По материалам IBM Lotus.

Среди наиболее значительных направлений развития электронного бизнеса в последние годы можно отметить широкое использование мобильного и беспроводного доступа к бизнес-приложениям с помощью карманных устройств - PDA, КПК, интерактивных пейджеров, смартфонов и т. п. Беспроводной режим обеспечивает мобильным сотрудникам компаний (торговым агентам, сотрудникам сервисных служб и т. д.) доступ к электронной почте, экстренным сообщениям, групповым календарным графикам, услугам PIM (Personal Information Management - управление персональной информацией) и приложениям корпоративных интрасетей. При этом сотрудники не связаны физическими и коммуникационными ограничениями, присущими портативным компьютерам и проводным телефонам. Это тем более важно, так как доля таких мобильных специалистов в общем штате компаний непрерывно возрастает.

Учитывая изменения требований рынка, подразделение IBM Lotus (http://www.lotus.com) предлагает на рынке программные системы Domino Everyplace Server, Lotus Mobile Notes и Lotus EasySyncRPro - интегрированные решения для электронного бизнеса, которые расширяют возможности программ Lotus Notes и Domino, включая в их сферу мобильные и беспроводные устройства.

Решения и их свойства

Domino Everyplace Access Server обеспечивает возможности электронного сотрудничества с помощью микробраузеров WML, пейджеров и других SMS-устройств (Short Message Service - служба обмена короткими сообщениями). Этот сервер, базирующийся на технологии XML, тесно интегрирован со средствами администрирования и службами каталогов Domino. Он предоставляет беспроводной доступ к корпоративным системам электронной почты, календарным планам, каталогам и приложениям электронного бизнеса, поддерживающим WAP.

Однако возможности Domino Everyplace Access Server выходят далеко за пределы беспроводного доступа. Этот программный пакет включает средства пейджинга и уведомления, позволяющие передавать и принимать короткие сообщения на пейджеры и SMS-устройства, а также получать сообщения от любых приложений Domino. С его помощью можно реализовать автоматическую пересылку почтовых сообщений Notes на беспроводное устройство или пейджер, а если ваше устройство не принимает сообщения, то переслать их на беспроводное устройство другого пользователя. Предусмотрена также функция автоматического ответа на сообщения, позволяющего отправителю узнать, кто и когда направил ему ответ.

Можно даже настроить Domino Everyplace так, чтобы программа посылала немедленные уведомления о том, что в вашу папку "Входящие" поступило сообщение от определенного пользователя, или оповещения от любых приложений на основе Domino.

Пакет Domino Everyplace Sync Server обеспечивает серверную синхронизацию электронной почты, рабочего календаря и каталогов с карманными устройствами, поддерживающими PalmOS, Windows CE/Pocket PC, EPOC и SyncML.

Domino Everyplace Enterprise Server включает в себя полнофункциональную среду разработки приложений, в которой можно писать новые и безопасно масштабировать уже существующие системы обмена сообщениями и коллективной работы Domino. Эти системы могут охватывать широкий диапазон мобильных и беспроводных устройств, включая платформы Palm, Windows CE и EPOC. Данное решение масштаба предприятия позволяет повысить продуктивность процессов бизнеса, обеспечивая как беспроводную, так и прямую проводную синхронизацию самых разнообразных устройств со стратегическими приложениями бизнеса. Мобильные сотрудники смогут работать с приложениями не только в режиме удаленного доступа по беспроводной связи, но и в автономном режиме, без подключения. В состав Domino Everyplace Enterprise Server также входят инструменты Mobile Domino Designer и клиент Mobile Notes.

Mobile Domino Designer - инструмент, который позволяет разработчикам сосредоточиться на логике приложений и работать с хорошо знакомыми конструкциями Domino, вообще ничего не зная о конкретных технологиях беспроводной связи. В разрабатываемых при этом системах для доступа к приложениям Domino в реальном времени можно использовать устройство, поддерживающее браузер WML, в то время как клиент Mobile Notes обеспечивает дополнительные возможности автономного доступа к приложениям и синхронизации с PDA. С помощью Mobile Domino Designer разработчики могут в реальном времени предоставлять мобильным пользователям интерактивные возможности Domino (например, кнопки действий, формы и системы документооборота).

Mobile Notes совместно с Domino Everyplace может предоставить пользователю - независимо от его местонахождения и времени суток - безопасный интерактивный доступ к нужной ему коммерческой информации. С помощью этого клиента пользователи могут работать с электронной почтой Domino, календарными планами, каталогами и приложениями через сотовые телефоны с поддержкой Web или PDA. В Mobile Notes реализована привычная структура меню в сочетании с доступом к папке входящих сообщений, унифицированным для различных клиентских устройств. Настраиваемые, персонализируемые меню гарантируют быстрый и простой доступ к папке входящих сообщений, рабочему календарю, каталогу и основным приложениям, независимо от местонахождения пользователя, как показано на рисунке.

Fig. Доступ к Domino Everyplace с мобильного смартфона.

EasySync Pro позволяет в любое время работать с информацией, организованной на платформе Notes. Пакет обеспечивает синхронизацию данных между ПО Lotus Notes на настольном компьютере и современными PDA, работающими на платформах PalmOS, WinCE/Pocket PC и EPOC. В числе источников данных, для которых возможна синхронизация, - приложения электронной почты, рабочий календарь и назначенные встречи, адресная книга и контактная информация, заметки и списки заданий.

С помощью EasySync Pro можно использовать PDA не только для просмотра электронной почты и списка назначенных встреч, но и для создания новых электронных писем, планирования совещания, обновления списка заданий и т. п. Новая информация становится доступной пользователю в пути, а время простоев при этом можно использовать более продуктивным образом. Когда пользователь возвращается на рабочее место, ему нужно просто вставить PDA в подставку-док и нажать кнопку Sync - данные на PDA и в настольной системе Notes будут взаимно синхронизированы. При этом можно точно указать, какую именно информацию нужно синхронизировать с Notes или загрузить в PDA.

Преимущества

Перечисленные решения IBM Lotus предоставляют организациям следующие преимущества.

Расширение сферы применения приложений. Domino Everyplace обеспечивает доступ к серверным приложениям Domino с помощью карманных устройств и позволяет быстро масштабировать приложения так, чтобы с ними можно было работать на PDA в автономном режиме. Domino Everyplace также позволяет приложениям автоматически направлять сообщения электронной почты на мобильный телефон пользователя при возникновении определенных событий, а также посылать уведомления на пейджеры (в том числе с обратной связью) и другие устройства SMS. Приложения могут использовать Domino Everyplace и для автоматической установки интерактивного двустороннего соединения.

Защита и контроль доступа. Domino Everyplace в сочетании с новыми технологиями и промышленными стандартами, такими, как SSL, позволяет организациям назначить каждому мобильному устройству права доступа для определенного пользователя, контролировать, в какой сети используется это устройство, шифровать данные при передаче и т. д.

Централизованное управление. Domino Everyplace содержит полный набор средств администрирования беспроводных сетей, интегрированных со службами администрирования Domino и дающих возможность централизованно управлять корпоративными беспроводными устройствами и их пользователями. Привычные средства безопасности Domino позволяют определять, кто имеет право войти в сеть и что может по ней проходить.

Мгновенный доступ к экстрасети. В процессе установки Domino Everyplace можно при необходимости создать Web-сайт, через который сотрудники, заказчики, поставщики и другие партнеры смогут отправлять на мобильные устройства сообщения и получать ответы. Например, заказчик может с помощью Web-браузера создать сообщение и направить его ряду адресатов из списка пользователей Domino Everyplace. Очень простой в настройке и использовании сайт обеспечивает конфиденциальность и удобство.

Беспроводной портал. Наряду с системой доступа к экстрасети можно создать беспроводной портал, позволяющий мобильным сотрудникам читать и отправлять почту, принимать приглашения на совещания, просматривать информацию в корпоративной интрасети или обмениваться информацией с беспроводными приложениями Domino. Администрирование портала упрощается благодаря тесной интеграции с Domino Directory. Информация о мобильном и беспроводном доступе автоматически добавляется к существующим профилям пользователей.

Поддержка систем беспроводной связи. Domino Everyplace поддерживает широкий круг стандартных протоколов для связи с самыми популярными системами беспроводной связи - TAP, SNPP, SMPP, SMTP и т. п. Поддержка коммутируемых линий и TCP/IP обеспечивает своевременную доставку сообщений на все устройства беспроводной связи. Пакет Mobile Services для Domino работает со всеми основными сетями сотовой связи (GSM, TDMA, CDMA, iDEN и т. д.), со всеми основными пейджинговыми сетями и беспроводными сетями с коммутацией пакетов, например, Flex/ReFlex, Mobitex, DataPac, ERMES и CDPD.

Сценарии применения беспроводных устройств

Независимый от местоположения и времени доступ к электронной почте и функциям управления персональной информацией уже сам по себе обеспечивает огромные преимущества; однако организации могут еще полнее раскрыть потенциал беспроводной связи, включив карманные устройства в инфраструктуру приложений электронного бизнеса.

Назовем приложения электронного бизнеса, эффективность которых можно повысить с помощью средств мобильного и беспроводного доступа:

  • управление взаимоотношениями с клиентами (CRM);
  • автоматизация работы торговых представителей (SFA);
  • диспетчерские приложения (координация и планирование);
  • управление цепочкой поставщиков (обработка заказов, контроль складских запасов и т. д.);
  • информационные службы (транспортная информация, погода, новости, основные события бизнеса);·
  • финансовые приложения (брокеры, информация о фондовом рынке и т. д.).

Рассмотрим несколько сценариев, предусматривающих усовершенствование организации работы мобильных пользователей с помощью решений IBM Lotus для мобильного и беспроводного доступа.

Сценарий первый. Торговые представители постоянно пользуются сотовыми телефонами, но могут получать электронную почту только один раз в день, вечером. Они не желают впустую тратить время поездки в такси, ожидания в аэропорту и т. п. Службы беспроводного доступа позволят им работать с электронной почтой, выполнять поиск телефонных номеров в каталоге компании, проверять текущее состояние складских запасов и цены, запрашивать рекламные буклеты и т. д. Автономный доступ к приложениям с помощью Mobile Notes через PDA позволяет торговым представителем направлять новые заказы в складское приложение в любое удобное время, а затем синхронизировать изменения.

Сценарий второй. Менеджер, находящийся в отъезде, может работать с электронной почтой и системами персонального планирования по беспроводной связи, оставив свой ноутбук в офисе. Беспроводная связь также устраняет проблемы, связанные с подключением к сети в отелях и в офисах заказчиков. Персонал офиса может в любое время связаться с менеджером через систему SMS; менеджер может быстро и легко проверить сообщения, проснувшись утром или сойдя с борта самолета.

Беспроводная связь позволяет пересылать сообщения электронной почты на гостиничный факс для распечатки или отправлять электронные письма другим сотрудникам, перепоручая им задания. При этом экономится масса времени за счет отсутствия звонков в офис и из офиса, а также проверки электронной почты по проводной связи.

Сценарий третий. Персонал отдела по работе с клиентами может использовать беспроводную связь для получения от экспертов информации, необходимой для ответов на вопросы клиентов. Например, средства мгновенного беспроводного обмена сообщениями позволяют сотрудникам центра технической поддержки сразу же найти свободного эксперта, задать ему необходимые вопросы и получить ответы по телефону. Выездной персонал можно информировать о важных событиях с помощью SMS или WAP. В результате повышается производительность и скорость реакции, а следовательно, и качество обслуживания клиентов.

Сотрудники, находящиеся в отъезде, могут по беспроводной связи взаимодействовать со своими коллегами в офисе, находясь в зале ожидания аэропорта или на конференции. Они могут в любое время проверять электронную почту, получать уведомления в реальном времени при помощи SMS, отвечать на важные звонки и т. п. С помощью клиента Mobile Notes, установленного на PDA, они могут добавлять новую информацию в приложение CRM, находясь, например, в самолете, и впоследствии синхронизировать изменения.