Lotus K-station - это основанный на браузере портал, при помощи которого можно находить и передавать информацию и обмениваться знаниями. Дополнительные средства групповой работы и простой интерфейс K-station позволяют рабочим группам накапливать знания и вести бизнес не по технологическим параметрам, а исходя из своих общностей, интересов, задач и служебных обязанностей.

Портал K-station интегрирует технологии трех основных уровней: приложений, рабочей группы и пользователя (рис. 1).

Fig.1
Рис. 1. K-station интегрирует три основных технологических уровня: приложения, услуги в области совместной работы и персональные услуги.

Приложения. Конечные пользователи получают доступ к K-station посредством приложений, функционирующих на верхнем уровне архитектуры. К этим приложениям относятся персональные места и групповые места, обеспечивающие доступ к информации и совместным рабочим местам. Прикладные программы K-station используют DHTML для поддержки динамической настройки и содержат функции защиты, обеспечивая конфиденциальность пользователям как в персональной, так и в групповой среде.

Групповые услуги. Система K-station интегрирована с инструментальными средствами реального времени, которые поддерживают осведомленность пользователей и мгновенную отправку сообщений, а также групповые рабочие места в режиме "он-лайн", обеспечивающие структурированную информацию и средства обучения. Уровень групповых услуг также включает электронную почту.

Персональные услуги. Для облегчения навигации и редактирования K-station предоставляет интерфейс одного пользователя для доступа к приложениям настольной системы, к Интернету и к серверным системам. Одновременное открытие окон дает пользователю возможность одновременно охватить большой объем информации, содержащейся в защищенной операционной среде.

Компоненты K-station для совместной работы

K-station обеспечивает пользователям доступ к основным компетентным источникам, информации и взаимоотношениям, существующим в пределах организации и за ее пределами. Этот доступ начинается с персональных и групповых мест, где пользователи получают, накапливают и применяют знания. Пользователи также используют форматы знаний для вывода содержания приложений в подвижных кадрах с изменяемыми размерами и на страницах со специальной разбивкой для категоризации содержимого экрана.

Интерфейс K-station включает три основных компонента: места, форматы знаний и страницы.

Персональные места. Они представляют собой многостраничные среды, содержащие основные средства для выполнения каждодневных рабочих операций. Пользователь формирует свое рабочее место, организуя форматы знаний - календари, Web-сайты, серверные системы - вокруг конкретных задач и проектов (рис. 2).

Fig.2
Рис. 2. Организация рабочего места пользователя в K-station.

Например, торговый представитель может создать страницу для слежения за ходом предстоящей сделки. Он может включить сюда расписание встреч, обсуждения с клиентами, файлы контрактов, чтобы все, имеющее отношение к данному клиенту, находилось в одном месте и было доступно. Такое рабочее место может также содержать функцию "осведомленности людей" для моментального вовлечения в обсуждение других членов группы, работающих в режиме "он-лайн". Подобный доступ к знаниям позволяет сосредоточиться на выполнении деловой задачи, а не на инструментальных средствах.

Групповые места. Они аналогичны персональным, но обслуживают несколько лиц и обеспечивают рабочие места для командной работы (рис. 3). Существуют различные варианты групповых мест - от общих форумов, открытых для всех сотрудников фирмы, до эксклюзивных рабочих мест, доступных только по специальному приглашению. Все групповые места основаны на конкретных задачах и подходят практически для любого вида деятельности. Например, пользователь может создать "место для предложений", где можно собирать людей как из самой организации, так и со стороны, и материалы, необходимые для выработки, например, сервисного предложения. Это место затем может послужить для создания документа и стать форумом для взаимодействия. Как и персональное, групповое место дает компаниям возможность сосредоточиться на решениях и эффективно преодолеть технические и бюрократические барьеры в руководстве проектами.

Fig.3
Рис. 3. Организация группового места.

Групповые места - это объекты знаний многократного пользования, поддерживающие связь между людьми, информацией, деятельностью и процессами, необходимыми при работе над конкретной задачей или проектом. Обсуждения, презентации, документы, планы и графики - все это типичные объекты знаний, которые можно создавать и сохранять при помощи K-station. Сохранение означает, что все результаты работы, в том числе сформировавшиеся отношения, созданные документы и выполненные действия, становятся частью живой истории организации. Такого рода моментальное сотрудничество и сохранение знаний служит ключом к применению стратегии управления знаниями и составляет уникальное преимущество K-station.

Один из способов создания групповых мест заключается в использовании шаблонов "Центров знаний" (Knowledge Center), предоставляющих средства разработки и методологию, необходимые для организации коллективного рабочего пространства (рис. 4). Шаблоны "Центров знаний" предназначены для решения рабочих задач и улучшения способности к реагированию в организации, повышения инновационного духа, конкурентоспособности и эффективности. Эти шаблоны, предоставляющие заранее сформированное пространство и средства группового сотрудничества, можно сравнить с полностью меблированными квартирами, готовыми к заселению. Пользователи могут "въезжать" и пользоваться уже существующими шаблонами или изменять их в зависимости от своих собственных предпочтений.

Fig.4
Рис. 4. Работа с шаблонами "Центров знаний".

Форматы знаний. Форматы знаний - это окна к настольным приложениям, серверным системам, изображениям, Web-сайтам и практически к любым другим видам деловой информации. Каждый формат знаний независим и может размещать информацию в соответствии с потребностями клиента посредством "буксировки".

Форматы знаний обеспечивают полный спектр организационных документов, включая календари, планы предстоящих дел, базы данных, электронную почту и другие виды документации. Поэтому форматы знаний имеют большое значение для представления информации на персональных местах и групповых местах.

K-station предлагает многочисленные готовые шаблоны форматов знаний для организации доступа к Интернет-приложениям, приложениям Lotus Notes, приложениям электронного обмена сообщениями Microsoft Exchange и Hotmail, а также ко многим другим форматам документов и изображений. Эти шаблоны позволяют организациям быстро создавать и размещать форматы знаний, максимально соответствующие их системам и потребностям.

Страницы. Страницы дают возможность конечным пользователям категоризировать информацию по тематическому или функциональному признаку. Страницы напоминают настоящие папки для документов с ярлыками сверху и пространством внутри для сбора документов по определенной тематике. Например, менеджер по маркетингу может иметь страницу под названием "Административные вопросы", содержащую отчеты о расходах, сообщения электронной почты, расписание авиарейсов, или страницу под названием "Рекламная кампания", куда войдут групповые обсуждения, каталоги макетов, данные о бюджетах, оперативно поступающие новости и другая информация, имеющая отношение к проекту.

Комплексное решение

K-station интегрируется с другими технологиями Lotus - Quickplace и Sametime. Например, пользователи могут создать групповое пространство на портале K-station и организовать доступ к нему через Web-браузер при условии наличия Quickplace. Более того, любое существующее пространство Quickplace можно использовать в качестве группового пространства в K-station. K-station также использует возможности реального времени любой существующей среды Lotus Sametime, и если Sametime еще не установлен, K-station обеспечит собственную осведомленность о конкретном месте, возможности для "бесед" и общения в режиме реального времени, чтобы участники могли воспользоваться этими высокотехнологичными функциями.

Функции K-station можно также использовать в клиенте Notes. Поскольку портал K-station предназначен для применения в Web-браузере или в клиенте Notes (версии R5 или выше) посредством встроенных возможностей браузера, пользователи клиентов Notes могут реализовать свои предпочтения в отношении электронной почты и интеграции на основе Notes при помощи пользовательского интерфейса Notes R5. Сервер K-station работает под управлением Microsoft Windows NT или 2000, а опции поддержки дополнительных платформ появятся в 2001 г. Клиенту потребуется Microsoft Internet Explorer версии 5.01 или выше.