Всего каких-нибудь десять—пятнадцать лет назад, до эпохи Интернет-бума, компьютерные и телекоммуникационные технологии развивались практически обособленно. Производители вычислительной и связной техники, компьютерщики и телефонисты жили каждый своей жизнью, не помышляя о конкуренции или о переделе сфер влияния. Под телекоммуникациями тогда практически однозначно понимали речевую связь, а передача данных, за исключением локальных сетей и узкоспециализированных систем, занимала незаметную долю в мировых информационных потоках.

И как все кардинально изменилось с развитием Интернета и IP-технологий!

Сначала связисты ревниво наблюдали за проникновением компьютерных технологий в их епархию. На первых порах компьютерная телефония была жалким подобием традиционной телефонной связи — и по качеству передачи речи, и по надежности. Зато функциональные возможности, открывшиеся в результате слияния (конвергенции) телефонных станций и компьютеров, превзошли самые смелые ожидания, казавшиеся пределом мечтаний для традиционных АТС. Передача телефонного трафика по пакетным сетям с помощью IP-протокола позволила во много раз снизить стоимость международных и междугородних переговоров, что вначале вызвало ярое противодействие традиционных операторов. В середине и конце 90-х гг. прошлого века IP-телефонию пытались даже законодательно запретить во многих странах. Наряду с глобальной активно развивалась и локальная IP-телефония (LAN-телефония). Стало можно передавать телефонный и компьютерный трафик по одному кабелю, подключать к одной информационной розетке и компьютер, и телефон, а вместо офисной АТС использовать корпоративный сервер. Надежность компьютерной техники также приблизилась к традиционным пяти девяткам (99,999%) обычной телефонии. Выбору протоколов для IP-телефонии и посвящена статья Игоря Масленникова, открывающая рубрику "Тема номера".

Свою лепту внесло развитие широкополосных технологий доступа к глобальным сетям. На смену единицам и десяткам килобит в секунду аналоговых модемов пришли мегабиты ADSL, спутниковых и оптических каналов до отдельного дома и даже до рабочего места. Технология Ethernet, прежде использовавшаяся исключительно в локальных сетях, стала активно применяться для доступа и к магистралям.

Даже самые консервативные связисты постепенно смирились с компьютерной экспансией и убедились, что им самим выгоднее использовать новые телекоммуникационные технологии, чем воевать с ними. Традиционные операторы перестали воспринимать Интернет как злейшего врага, который перегружает телефонную сеть общего пользования длительными соединениями, стали активно развивать ADSL как альтернативу модемному доступу и сами превратились в крупных Интернет-провайдеров.

Стремительно расширялось использование Интернета не только как источника и средства передачи информации, но и как незаменимого инструмента для бизнеса, управления, торговли, образования и многих других сфер.

В общем, лет пять-шесть назад "процесс пошел" настолько быстро, и крупнейшие производители оборудования и операторы так уверовали в IP-технологии и широкополосную связь, что темпы развития, объемы перспективных разработок и инвестиций стали нарастать лавинообразно. Именно в это время в массовом обиходе сначала появилась аббревиатура ИТТ (информационные технологии и телекоммуникации), потом вошло в моду слово "конвергенция", а затем и "инфокоммуникации". Однако темпы развития настолько превысили реальные покупательные возможности клиентов, что мировая телекоммуникационная отрасль в начале XXI века оказалась в глубоком кризисе, из которого она до конца не может выбраться до сих пор.

Но все что ни делается, как известно, к лучшему. На смену эйфории и настрою на полную замену несовременного телекоммуникационного парка пришли трезвая оценка реальных возможностей и необходимость максимального использования существующего оборудования и инфраструктуры. В частности, вновь возрос интерес к системам передачи данных по электрическим проводам. Поскольку эра электрификации началась почти на сто лет раньше эры компьютеризации, даже в самых отсталых странах трудно найти уголки, куда не дотянулись линии электропередачи. Эта тема также нашла свое отражение в материалах номера.

Россия на фоне вышеизложенной истории шла отчасти своим путем, поскольку во время мирового Интернет-бума в 1998 г. у нас случился свой локальный кризис, в результате которого закупки и объемы услуг упали в несколько раз. Нашу страну просто не замечали, а потом, когда в начале нового века потребление телекоммуникационных продуктов и услуг в западных странах резко сократилось, Россия как раз преодолела последствия дефолта и начала стремительно наращивать объемы потребления. На фоне общемирового кризиса это резко повысило рейтинги московских представительств компаний телекоммуникационной отрасли и привлекательность бизнеса в нашей стране для "китов" индустрии. Именно в начале XXI века появилась и выставка с названием "Инфоком", которая уже третий раз осенью проходит в «Экспоцентре» на Красной Пресне. В некотором смысле она пришла на смену осенней выставке Netcom-Internetcom, которая в прошлом году, по-видимому, закончила свое существование.

Пока популярность нового слова, как и выставки, растет; будем надеяться, что со временем "инфокоммуникации" не станут архаизмом…

Ростислав Сергеев,
главный редактор телекоммуникационной редакции "СК Пресс"