Юрий Мазитов, Юлия Хитькова
marketing@borlas.ru

Американская корпорация Oracle (http://www.oracle.com; http://www.oracle.ru) была основана в 1977 году, и сегодня это один из крупнейших производителей ПО для электронного бизнеса и вторая в мире компания по поставке программных продуктов. Численность сотрудников корпорации достигает сейчас 43 тыс. человек.

Oracle предлагает систему обработки данных Oracle 9i (СУБД, серверы приложений, средства разработки) и комплекс готовых бизнес-приложений Oracle E-Business Suite (более известный под торговой маркой ERP-приложений комплекса - Oracle Applications), а также услуги в области консалтинга, обучения и технической поддержки более чем в 145 странах во всем мире.

Oracle обладает более чем 20-летним опытом разработки, инвестировав свыше 300 млн. долл. в разработку продуктов и технологий. На сегодняшний день более 8 тыс. заказчиков в 76 странах мира используют Oracle Applications. Система доступна на 29 языках мира и поддерживает работу с различными валютами, в соответствии с различными требованиями по учетным процедурам. ERP-система Oracle и другие решения для электронного бизнеса полностью базируются на Интернет-технологиях.

Корпорация разрабатывает специализированные решения для различных отраслей промышленности и бизнеса, таких как металлургическая, автомобильная, авиационная, аэрокосмическая, телекоммуникационная отрасли, розничная торговля, финансовые услуги, высшее образование, коммунальное хозяйство и государственный сектор, нефтегазовая промышленность.

ПО Oracle включает полную линейку продуктов: базы данных и специальные серверы, средства разработки приложений и систем принятия решений, приложения для управления бизнесом.

Создание единой корпоративной системы

В своем классе "крупных" корпоративных систем Oracle считается одной из наиболее функционально полных, охватывающей основные сферы управления предприятием: финансы, производство, сбыт, персонал, развитие, инвестиции. Oracle E-Business Suite версии 11i можно условно разделить на три больших набора приложений: ERP (Enterprise Resource Planning - управление ресурсами предприятия), CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с заказчиками) и E-Hub - построение электронных торговых площадок.

Набор ERP-приложений Oracle включает более 90 модулей, которые позволяют предприятию решать все основные бизнес-задачи: планирование производства, снабжение, управление запасами, взаимодействие с поставщиками, управление отношениями с покупателями, управление персоналом и расчеты по заработной плате, финансовое планирование и управленческий учет.

При этом в системе существует встроенная методология внедрения (Мастер внедрения, AIM, Fast Forward), апробированная в самых разных компаниях (крупные корпорации, средние компании и предприятия малого бизнеса). Эта методология позволяет реально сократить сроки внедрения приложений Oracle, снизить стоимость внедрения без уменьшения общей функциональности системы.

ERP-приложения Oracle E-Business Suite версии 11i состоят из следующих интегрированных блоков и модулей, условно разделенных в соответствии с решаемыми бизнес-задачами:

  • управление продажами;
  • управление заказами и отгрузкой;
  • планирование материальных потоков;
  • корпоративное снабжение;
  • производство (дискретное, опытное, проектное, непрерывное/процессное);
  • управление проектами;
  • управление финансами;
  • анализатор продаж и финансов, для поддержки принятия управленческих решений в многоуровневой организации;
  • управление персоналом, включая модули "Расчет заработной платы и взаиморасчеты с персоналом" (Payroll) и "Табельный учет". Эти модули появились в системе в результате проведенной компанией "Борлас Ай-Би-Си" (http://www.borlas.ru) локализации и адаптации Oracle HRMS ("Управление персоналом") к специфике российских предприятий.

Внедрение второго большого набора - приложений CRM дает предприятиям возможность решать такие бизнес-задачи, как анализ клиентской базы и построение отношений с клиентами, поддержка процесса продаж, управление маркетинговыми кампаниями, организация сервисного обслуживания (включая Интернет-решения этих задач), организация сall-центров и многие другие. Программное решение Oracle CRM способствует привлечению новых клиентов и обеспечивает сервис прежним заказчикам уже на уровне долгосрочных партнерских отношений благодаря унифицированным каналам сбыта, включая Web, мобильных агентов и центры обслуживания.

Для создания электронных торговых площадок Oracle предлагает решение Oracle Exchange. Оно предоставляет средства взаимодействия со многими организациями в реальном масштабе времени.

Приложения Oracle CRM, Oracle ERP (Oracle Applications), Oracle E-Hub (Exchange) полностью интегрированы для работы друг с другом, образуя единый комплекс для электронного бизнеса - Oracle E-Business Suite, что позволяет предприятиям использовать в системе единый источник данных.

Масштабируемость

Масштабируемость и скорость работы Oracle E-Business Suite обеспечивается следующими основными факторами:.

  • в качестве ядра системы используется база данных Oracle 8i, известная своей масштабируемостью в обработке как DML-, так и DDL-запросов;
  • благодаря автоматическому распараллеливанию системой сложных процессов/запросов используется максимально допустимое количество процессоров сервера (яркий пример - расчет заработной платы по предприятию);
  • реализация механизма параллельных запросов позволяет выполнять основные наиболее трудоемкие процессы в фоновом пакетном режиме, в наиболее удобное для этого время.

Совместимость с различными платформами

Oracle E-Business Suite версии 11i позволяет использовать в качестве серверной платформы:

  • большинство коммерческих вариантов UNIX (Sun SPARC Solaris, IBM AIX, HP 9000 Series HP-UX, Compaq Tru64 Unix),
  • популярную в последнее время бесплатную ОС Linux,
  • Microsoft Windows NT/2000.

Можно заметить, что чаще всего выбор операционной системы определяется следующими факторами:

  • реальная потребность предприятия в масштабируемости и надежности сервера, а, следовательно, и всей информационной системы предприятия, и существующий в данный момент на предприятии парк машин;
  • наличие специалистов по администрированию и сопровождению соответствующих ОС;
  • стоимость ОС и ее сопровождения.

Для Oracle E-Business Suite версии 11i можно выбрать ту ОС, которая наилучшим образом удовлетворяет всем запросам и потребностям предприятия.

Использование трехуровневой архитектуры сетевых вычислений с выделением сервера приложений и обеспечением доступа клиентов к нему через сеть Интернет (интрасеть) при помощи обычного Web-браузера позволяет использовать в качестве клиентских мест любые компьютеры, аппаратные платформы и ОС. Oracle E-Business Suite можно устанавливать на сетевых компьютерах, PDA, телевизионных приставках, ПК, рабочих станциях, мини-компьютерах, кластерах, мэйнфреймах, системах с массивным параллелизмом.

Система работает под управлением ОС Microsoft Windows 9x/NT/2000 без установки дополнительных специальных приложений. Это, с одной стороны, придает системе мобильность в размещении рабочих мест (что особенно важно для территориально-распределенных предприятий). С другой же стороны, такая архитектура позволяет существенно снизить затраты на сопровождение системы, что весьма немаловажно при наличии на предприятии нескольких сотен распределенных рабочих мест.

Oracle E-Business Suite и Oracle Database Server

Oracle E-Business Suite предполагает использование в качестве базы данных только Oracle Database Server. Данное ограничение (ERP-системы других производителей обычно могут работать с разными БД) было принято корпорацией Oracle сознательно и связано с рядом существенных факторов.

Для того, чтобы построить ERP-систему под различные базы данных, нужно или разработать под каждую базу данных отдельное решение/продукт, или же использовать только самые общие, единые для всех БД механизмы.

Первый вариант неприменим в силу существенного роста затрат на разработку и сопровождение такой системы. Второй же вариант приводит к тому, что для любой базы данных доступна только малая часть ее возможностей. Практически БД используется в виде "плоских" файлов и теряется возможность применения большинства заложенных в нее решений.

Программный комплекс Oracle E-Business Suite изначально проектировался и создавался с использованием всего спектра возможностей базы данных Oracle (ограничения целостности, серверные процедуры и пакеты, представления, триггеры, сложные механизмы запросов и оптимизации и т.п.). Постоянное развитие базы данных и использование новых информационных технологий (а в случае Oracle часто - самостоятельная разработка и развитие таких технологий) обеспечивают масштабируемость, производительность и надежность ядра автоматизированной системы управления предприятием.

Соответствие стандартам

Oracle E-Business Suite содержит широкий набор различных механизмов (включая специальный модуль "Управление качеством"), которые могут помочь предприятию обеспечить соответствие внутренних процессов уровню стандартов серии ISO 9000.

Oracle предоставляет средство для сбора и анализа подробной информации о планируемых и проведенных проверках качества, обнаруженных отклонениях и недостатках в производимых продуктах и производственных процессах, о действиях, предпринятых для устранения недочетов/ошибок, и т.п.

Предприятие имеет возможность создавать и документировать требуемые стандарты качества для каждого производимого продукта и производственного процесса, определять наиболее критически важные для контроля параметры качества и составлять описания инструкций по тестированию и контролю на каждом шаге.

Инструменты разработки/моделирования

Система Oracle E-Business Suite создана с использованием собственных стандартных инструментальных средств разработки и моделирования Oracle. Большинство из них объединено в единый пакет интегрированных средств разработки Oracle Internet Developer Suite, который на сегодняшний момент включает инструменты для решения следующих задач:

  • проектирования и моделирования - Oracle Designer;
  • разработки экранных форм - Oracle Forms Developer;
  • разработки отчетных форм - Oracle Reports Developer;
  • быстрой разработки приложений на языке Java - Oracle JDeveloper;
  • разработки и внедрения корпоративных хранилищ данных и интеллектуальных приложений электронного бизнеса - Oracle Warehouse Builder;
  • выполнения DDL- и DML-запросов к базе данных - SQL*Plus.

Для расширения информационной системы предприятия за счет дополнительных аналитических средств поиска, анализа и моделирования предназначены семейства продуктов Oracle Discoverer (ROLAP) и Oracle Express (MOLAP).

Следует подчеркнуть, что Oracle E-Business Suite поставляется с полностью открытыми исходными текстами, подробным описанием внутренней архитектуры базы данных и множеством открытых интерфейсов, что позволяет при необходимости быстро разобраться в структуре и логике работы системы и внести необходимые дополнения или изменения, в зависимости от требований пользователя.