Андрей Колесов

В декабре 1999 г. канадская компания Hummingbird Communications представила на конференции Delphi Corporate Portals свою новую разработку Enterprise Information Portal (EIP), которая получила хорошие оценки экспертов. А спустя всего несколько месяцев, в мае 2000 г., по результатам исследования рынка корпоративных систем, выполненного компанией Survey.com, можно было говорить о том, что Hummingbird входит в тройку лидеров на рынке EIP наряду с IBM/Lotus и Microsoft.

Компания Hummingbird еще не очень хорошо известна на российском рынке, поэтому имеет смысл кратко рассказать об истории становления ее бизнеса, которая хорошо отражает динамику развития портальных технологий в целом.

История

Компания Hummingbird (в переводе -- "колибри") в своем нынешнем виде существует совсем недавно и фактически появилась путем поглощения целого ряда других компаний. Она было образована в 1984 г. как чисто консалтинговая фирма, которая иногда занималась разработкой заказного ПО. Только в 1989 г. Hummingbird выпустила первый коробочный продукт для поддержки межсетевых соединений. В последующие годы компания расширила свой бизнес в этом направлении и к концу 90-х годов занимала прочные позиции в области разработки программных продуктов для корпоративных заказчиков, специализируясь на создании телекоммуникационного ПО.

Но Hummingbird, будучи по сути консалтинговой, а не инженерной фирмой, вовремя среагировала на изменение рыночной ситуации в сфере телекоммуникационных программ и объявила своей целью создание EIP, с помощью которого она была намерена занять лидирующие позиции на новом, но весьма быстро растущем рынке корпоративных порталов. В течение 1998-99 гг. были сделаны несколько стратегических приобретений, в результате чего Hummingbird превратилась из поставщика утилит для связи в компанию, способную предложить полномасштабное решение для крупных корпоративных клиентов.

Впервые в поле зрения российской компьютерной прессы эта компания попала весной 1999 г., когда стало известно о том, что Hummingbird Communications приобрела достаточно известную в нашей стране PC DOCS Group. (Одним из ключевых российских партнеров PC DOCS многие годы была компания "Весть-Метатехнология"; как следствие, она же стала ведущим партнером Hummingbird в нашей стране.) А еще раньше Hummingbird начала активно заниматься системами анализа данных и принятия решений на базе OLAP-технологий, приобретя компании Andyne и Datenrevision, работавшие в этой области.

Уже тогда аналитики отмечали, что слияние Hummingbird и PC DOCS Group позволит объединить опыт двух фирм в области соответственно структурированных (к ним относятся фактографические данные -- финансовые, ERP и пр.) и неструктурированных данных (текстовые документы самых разнообразных форматов), и что объединенная компания сможет выступать в качестве поставщика универсальных решений для корпоративных систем. При этом некоторые эксперты утверждали, что фирму Hummingbird интересовали не столько программные системы управления документами PC DOCS, сколько поисковые технологии Fulcrum (PC DOCS приобрела компанию Fulcrum за год до того, летом 1998 г.). В результате, опоздав с покупкой Fulcrum, Hummingbird была вынуждена купить всю PC DOCS (причем не традиционным путем обмена акций, а за наличные).

В июне 1999 г. Hummingbird объявила о намерении создать продукт класса EIP с использованием ряда приобретенных технологий, что и было сделано в чрезвычайно сжатые сроки. В начале июня 2000 г. появилась версия Hummingbird EIP 1.5, которая предоставляет дополнительные средства создания персональных хранилищ информации, улучшенной поддержки групповой работы, а также применения распределенной архитектуры. Новая система может быть развернута на различных платформах -- Windows NT, Solaris, HP UX и Linux.

Следует подчеркнуть, что быстрый рост компании за счет слияния с другими фирмами порождает массу организационных и технологических проблем. Тем удивительнее, что в условиях "перестройки" Hummingbird смогла так быстро выдать законченный, качественно новый продукт. В качестве одной из причин можно назвать то, что сразу после выпуска Hummingbird EIP 1.0 было принято решение о внедрении данного продукта внутри самой компании. При этом, в числе прочего, была продемонстрировано реальное применение новых технологий для повышения эффективности бизнеса. Основным побудительным мотивом внедрения портала была необходимость интеграции недавно приобретенных компаний в единый механизм, выстраивание сквозных бизнес-процессов, объединение разнородных источников информации, создание единой корпоративной культуры и стиля ведения бизнеса.

Архитектура портала Hummingbird EIP

В настоящее время Hummingbird предлагает целый комплекс программных продуктов для построения корпоративных информационных систем, связующим звеном для которых выступает механизм портала (рис. 1). Это очень важно, так как в отличие от многих других поставщиков, Hummingbird может предоставить клиентам не только собственно портал, но и достаточно полный набор собственных функциональных решений (рис. 2).

Fig.1
Рис. 1. Портал EIP выступает как связующее звено комплекса программных продуктов Hummingbird для крупных корпоративных клиентов.

Fig.2
Рис. 2. Функциональная схема Hummingbird EIP.

Ядро портала Hummingbird EIP (рис. 3) - это платформно-независимая Java-машина, которая управляет доставкой информации пользователям и обеспечивает работу всех основных функций портала, в том числе управляет настройками пользователей и предоставляет административные средства. Именно эта центральная машина портала отвечает за агрегацию информации из различных источников и ее представление.

Fig.3
Рис. 3. Архитектура ядра Hummingbird EIP.

Браузер. Доступ к пользовательскому интерфейсу портала осуществляется через браузер. Пользователь может назначить стартовую страницу, используемые настройки портала (тему), выбрать нужные ресурсы и их расположение на экране. Панель навигации (NavBar) служит для доступа ко всем ресурсам, включая пользовательские страницы; инструментарий для построения пользовательских страниц; утилиты администрирования портала (только для администраторов Hummingbird EIP); любые приложения, интегрированные с порталом, включая все продукты Hummingbird.

CAP (Common Authentication Protocol) Server. Предоставляет сервисы идентификации пользователей, используя унифицированный API для подтверждения прав пользователей и групп. Использование общего сервера упрощает управление системой безопасности, потому что он взаимодействует со всей существующей сетевой инфраструктурой безопасности. CAP Server поддерживает различные службы каталогов, включая локальные Windows NT, домены Windows NT, LDAP, NIS, Active Directory, NDS, а также различные диалекты UNIX.

Ключевая часть CAP-решения - это API для клиента, инструмент, который позволяет обеспечить взаимодействие клиентского приложения с CAP-сервером. В настоящее время Hummingbird поставляет API для клиента на C и Java для Windows NT и большинства Unix-платформ.

Ядро портала (Portal Engine). Ядро портала представляет собой Java-сервлет, который исполняет модули Java-классов Hummingbird EIP. В его состав входят следующие блоки: HTTP-сервер, блок управления сеансами пользователей (Session Manager), событиями (Event Manager), содержимым (Content Manager), исполнением e-Clip-компонентов (e-Clip Manager), собственно e-Clip-компоненты, блок управления сеансами приложений (Application Session Manager), настройками портала - темами (Theme Manager), протоколами (Protocol Manager) и репозиторием портала (Repository Manager).

HTTP-сервер. Встроенный HTTP-сервер обеспечивает URL-интерфейс к порталу Hummingbird EIP.

Session Manager. Блок управления сеансами пользователей отвечает за ведение сеанса работы каждого пользователя портала и однозначную идентификацию пользователя по протоколу CAP.

Event Manager. Блок управления событиями собирает, организует в очереди и распределяет события портала. В простейшем виде событие это сообщение, посланное от одного компонента e-Clip другому.

Content Manager. Блок управления контентом генерирует страницы портала для просмотра пользователями. Работает в тесной связи с блоком управления исполнением e-Clip-компонентов, чтобы учитывать при генерации страниц пользовательские настройки и содержание информации.

e-Clip Manager. Блок управления исполнением e-Clip-компонентов контролирует выполнение всех e-Clip-компонентов и других компонентов, поддерживаемых порталом Hummingbird EIP. Отвечает за то, чтобы все e-Clip-компоненты отображались нужным образом в соответствии с установленными настройками (темой).

e-Clip-компоненты. Компонент, обеспечивающий доставку информации на страницу портала. Может работать как интерактивное приложение либо извлекать и обрабатывать информацию с указанной Web-страницы. Технология e-Clip выступает как основа для расширения возможностей портала Hummingbird EIP и создания корпоративных решений.

Application Session Manager. Блок управления сеансами приложений управляет доступом к внешним приложениям, зарегистрированным в портале. Отвечает за ведение индивидуальных сеансов пользователей и поддерживает глобальный сеанс для каждого приложения.

Theme Manager. Блок управления настройками портала (темами) управляет доступом к изображениям и страницам, основываясь на теме, избранной пользователем или установленной администратором портала. Темы включают в себя внешний вид пользовательского интерфейса портала (пиктограммы, команды меню, цвета, шрифты и т.д.), а также режим отображения e-Clip-компонента и режим работы панели навигации (NavBar).

Protocol Manager. Блок управления протоколами взаимодействует с внешним миром, используя стандартные протоколы, такие как HTTP и HTTPS. Он также обеспечивает некоторые функции для компонента e-Clip - преобразование относительных указателей URL на Web-страницы в абсолютные и автоматическое хранение идентификационных cookies для каждого пользователя.

Repository Manager. Блок управления репозиторием управляет всеми внутренними данными портала Hummingbird EIP: хранит пользовательские страницы, информацию о настройках, все компоненты e-Clip и компоненты, необходимые для построения и отображения страниц.

Portal Repository. Репозиорий портала - это область файловой системы, в которой хранится вся информация, необходимая для функционирования портала Hummingbird EIP.

Использование XML. На XML основан механизм обмена данными и метаданными между различными компонентами портала, а также взаимодействия с внешними приложениями.

Принцип работы

В основе Hummingbird EIP лежит технология "тонкого" клиента, когда пользователь с помощью браузера обращается к HTML-серверу, через который выполняется доступ к внутрикорпоративным и внешним ресурсам (рис. 4). При этом в узком левом окне экрана размещается оглавление доступных средств, а в правом -- собственно окно для информационного обмена. Состав средств, поддерживаемых данным порталом, достаточно представителен: системы управления документами (CyberDOCS, Documentum и пр.), почтовые службы (Lotus Notes, MS Exchange), ERP-системы (SAP R/3), системы управления знаниями (Fulcrum), а также разнообразные хранилища данных и OLAP-системы.

Fig.4
Рис. 4. Главное окно доступа к порталу. Слева находится дерево доступных ресурсов, справа -- информация из различных источников, полученная с помощью компонентов e-Clip.

Кроме стандартных средств, пользователь может создавать собственные папки, в которых он формирует индивидуальные интерфейсы для интерактивного общения с внешними ресурсами (в том числе и Web-серверами). При этом речь идет не о простом наборе, например, избранных Web-страниц, а о получении с этих страниц только нужной информации и в удобном для клиента виде. Это достигается с помощью специальных программных компонентов e-Clip, которые обеспечивают взаимодействие портала с конкретными ресурсами и приложениями. В состав поставки HEIP входит более сотни таких готовых компонентов, а также набор для разработчика e-Clip Developer Kit, с помощью которого можно создавать собственные программы.

Довольно любопытно устроена поддержка обмена знаниями между сотрудниками в том, что касается общего списка "избранных" Web-ресурсов -- пользователь в любой момент может поставить оценку полезности конкретного сервера и записать свои комментарии. Таким образом, сотрудники могут ориентироваться в этих ресурсах, опираясь на мнение своих коллег.

Можно также использовать персональную поисковую машину: клиент может запустить механизм фонового опроса и индексации интересующих его серверов с самыми разнообразными вариантами автоматической фильтрации и обработки получаемых данных. (Как известно, по любой тематике достаточно следить за несколькими десятками наиболее авторитетных Web-ресурсов. В результате вы получаете информацию об их обновлении почти в режиме реального времени, тогда как обновление индекса универсальных поисковых машин занимает сутки.)

Механизмы управления знаниями

Отдельно следует сказать о технологиях управления знаниями, которые базируются на наследстве приобретенной Hummingbird фирмы Fulcrum -- одного из лидеров в области поисковых систем. Эти технологии основаны на следующих продуктах.

Fulcrum Knowledge Server -- система для извлечения и анализа знаний;

Fulcrum Knowledge Manager Workstation -- инструмент извлечения документов и их рубрикации для использования совместно с Fulcrum Knowledge Server;

Fulcrum Search Server -- поисковая машина.

Все эти инструменты могут поставляться либо в составе Hummingbird EIP, либо как автономные продукты. Возможности этих технологий достойны отдельного описания, поэтому здесь отметим лишь некоторые моменты: ·

  • масштабируемость: до терабайтов информации и тысяч пользователей;
  • высокая скорость индексирования и поиска в сверхбольших объемах информации;
  • поддержка более 200 форматов документов;
  • многоплатформенность и возможность использования многопроцессорной архитектуры;
  • поиск на многих языках: европейские (включая русский), японский и корейский;
  • нечеткий поиск "похожих документов";
  • учет морфологии и семантики;
  • возможность простой интеграции с OLAP-приложениями;
  • аналитическая обработка документов: автоматическое аннотирование, иерархическая кластеризация, авторубрицирование и пр.

Hummingbird EIP в России

В России этот продукт был впервые представлен в Москве на конференции "Электронный офис 2000" в апреле прошлого года авторизованным партнером Hummingbird компанией "Весть-Метатехнология". Летом было объявлено о выпуске локализованной для России версии Hummingbird EIP 1.5, которая обеспечивает поддержку русского языка, в том числе в поисковых алгоритмах. На прошедшем в декабре форуме "Ситуационный Центр 2000" говорилось о проекте внедрения портала Hummingbird EIP в органах государственной власти с использованием механизмов обработки и анализа структурированных и неструктурированных данных, получаемых из разнообразных внутренних и внешних источников данных, а также с применением специально разработанных компонентов e-Clip.