В статье использованы материалы, подготовленные консалтинговой фирмой The Lian-James Consultancy (2002 г.)

Второе поколение электронного бизнеса

Несмотря на наблюдаемые сегодня проблемы в сфере электронного бизнеса, именно высоким технологиям суждено играть основную роль в развитии большинства компаний. По мнению аналитиков, для нынешнего, второго этапа электронного бизнеса характерна нацеленность на применение в "реальном" секторе экономики, т. е. на предприятиях, которые мы часто называем "традиционными". В этом его отличие от ситуации предыдущих лет, когда в сфере электронной коммерции доминировали специализированные компании, занимавшиеся зачастую "виртуальным" бизнесом.

Для организаций, деятельность которых базируется на вполне реальных активах и производстве, один из важных факторов повышения прибыльности и конкурентоспособности - применение ERP-систем, связывающих воедино основные виды деятельности крупного предприятия. Именно поэтому ERP-системы могут стать мощным фундаментом для инфраструктуры компаний, готовящихся перейти на платформу электронного бизнеса.

По своей природе ERP - средство централизации контроля и управления бизнес-процессами. Проблема централизации особенно актуальна для распределенных, глобальных компаний. К тому же для нынешнего этапа развития мировой экономики характерна тенденция к объединению предприятий, повышению уровня взаимодействия партнеров. При этом в качестве бизнес-партнера может выступать как подразделение крупной корпорации, так и самостоятельная компания.

Инфраструктура на основе ERP может оказаться крайне важным элементом на следующем, третьем этапе, когда электронный бизнес станет действенным инструментом получения прибыли, дающим компании возможность напрямую общаться с пользователем посредством еще не реализованного сегодня потенциала мобильной телефонии, компактных компьютеров и т. п. При этом потребуется несколько иной подход к созданию ERP-систем. В частности, они должны стать более гибкими, что позволит создавать глобальную ERP-инфраструктуру из набора небольших модулей. Именно эти идеи реализовала компания Scala Business Solutions в своем новом программном продукте - iScala версии 2.1.

Идеология iScala

Система iScala 2.1 - масштабируемый продукт, способный работать как на одном рабочем месте на предприятии, так и в многочисленных инсталляциях внутри глобальных сетей, обеспечивая при этом интеграцию с другими бизнес-системами.

Идеология продукта основана на понятии "цельная матрица" (Seamless Matrix), подразумевающем возможность соединять любые два объекта инфраструктуры напрямую и без прерывания. Именно таким образом должны функционировать предприятия в условиях электронной коммерции.

При создании нового предприятия такую модель можно предусмотреть заблаговременно, но для уже существующих реализовать это гораздо сложнее. Здесь потребуется ИТ-система, позволяющая проводить независимые инсталляции. Такая система обеспечит взаимодействие с прочими системами - как с отдельными инсталляциями iScala, так и с продуктами других производителей.

Опыт показывает, что попытки навязать сверху инфраструктуру электронного бизнеса редко бывают успешными. Очень немногие крупные глобальные корпорации в настоящее время представляют собой единое целое. В большинстве случаев речь идет о конгломератах из локальных компаний, подразделений и полуавтономных структур. У каждого подразделения могут быть собственные требования, свои бизнес-процессы, при этом навязывание инфраструктуры сверху неизбежно приведет к коллизиям и вызовет дополнительные проблемы для менеджмента. В глобальной экономике зачастую в числе прочего приходится учитывать проблемы локализации.

На практике для работы подразделений и региональных представительств крупных компаний нужны те же инструменты, что и для предприятий мелкого бизнеса, но при этом добавляется необходимость совместного функционирования с другими системами в цельной структуре. Даже самым крупным глобальным концернам имеет смысл начинать вхождение в электронную коммерцию постепенно. Например, можно установить экспериментальную, пилотную версию системы в одном подразделении или регионе.

Одно из достоинств программ iScala заключается том, что в качестве отправной точки проекта можно выбрать один бизнес-процесс. При успешном пилотном внедрении можно будет затем включить в проект другие процессы, а впоследствии - установить и проверить связи между ними. Каждый компонент может также взаимодействовать напрямую с уже существующими бизнес-системами более высокого уровня, такими, как SAP, которые функционируют в качестве первичной, основной системы для всей компании (рис. 1). При необходимости iScala сможет управлять непосредственно процессами крупномасштабного глобального бизнеса.

Fig.1
Рис. 1. Стыковка iScala 2.1 с уже функционирующей ERP-системой высокого класса.

Таким образом, крупные глобальные корпорации могут приобрести iScala для автоматизации и управления бизнес-процессами своих подразделений и филиалов, а в качестве дополнительной возможности получить полную инфраструктуру для ведения электронного бизнеса. Этот подход, по замыслу разработчиков, позволяет создать практичную и управляемую среду, в которой можно вводить в работу индивидуальные автоматизированные бизнеc-процессы по мере их готовности и, что более важно, по мере готовности самого бизнеса к их восприятию. Таким образом постепенно можно автоматизировать и интегрировать в производственную среду все большее количество функций.

Постепенная автоматизация намного безопаснее, чем вариант по схеме "подготовка к Судному дню", подразумевающий определение полной инфраструктуры и связанных с ней систем для внедрения сразу во всех подразделениях к намеченной дате запуска.

Разработчики из Scala проанализировали потребности современных предприятий, связанные с началом работы с полностью интегрируемым ERP-решением, и на единой платформе сформировали новый пакет необходимых компонентов. Весь новый функционал, который будет добавляться при развитии данной линейки продуктов, можно будет легко интегрировать в уже работающую систему, поскольку она создана именно с прицелом на подобную интеграцию.

Компоненты iScala 2.1

Система реализована в виде двух программных продуктов. Первый, Scala Business Server, предназначен для компаний среднего бизнеса, второй, iScala Enterprise Server, - для подразделений и филиалов глобальных корпораций. Кроме того, Scala предлагает средство разработки корпоративных приложений - iScala Developer.

iScala Business Server

Этот продукт обеспечивает большую часть центральных бизнес-функций и процедур и объектов, необходимых для построения корпоративной системы. Так, идентификаторы клиентов при автоматизации логистики позволяют вручную или автоматически формировать заказы на закупки из клиентских заказов на основании стандартного шаблона. Товары могут распределяться автоматически или напрямую отгружаться по заказам клиентов после получения товаров на склад.

Кроме того, предусмотрена инвентаризация по договорным обязательствам (available-to-promise inventory, ATPI). Эта функция позволяет на основе информации о реальном складском балансе, ожидаемых поступлениях, отгрузках, времени выполнения заказа и т. п. выяснить, какое количество товара имеется в наличии на определенную дату. Механизм ATPI полезен при оформлении заказов: каждая новая позиция заказа проверяется, чтобы гарантировать, что заказанное количество будет иметься в наличии к требуемой дате поставки. Если количество товара на складе меньше заказанного, система предлагает разделить заказ в соответствии со складскими запасами и пользовательскими настройками.

Что касается функционала управления заказами на услуги, сервер поддерживает многовалютность, заказы на сервисные услуги, интеграцию с центрами и инструментами (Manufacturing Planning Control - контроль планирования производства), управление персоналом и проектами. При составлении расписания для электронной почты и заданий в Business Server используются следующие функции и средства: управление установкой, экспортные и транспортные документы, неограниченные структуры иерархического подчинения, средства поддержки номенклатуры материалов и расширенной поддержки незавершенного производства. Предусмотрены функции улучшенного выставления счетов, возврата товаров и брака, использования текстов с форматированием, рисунками и таблицами в формате Microsoft Word, работа с контрактами на обслуживание, выставление счетов, поддержка счетчиков, себестоимости, специальных скидок, многообразных гарантий и т. п.

В Business Server имеется новый механизм инсталляции, позволяющий единообразно устанавливать продукт в локальных и удаленных офисах, а также единый механизм входа в систему и единые средства администрирования. Для обеспечения безопасности предусмотрено разделение системной базы данных и базы данных компании, разделение системного администрирования (консоль администрирования) и управления бизнес-приложениями.

Система автоматизации сервера включает инструментарий Windows Deployment Server, среду администрирования проектов для VBA, разработанных с помощью iScala VBA Developer. Доступ к VBA-проектам может осуществляться с помощью электронного репозитория Scala, основанного на Интернет-технологиях. Аналогичный подход используется для ведения документации - сервер распределения документов (Document Deployment Server) поддерживает документооборот, обслуживая несколько одновременно работающих выводных каналов и составляя график в соответствии с правилами автоматического распределения документации.

Встроенный сервер обмена данными (Data Exchange Server, DES) представляет XML-доступ в режимах on-line и off-line. При этом можно использовать различные протоколы, включая Microsoft Message Queue (MSMQ), FTP, а также передачу файлов по электронной почте, Web, MSMQ и прочим каналам. DES можно также подключать к сетям, использующим другие протоколы, с помощью промежуточного ПО.

iScala Enterprise Server

Данный продукт обладает всеми функциональными возможностями iScala Business Server и предоставляет дополнительные возможности управления крупным предприятием со сложной структурой подразделений. Функции системы ориентированы на обеспечение внешней интегрируемости; кроме того, сервер предоставляет средства дополнительной внутренней интеграции, например, управление одним офисом, импорт и экспорт основных данных, проверка кредита клиента и т. д.

Ряд функций служит для улучшения управления предприятием. Так, для удаленного администрирования можно использовать единую глобальную консоль, позволяющую контролировать конфигурацию системы, сервисы, безопасность и т. д. Предусмотрена возможность разделения баз данных SQL между компаниями и физическими офисами. Для всех наименований компонентов продуктов используется общая структура каталогов.

Сервер поддерживает инструменты Scala Windows Deployment Server, Data Exchange Server и IBM MQSeries. В будущем он сможет также работать с новыми средствами Web Deployment Server и Portal Deployment Server.

iScala Developer

В дополнение к функциям, имеющимся в iScala Enterprise Server, iScala Developer предоставляет средства и процедуры, специально предназначенные для быстрой и эффективной разработки специфичных бизнес-приложений. Встроенная среда разработки (Integrated Development Environment, IDE) для VBA реализует полностью открытую объектную модель (Object Model) и включает набор пользовательских интерфейсов и прикладных возможностей, для доступа к которым используется менеджер автоматизации (Automation Manager). Специальные функции печати обеспечивают контекстную адресацию и маршрутизацию документов. Упрощена работа с ActiveX, системными сервисами и обычными переменными. Теперь VBA-проекты можно реализовывать с помощью электронного репозитория Scala, основанного на Интернет-технологиях.

Готовые решения и элементы интеграции

В iScala 2.1 заложены богатые возможности построения бизнес-партнерства (рис. 2). Система поставляется с набором "функциональных заготовок" (Connectivity Solutions - решения Scala в сфере обеспечения взаимодействия), а архитектура платформы позволяет добавлять любую новую функциональность, отвечающую потребностям конкретных групп пользователей.

Fig.2
Рис. 2. Взаимодействие компонентов системы iScala 2.1

Перечень доступных уже сейчас функций iScala будет расти, компания Scala планирует предоставлять услуги по ратификации модулей, созданных сторонними фирмами-поставщиками, для обеспечения их полной совместимости. Вот какой набор решений для электронной коммерции доступен уже сейчас:

XML-EDI for sales (для продаж) обеспечивает организацию электронных продаж.

XML-EDI purchase (для закупок) обеспечивает организацию электронных закупок.

XML-EDI Value Pack (дополнительные модули) упрощает соединение двух XML-EDI решений в случае обоюдных процессов купли-продажи и обеспечивает поддержку автоматизированных прямых поставок. На каждом пользовательском месте, на которое устанавливается это решение, потребуется установить еще одно XML-EDI-приложение.

Core Data In/Core Data Out (информация на входе/выходе) обеспечивает интеграцию с локальными сторонними приложениями.

Financial Ledger In (внесение информации в Главную книгу) обеспечивает ввод финансовых данных от локальных сторонних приложений.

Barcode (штрих-коды) расширяет возможности ввода данных на товарном складе.

Система iScala реализована в виде многоязыкового стандартизованного продукта, а не отдельных локализованных версий. Это очень важно, особенно для многонациональных компаний, получающих тем самым возможность упростить внедрение в любых локальных условиях с учетом законодательных норм, лингвистических требований и т. п.

Новые языки могут добавляться по мере необходимости без модификации ядра. Это отличает iScala от других систем, предусматривающих запуск разных языковых версий, и дает важное преимущество при обновлении версий, консолидации данных и т. п.

Возможность работать с разными офисами, стандартизуя бизнес-процессы, позволяет консолидировать несколько систем. В результате многонациональная компания может действовать как одна глобальная структура, при этом все подразделения и филиалы используют одни и те же бизнес-процессы и инструменты создания отчетов.

По словам разработчиков, система iScala 2.1 позволяет создать небольшую частную биржу для развития уже существующего партнерства. Такие биржи дают партнерам возможность в режиме реального времени видеть состояние склада и автоматизировать торговлю с этого склада. Полная цепочка поставок поглощает много времени, а автоматизация этого процесса с помощью интегрируемой ERP-системы экономит время и ресурсы.

Таким образом, область применения системы iScala 2.1 включает Web-сервисы, Web-сайты для электронной торговли, порталы предприятий, частные биржи, системы CRM, цепочки поставок и ERP-системы (рис. 2).

IScala 2.1 и Scala 5.1

Проведенное бета-тестирование и успешное развертывание iScala у первых клиентов во многих странах показали надежность и устойчивость этого программного продукта. После внесения ряда модификаций с учетом полученного опыта продукту был присвоен номер версии 2.1. На момент выхода на рынок система уже работала на 24 языках (в том числе на русском) из 30 языков, которые поддерживает программа Scala 5.1.

Выпуск iScala 2.1 не означает, что хорошо зарекомендовавшая себя Scala 5.1 устарела. Это ПО используется более чем в 100 странах мира на предприятиях, ориентирующихся на бухгалтерские принципы GAAP. Многие из нынешних пользователей захотят продолжить использовать свои приложения на базе Scala, и компания-разработчик обещает продолжить их поддержку.

Но пользователям, для которых важны более широкие возможности интеграции и расширения, следует подумать о переходе к iScala 2.1 - такое решение должно определяться факторами, связанными с бизнесом. Scala уже спланировала стандартные методы модернизации и разработала стандартный набор средств для конверсии.