Андрей Колесов

Прошлой зимой корпорация Symantec (http://www.symantec.com) объявила о предстоящей покупке компании Veritas (http://www.veritas.com). Оба участника сделки к тому моменту входили в десятку крупнейших поставщиков ПО мира и занимали лидирующие позиции соответственно в области технологий информационной безопасности и средств хранения данных. Юридическая процедура слияния завершилась 2 июля, в результате чего Symantec превратилась в четвертую по масштабам бизнеса (после Microsoft, IBM и Oracle) софтверную корпорацию с суммарным годовым доходом 4,6 млрд долл. и с числом сотрудников по всему миру более 14 тыс. человек.

В России это важное событие обсуждалось на прошедшей в Москве в конце сентября конференции Symantec Vision 2005 (в рамках всемирного турне Symantec). Правда, это мероприятие досталось корпорации в наследство от ежегодного мероприятия Veritas и в целом сохранило свою направленность на технологии хранения данных. В этом году, в частности, на конференции были впервые представлены новые версии двух ключевых продуктов Veritas - NetBackup 6.0 и Enterprise Vault 6.0 (обзор технологий Veritas см. "Veritas: от управления данными к ресурсным вычислениям", "BYTE/Россия" № 12'2004).

И все же не будет преувеличением сказать, что именно вопросы развития бизнеса и технологий объединенной корпорации были в центре внимания конференции. Учитывая ответственность момента, в Москву приехала довольно представительная команда из американского и европейского офисов, и доклады, сделанные ее участниками на пленарном заседании, были посвящены как раз стратегическим вопросам работы Symantec в новых условиях.

Целью слияния двух компаний названо создание единой платформы для обеспечения информационной безопасности и доступности информации (см. рисунок). Предпосылки для решения такой задачи заключаются в том, что Symantec и Veritas занимали лидирующие позиции (от 15 до 35%) каждая в своих сегментах рынка - это защита от внешних угроз, безопасное управление контентом, резервное копирование, управление системами хранения данных. Нужно также отметить, что обе компании в последние годы демонстрировали завидные темпы роста, несмотря на кризис, поразивший мировую экономику в начале нынешнего века: за последние три года их объемы продаж возросли соответственно на 170 и 70% (правда, в числе прочего и за счет приобретения третьих фирм).

Fig.1
Стратегия объединения технологий Symantec и Veritas.

Интеграция технологий Symantec и Veritas будет проходить в три этапа, первый из которых займет вторую половину 2005 г. Он предусматривает обеспечение возможности взаимодействия разных продуктов, тестирование и сертификацию в рамках Symantec и Veritas; использование технологии DeepSight для формирования предупреждений в продуктах линейки Backup, а также формирование совместных предложений и решений.

Второй этап (первая половина 2006 г.) - это интеграция продукции: создание общего интерфейса пользователя, выработка единых схем лицензирования, процедур инсталляции и обновления, интегрированной инфраструктуры поддержки.

На последнем этапе предполагается создание новых решений для управления информационной целостностью на основе совместной технологии; завершение формирования единой модели лицензирования, инфраструктуры поддержки и т. п.

Работа по интеграции продуктов уже началась: в августе Symantec выпустила на рынок комплект Email Security and Availability, который объединяет аппаратуру и сервисы Symantec по защите от вирусов и спама с технологией архивирования и резервного копирования Veritas. В его состав входят, в частности, ПО Symantec Antivirus and Mail Security for Microsoft Exchange и Veritas Enterprise Vault and Backup Exec.

Что касается Poccии, здесь уже в ближайшее время начнется создание объединенного офиса: его основу составит представительство Veritas (оно открыто два года назад, насчитывает 14 сотрудников), к которому присоединится команда "Symantec/Россия" (четверо специалистов, работает в нашей стране с 2000 г.). Его возглавит Ник Росситер, занимавший ранее должность консультанта Veritas по вопросам управления деятельностью представительства компании в России и странах СНГ (а еще до того он почти 20 лет был топ-менеджером в отделении HP в нашей стране). По словам г-на Росситера, главными задачами для него сейчас станут формирование единой маркетинговой политики представительства и объединение местной партнерской сети Symantec.

Отметим также, что Symantec не собирается останавливаться на достигнутом: в конце августа 2005 г. корпорация объявила о намерении приобрести компанию Sygate Technologies (http://www.sygate.com), которая занимается разработкой решений для защиты оконечных устройств крупных корпоративных сетей и управляемого доступа к ресурсам.

Объединение с Veritas усилит позиции Symantec на корпоративном рынке

Во время конференции на вопросы "BYTE/Россия" ответил ведущий технический консультант Symantec Вячеслав Критов, работающий в подразделении Advanced Technology Group, где занимается оценкой технологии для целей слияния, поглощения и ОЕМ-лицензирования, проектами стратегического партнерства и исследованиями в области сетевых систем хранения данных с учетом их содержания и в области управления производительностью приложений (в свое время он окончил МФТИ, до перехода в Veritas работал в Apple и Genesys). Photo

Вячеслав Критов

"BYTE/Россия": За последние три года и Symantec, и Veritas демонстрировали очень успешную динамику бизнеса при том, что это было нелегкое время для ИТ-индустрии. Чем это можно объяснить?

Вячеслав Критов: К началу нового столетия антивирусное ПО уже работало на большом количестве настольных ПК, причем во многих случаях оно поставлялось в предустановленном виде. Где-то в 2002 г. подошел срок замены компьютеров, закупленных за три года до того, во времена бума. К этому моменту проблема обеспечения безопасности для всех уже была настолько очевидной, что при всей необходимости экономии ни у кого - ни у частных лиц, ни у компаний - не было сомнений в необходимости платить за это деньги. Тем более что 40 долл. в год (абонементная плата за обслуживание) - это не так уж много.

Плюс, конечно, то, что сам продукт хороший. Это я говорю не как сотрудник корпорации, а как специалист, который имел дело с решениями Symantec со времен Norton Commander.

"BYTE/Россия": Symantec начинала с освоения сугубо потребительского рынка, но в последние годы мы наблюдаем ее активное движение в сторону корпоративного сегмента. Насколько успешно идет этот процесс?

В. К.: Если вспомнить, с чего начинала Symantec когда-то - а это были разработки в области семантического анализа данных (отсюда и название компании), то это вообще очень далеко от того, чем компания занимается сейчас. Что касается освоения ею корпоративного рынка, то это процесс постепенный, и покупка Veritas во многом объясняется именно желанием быстрее продвигаться в направлении Enterprise.

"BYTE/Россия": Большинство экспертов считают, что сигнатурные методы защиты от вирусов и другого нежелательного ПО, в общем-то, исчерпали свои возможности. Нужно применять новые подходы и обеспечивать защиту не настольных компьютеров, а на уровне серверов, на входе в корпоративную систему. Каково мнение Symantec по этому поводу?

В. К.: Да, как тенденция - это вполне обоснованное мнение. Но возможности традиционных сигнатурных методов еще также далеко не исчерпаны. Равно как и схемы защиты на уровне ПК, особенно в корпоративных структурах с четко налаженной системой управления ИТ-хозяйством. Symantec предлагает хороший комплект ПО и оборудования для решения этих проблем, причем позволяющий обнаружить неправильные вещи в самом зародыше. У компании есть технология оперативного обновления ПО и соответствующая инфраструктура ее поддержки по всему миру. Корпоративные серверы получают от нас обновления через несколько секунд после изменения нашей центральной базы данных и, в свою очередь, автоматически доставляют их на клиентские рабочие места.

Более того, сейчас очевидно, что эффективные средства обновления нужны не только для антивирусов, но и для всех категорий программных продуктов. Именно поэтому технология Symantec Live Update сможет весьма существенно усилить продукты Veritas.

Что касается качественно новых методов защиты (проактивные, поведенческие и т. п.), то это как раз и есть одна из тех областей, которыми занимается наше подразделение. Мы видим ограничения сигнатурных технологий, и скоро наши заказчики смогут получить новые решения Symantec.

"BYTE/Россия": А как вы смотрите на возможную конкуренцию с поставщиками платформенного ПО, которые начинают вести собственные разработки в области защиты данных (тут мы уже затрагиваем и сферу деятельности Veritas) и включать их в свои продукты?

В. К.: Сейчас в мире бизнеса часто используется такое выражение - coopetition, которое лучше всего отражает взаимоотношения среди ИТ-лидеров - сочетание процессов сотрудничества и конкуренции (cooperation & competition). На уровне платформы всегда будут реализовываться методы, ориентированные на некоторый средний уровень пользователя. И всегда будет спрос на продукты, которые предлагают качество выше этого среднего уровня.

К тому же мы сильны как раз своей платформенной независимостью - для корпоративных клиентов это особенно важно. Если кто-то захочет перейти с Unix на Linux, то с нашими продуктами он это сделает совершенно безболезненно.

"BYTE/Россия": На конференции прозвучала информация о том, что в арсенале Symantec имеются решения для управления контентом. Что здесь имелось в виду?

B. К.: Я не слышал этого выступления и не могу точно сказать, что имел в виду докладчик. Но вот, например, Veritas может делать следующие вещи - мы можем выбирать то или иное устройство хранения данных по типу файла. Например, у вас в одном каталоге хранятся офисные документы, файлы с видеофильмами и т. д. Так вот, при резервном копировании для каждого из них будет выбран наиболее подходящий носитель - документы попадут в самое надежное устройство, фильмы - в самое дешевое, индексные файлы - в самое быстрое. И все это в пределах единой файловой системы.

"BYTE/Россия: Видите ли Вы какие-то отличия российского рынка от западного, например, американского?

B. К.: Я вчера побывал на базаре и за два доллара купил полный набор продуктов Symantec. Подарю эти диски нашим продукт-менеджерам в штаб-квартире. Может быть, тогда они поймут, что нужно всерьез заниматься защитой собственных продуктов. У нас есть очень хорошие технологии в этой области, с которыми пиратам будет справиться совсем не просто. Их нужно применять на практике, поскольку мы выходим на новые быстрорастущие рынки, где уровень пиратства достаточно высок.

"BYTE/Россия: Я, собственно, имел в виду другое. Насколько российские корпоративные клиенты осознают важность проблемы защиты данных в самых разных ее проявлениях?

В. К.: Мне кажется, что уровень понимания в этой области примерно такой же, как лет восемь назад в США. Это, конечно, не потому, что здешние предприниматели глупее западных. Это отражает реальную актуальность ИТ для основного бизнеса. Сейчас в России потребность в надежности данных растет, и компании начинают выделять на это ресурсы. Банки данным вопросам всегда уделяли большое внимание, сейчас такие средства нужны телекоммуникационным фирмам, торговым и производственным предприятиям.

При этом ситуация для России очень благоприятна. Дело в том, что технологии защиты создавались в условиях роста спроса на них. Если угодно, заказчики вынуждены были тестировать их на себе самих. Российские предприятия могут применять уже проверенные, отработанные средства, причем покупая их по более низким ценам.

Вот простая аналогия. В начале 90-х годов в Чехии решили заняться развитием своей полиграфической отрасли. Для этого купили в Германии новейшее типографское оборудование и довольно быстро начали выигрывать у конкурентов из той же Германии, которые в большинстве своем еще работали на машинах 5-10-летней давности. Нечто подобное могут сделать и российские компании, причем не только в ИТ-индустрии.