Александр Лопарев

За 11 лет работы на российском рынке корпорация "Парус" (http://www.parus.ru) стала одним из крупнейших в России производителей ПО для комплексной автоматизации предприятий. В настоящее время в корпорации работают более 1300 специалистов, обслуживающие ее клиентов как в Москве, так и в регионах, а число ее клиентов сегодня достигает более 17,6 тыс. организаций различных отраслей.

В основе ее разработки - "Системы управления ПАРУС", по словам представителей компании, лежат следующие принципы: использование средств эффективной обработки и защиты данных; обеспечение независимости от операционных сред и компьютерных платформ, интеграция с другими приложениями, как широко распространенными, так и специальными; модульный принцип построения, что позволяет проводить внедрение поэтапно, обеспечивает оптимальность комплектации и последующее развитие системы в соответствии с растущими потребностями клиента. Системы построена в архитектуре клиент-сервер на базе СУБД Oracle.

Проектирование и разработка "Системы управления ПАРУС" регламентируется внутренними технологическими документами, основанными на существующих ГОСТах, международных стандартах (ISO серии 9000) и опыте европейских компаний по управлению качеством разработки и обслуживания клиентов, полученном в процессе сотрудничества фирмы со шведской консалтинговой фирмой Recomate. Инструментальная поддержка включает использование CASE-систем, имеющих полнофункциональный набор средств для разных стадий проектирования, начиная от моделирования системы на уровне бизнес-процессов (функций) и заканчивая поддержкой генерации исполняемого кода приложений.

Организация распределенной системы

Варианты схем организации распределенной системы обработки информации в "Системе управления ПАРУС" могут диктоваться конкретными особенностями территориального распределения удаленных подразделений - филиалов, цехов, складских помещений, торговых точек и т.п. - у компании-клиента, а также конкретными требованиями к эксплуатационной надежности, быстродействию, стоимостью, простоте обслуживания и внедрения.

Схема синхронной работы без тиражирования применяется, если между центральным офисом и отделениями есть постоянно доступный и надежный канал связи с пропускной способностью не менее 64 Кбит/с. В этом случае возможна работа с центральной базой данных в режиме online. Время реакции системы за счет задержки, вносимой линией связи, увеличивается на 1-5 с. Характеристики быстродействия СУБД Oracle в распределенной системе находятся в достаточно жесткой зависимости от оборудования, поддерживающего связь.

Схема работы с тиражированием предусматривает наличие в центральном офисе и в отделениях версии Oracle Server Enterprise Edition. Здесь используется асинхронная схема с отложенными транзакциями и механизмами Multi-Master, Updatable Snapshot Sites и Read-Only Snapshot Sites для различных объектов базы данных. Интервалы тиражирования составляют 40-60 мин. В случае этой схемы отделения работают на собственных серверах. С требуемой периодичностью происходит обмен данными между серверами отделений и центральным сервером компании. Если канал связи прерывается, возможна неограниченная по времени работа филиалов без тиражирования. Подобные схемы тиражирования не находят широкого применения в мировой практике; для связи с филиалами чаще используются консолидирующие схемы.

Консолидирующие схемы тоже существуют в двух вариантах. В первом варианте в центральном офисе устанавливается Data Mart Suite (с Oracle Server-Enterprise Edition), в подчиненных отделениях - Oracle Server. Идея заключается в хранении на сервере центрального офиса копий баз данных информационных систем отделений и в автоматическом поддержании их достоверности. Приблизительная оценка времени консолидации - 30-40 мин.

При отсутствии качественной связи используется второй вариант - обмен данными обеспечивается за счет экспорта-импорта данных и пересылки их электронной почтовой службой в центральный аппарат компании с требуемой периодичностью. В этом варианте возможны два способа организации базы данных, однако связь в обоих случаях остается однонаправленной.

Следует отметить, что связь между структурными подразделениями компании-клиента может быть организована с использованием различных аппаратных средств и каналов связи: телефонной сети общего пользования или выделенных каналов, специальных кабельных линий, радиоканалов, спутниковых каналов связи. При отсутствии надежных и высокопроизводительных каналов связи самое простое и чаще всего реализуемое в отечественной практике решение для удаленного доступа - это двунаправленная пересылка данных по телефонным каналам при помощи средств электронной почты, с которыми интегрируется система.

Особенности системы

"Система управления ПАРУС" построена как модульная, многие ее компоненты могут функционировать автономно. Заказав проектное или специальное решение, клиент получает модифицированное под его нужды "коробочное" или же совершенно новое приложение, которое информационно и функционально стыкуется с остальными приложениями системы. Если необходимо использовать программные продукты других фирм, то можно наладить их взаимодействие с "Системой управления ПАРУС". Во многих случаях такое взаимодействие уже реализовано. Например, приложение "Фондовый отдел нефтебазы" взаимодействует с программно-аппаратным комплексом для автоматической отгрузки нефтепродуктов.

Масштабируемость системы, т. е. возможность наращивания количества рабочих мест, достигается за счет многопрофильности технологий. Наряду с построением единой корпоративной системы управления на отдельных автоматизируемых участках возможно применять относительно дешевые и легко сопровождаемые решения на СУБД FoxPro или Btrieve, сопрягаемые с информационным ядром "Системы управления ПАРУС", которое реализовано на СУБД Oracle. При этом все программные продукты "Паруса" выстраиваются в единую линию, сохраняющую преемственность. Начав с относительно простой и дешевой 7-й версии, использующей СУБД FoxPro, клиент может впоследствии перейти на более мощную 8-ю версию на базе Oracle.

"Система управления ПАРУС" интегрируется с широко используемыми или "стандартными" программными продуктами, например Microsoft Office. В качестве инструментального средства для подготовки шаблонов отчетов практически любого вида используется генератор отчетов Seagate Crystal Reports Professional - лидер в своем классе. Для обмена информацией между территориально-удаленными рабочими местами можно применять средства электронной почты, поддерживающие интерфейс МАРI (например, Microsoft Exchange). Система интегрируема с любыми приложениями на уровне информационного сопровождения записи (минимальной информационной порции), зарегистрированной в базе данных. Можно связать с записью "Системы управления ПАРУС" любой файл, а затем оперативно вызвать для этой записи то приложение, которое указано общими установками Microsoft Windows для связанного файла с одновременной загрузкой данных этого файла для их просмотра или коррекции. А можно "привязать" к записи любую, например сопроводительную информацию, зарегистрированную в документе Microsoft Word, таблице Microsoft Excel, базе данных Microsoft Access, демо- и мультимедиа-файлах и т. п.

Вместе с "Системой управления ПАРУС" поставляется описание структур баз данных, что позволяет формировать самые разнообразные отчеты на базе шаблонов, формируемых клиентом при помощи Seagate Crystal Reports Professional - как при работе в системе, так и в среде самого генератора. При необходимости в поставку могут входить информационные модели IDF и даже исходные тексты информационного продукта. Использование API-интерфейсов позволяет интегрировать модули системы с программами, созданными силами специалистов организации-клиента. Структуру записи (в частности, записи о документе), регистрируемой в системе, можно дополнить произвольным количеством характеристик, тип и назначение которых определяются пользователем.

Что касается принципов документооборота, то количество его этапов в "Системе управления ПАРУС" устанавливается индивидуально для каждого типа документов. К предусмотренным в системе этапам документооборота можно добавлять новые. Наименование этапа и сообщение системы, сопровождающее выполнение и отмену этапов, клиент может задать по своему вкусу.

Система предусматривает разграничение прав пользователей. Каждому сотруднику организации можно назначить индивидуальные права доступа как к разделам, так и к функциям "Системы управления ПАРУС". Например, оператор, занятый вводом первичных документов, не может получить доступ к обобщенной информации; сотрудники конкретного подразделения могут работать только со своими документами и т. д.

Пользователи "Системы управления ПАРУС" располагают различными средствами подготовки данных для экономического и финансового анализа. Так, каждому бухгалтерскому счету клиент может поставить в соответствие неограниченное количество аналитических счетов по пяти различным признакам классификации. Кроме того, для накопления информации по доходам и расходам в разрезе центров ответственности, видов и направлений деятельности и т.п. можно разработать систему особых пометок по десяти произвольным признакам. При агрегировании данных можно использовать произвольные периоды и планирование финансовой деятельности с точностью до дня. Проблемно-ориентированная экономическая среда в "Системе управления ПАРУС" реализуется средствами реляционной СУБД Oracle, представляющей собой OLTP-систему, а технология Oracle Express (OLAP-система) используется для решения задач планирования и управления.

Компоненты и их функции

"Система управления ПАРУС" автоматизирует основные бизнес-направления: управление финансами, логистика, управление производством, управление персоналом, страхование. Каждому из этих направлений соответствуют определенные приложения системы. Опишем вкратце некоторые из них.

Управление финансами в системе обеспечивают приложения "Управление финансами" и "Бухгалтерский учет". При разработке системы был учтен принцип соответствия международным стандартам бухгалтерской и финансовой отчетности. Приложение "Управление финансами" автоматизирует текущее финансовое планирование (обычно на месяц или на квартал), долгосрочное (стратегическое) финансовое планирование, контроль исполнения финансовых планов, план-факт-анализ выполнения финансовых планов, планирование и управление дебиторско-кредиторской задолженностью, оперативное планирование и управление платежами, финансовый анализ. Приложение "Бухгалтерский учет", которое при необходимости может работать автономно, реализует все необходимые функции для работы бухгалтерии, предоставления полной бухгалтерской отчетности и предоставления данных в вышестоящие организации. В числе прочего это приложение позволяет клиенту вести в национальной и иностранной валюте учет основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, расчетов с дебиторами и кредиторами, денежных средств на счетах, затрат на производство и т. д.

Направление логистики в системе обеспечивают приложения "Закупки", "Склад", "Реализация", "Магазин", "Специальное решение". Приложение "Закупки" оптимизирует учет:

  • заявок на приобретение товаров от подразделений;
  • планов закупки товаров и заказа работ на основании заявок от подразделений;
  • договоров с контрагентами, включая оперативное отслеживание выполнения договоров;
  • приходных накладных, входящих счетов-фактур и актов о выполнении работ;
  • приказов на принятие товарно-материальных ценностей, приходных ордеров и актов рассогласования;
  • финансовых и материальных транзакций по расчету с поставщиками в разрезе лицевых счетов и договоров;
  • товарных отчетов о приобретении товаров и выполнении работ;
  • отчетов о различных аспектах работ, связанных с закупками.

Приложение "Склад" выполняет следующие функции:

  • автоматизацию всех учетных операций по приходу и отпуску товаров;
  • ведение единых карточек складского учета;
  • учет приходных ордеров, актов недостачи, расходных накладных и накладных на внутреннее перемещение товара, актов списания, инвентаризационных описей и генерацию актов рассогласования;
  • поддержку комплектов товаров и учет накладных на комплектование/разукомплектование товара;
  • формирование отчетов о товарных запасах и т. п.

Приложение "Реализация" выступает в системе как один из инструментов управления торговыми операциями для ведения учета номенклатуры и цен реализации товаров и услуг; перерасчета цен в прайс-листах; выписки счетов на оплату товаров и услуг с учетом скидок, наценок, налогов и контроля их оплаты; контроля качества свободного товара при выписке счета с учетом ранее выписанных счетов и накладных; резервирования и снятия товара с резерва; формирования накладных на отпуск товара на основании счетов.

Приложение "Магазин" может функционировать как на небольших точках с одним-двумя рабочими местами, так и в крупных торговых домах, имеющих сеть магазинов и складов, а также на предприятиях общественного питания и сферы обслуживания. Приложение автоматизирует закупочную, складскую, сбытовую логистику, учет средств от реализации товаров, оформление отчетных и сопроводительных документов. Оно оснащено средствами поддержки современных способов безналичных платежей, интегрировано с различным торгово-складским оборудованием и при этом не требует мощной компьютерной техники и ПО. При необходимости специалисты корпорации "Парус" разрабатывают специальные отраслевые решения, отвечающие индивидуальным запросам организации-клиента. Примерами здесь могут служить приложения "Сменные отчеты АЗС", "Фондовый отдел нефтебазы", предназначенные для автоматизации учета поставок, хранения и реализации нефтепродуктов.

Управление производством в системе обеспечивают приложения "Учет затрат и калькуляция себестоимости", "Технико-экономическое планирование", "Техническая подготовка производства", "Управление ремонтами". В частности, приложение "Учет затрат и калькуляция себестоимости" автоматизирует сбор данных о выпуске продукции и ресурсов на ее производство, расчет прямых затрат на производство продукции, сбор и распределение накладных расходов, калькуляцию себестоимости производства и продукции, анализ затрат производства и себестоимости продукции.

Управление персоналом обеспечивается приложениями "Учет персонала", "Табельный учет рабочего времени", "Расчет заработной платы". А страхование - приложениями "Страхование имущества и ответственности", "Личное страхование", "Перестрахование", "Анализ и отчетность".

В системе достаточно четко разграничены оперативно-управленческие и бухгалтерско-учетные задачи при их полной интеграции на уровне единой базы данных и соблюдении принципа однократности ввода исходной информации.

Внедрять "Систему управления ПАРУС" можно как преимущественно силами специалистов предприятия (в этом случае специалисты корпорации проводят их обучение работе с системой), так и в вариантах поэтапного внедрения (он предполагает постепенное наращивание функциональности системы), внедрения "под ключ" или полной адаптации под заказчика - для организаций, не располагающих собственным штатом высококвалифицированных ИТ-специалистов.