском. Уже тогда многие знали, что мы имеем сильную команду специалистов в этой области и можем помочь. Мы попробовали, и у нас получилось. Полагаю, что это был первый в мире случай восстановления данных. С тех пор через руки наших специалистов прошло более 125 тыс. систем.

Многолетние усилия Ontrack по разработке методик и технологий восстановления утерянной информации с различных носителей привели к созданию сервиса Ontrack Remote Data Recovery, позволяющего с помощью специальных решений дистанционно восстановить данные на любой системе, подключенной к Интернету. Зачастую даже в весьма сложных ситуациях клиенту не нужно посылать свое оборудование в лабораторию, наши эксперты могут предоставить решение в режиме реального времени.

«BYTE/Россия»: Ваша компания предлагает целый ряд инструментов для самостоятельного восстановления данных в тех случаях, когда это возможно и имеет смысл. Расскажите об этих средствах — какой круг задач они решают, какой квалификации требуют от пользователей?

М. М.: У нас есть две группы продуктов, рассчитанные на разные категории пользователей. В первом случае речь идет о продуктах, с которыми очень просто работать, это может делать практически каждый. Сюда относятся EasyRecovery и DataEraser, предназначенные соответственно для восстановления и надежного удаления данных. Несмотря на всю простоту их использования, это вместе с тем очень мощные решения.

Другая группа продуктов представляет собой профессиональные решения — в нее входят такие продукты, как PowerControls, предназначенные сугубо для ИТ-специалистов. Тот же PowerControls, например, позволяет восстановить отдельные почтовые ящики или даже отдельные электронные письма с резервных копий Microsoft Exchange, а это на самом деле очень сложная и кропотливая работа, поскольку стандартными средствами можно восстановить только всю базу сразу. PowerControls позволяет искать и восстанавливать необходимую информацию даже в архивных копиях, хранящихся на лентах.

Кстати, возвращаясь к EasyRecovery, хочу отметить, что для большего удобства интерфейс этого инструмента переведен на шесть языков и вполне может быть переведен в ближайшем будущем на русский, нужно только, чтобы уровень спроса достиг соответствующих показателей.

«BYTE/Россия»: Задачу восстановления данных, пусть даже с помощью хороших инструментов, пользователи далеко не всегда могут решить самостоятельно — существует целый ряд ситуаций, когда требуется опыт, наработанный годами. Компания Ontrack Data Recovery занимается оказанием услуг по восстановлению данных в особо тяжелых случаях, выходящих за рамки компетенции и возможностей простых пользователей. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

М.М.: Прежде всего необходимо помнить, что в действительно сложных случаях не нужно пытаться самостоятельно восстановить данные и, что еще важнее, не нужно просить сделать это кого-то из друзей, знакомых или коллег. За помощью нужно сразу обращаться к профессионалам. В нашей практике очень часто бывает так, что пользователи начинают действовать самостоятельно и тем самым только усугубляют проблему, порой доводя дело до непоправимого разрушения данных. Кстати, именно из-за такой самодеятельности в случае повреждения логической структуры диска процент успешно разрешенных проблем у нас составляет 91, а не все 100%.

Как я уже говорил, в нашем распоряжении есть целая сеть лабораторий по восстановлению данных буквально по всему миру — в США, в Австралии, в Японии и, конечно, в Европе. Три самые крупные лаборатории в Европе находятся в Лондоне, Штутгарте и в Катовицах в Польше. В первых двух работает более десяти специалистов, а последняя состоит из шести инженеров, и за месяц они могут обслужить до 300 случаев.

Ранее поврежденные носители из России отправлялись в польскую лабораторию Ontrack, однако в 2006 г. мы открыли лабораторию в Москве. В ней пока будет работать два инженера, и основное внимание она будет уделять крупным городам, таким, как Москва и Санкт-Петербург. В регионах мы планируем организовать работу совместно с нашими партнерами — компаниями Digital Design и IBS и не намереваемся открывать дополнительных лабораторий. Хотя если возникнет такая необходимость, все возможно.

Основные наши клиенты — это крупные компании, в первую очередь из сферы ИТ, особенно системные интеграторы и конечно же их заказчики. Однако и отдельным физическим лицам мы также рады будем помочь.

Относительно цен на услуги восстановления данных можно сказать следующее — стандартная процедура восстановления данных с одного жесткого диска в среднем обойдется заказчику в сумму от 800 до 1500 долл. Бывают случаи, когда необходимо очень срочно восстановить утерянные данные. Мы конечно же готовы к такого рода заказам, но это обойдется несколько дороже.

Очень важен также вопрос обеспечения информационной безопасности и сохранения конфиденциальности восстановленных данных. Тут мы можем предоставить нашим заказчикам 100%-ные гарантии — особенность нашей технологии восстановления заключается в том, что инженеры не имеют непосредственного доступа к информации, хранимой на дисках в базах данных и файлах, они работают на очень низком, системном уровне и имеют дело фактически с нулями и единицами.

«BYTE/Россия»: Планируете ли вы в будущем заключить с кем-то еще партнерские соглашения, аналогичные тому, что подписано с IBS?

М. М.: Мы ведем переговоры о сотрудничестве с целым рядом компаний, но, к сожалению, пока я не могу назвать их. Мы очень довольны нашим партнерством с IBS и прилагаем массу усилий к тому, чтобы наладить отношения подобного рода со всеми серьезными игроками российского ИТ-рынка.

«BYTE/Россия»: Российская лаборатория пока находится в начале своего становления, но уже сейчас хотелось бы заглянуть в ее будущее. Прежде всего, на каком уровне относительно европейских лабораторий она будет находиться? Станет ли она центром, способным решать вопросы заказчиков не только из России, но и из стран ближайшего зарубежья?

М. М.: Очень хороший вопрос. Кратко на него ответить можно так — конечно же да! Самая большая проблема до того, как мы открыли лабораторию в России, у нас была связана с границей между РФ и ЕС — ввиду всевозможных сложностей бюрократического характера очень сложно перемещать носители между этими регионами. Московская лаборатория находится посередине между большой европейской лабораторией в Катовицах и японской лабораторией, и мы планируем делегировать ей ответственность за всю ту территорию, что лежит между этими центрами. Как я уже говорил, сейчас в локальной лаборатории у нас работает два инженера, а ее расчетная пропускная способность составляет 120 случаев в месяц. При пиковых нагрузках мы можем перенаправить в Москву на какое-то время несколько инженеров из Европы или США. Если же мы увидим, что потребности в восстановлении данных намного превышают возможности этих двух специалистов, мы, несомненно, будем расширять нашу лабораторию.

«BYTE/Россия»: Компания сейчас открывает в Москве локальный офис. Каковы его планы, какие задачи вы ставите перед ним?

М. М.: Я бы сказал, что совсем точных планов для него у нас еще нет — имея достаточный опыт работы на развитых рынках Западной Европы и США, мы практически новички на таких рынках, как российский, — относительно малоразвитых, но очень бурно растущих. Но кое-что мы, несомненно, планируем — в первую очередь мы надеемся, что наш бизнес в России будет развиваться очень хорошо и очень быстро. Самые сильные позиции Ontrack занимает на польском рынке — там у нас порядка 50%. Мы видим, что и в России существуют возможности для аналогичного расклада. По нашим оценкам, понадобится 4—5 лет, чтобы достигнуть такого результата.