Одна из важнейших задач автоматизации российских медицинских учреждений — это информационная интеграция, и связанные с нею проблемы надо начинать решать уже сегодня.

Ситуация в отечественном здравоохранении постепенно улучшается: начинают финансироваться не только поставки медицинского оборудования, но и проекты автоматизации больниц и поликлиник. По данным ряда разработчиков медицинских информационных систем (МИС), в последние годы наблюдается устойчивый ежегодный рост числа продаж и внедрений их продуктов, доходящий в ряде случаев до 200% и более.

Тем не менее в абсолютных величинах уровень информатизации отечественной медицины все еще очень низок. Следовательно, в ближайшие годы мы, вероятнее всего, станем свидетелями еще более мощного роста рынка медицинской информатизации. На этом пути наверняка встретятся многочисленные проблемы, которые частично можно идентифицировать уже сегодня. Своевременное же обозначение проблемы дает возможность заранее начать искать пути ее решения и впоследствии минимизировать ее воздействие.

Один из самых насущных и острых вопросов — это информационная разрозненность и обособленность лечебно-профилактических учреждений. Даже в тех случаях, когда в учреждении внедрено программное решение, охватывающее всю или почти всю необходимую функциональность, все равно автоматизация, как правило, распространяется только на одно медицинское учреждение и реализована в рамках его локальной сети. Для многих крупных ведомств и частных компаний, имеющих собственную (и тем более территориально распределенную) структуру здравоохранения, это уже сейчас представляет собой серьезную проблему. Ведь любой рачительный хозяин ищет пути повышения эффективности работы и снижения производственных затрат.

Представим себе простейшую и весьма вероятную ситуацию: пациент приходит в ведомственную поликлинику с жалобами на состояние здоровья. Его обследуют, ставят диагноз, заносят все данные в медицинскую карту и, предположим, в автоматизированную систему. Проходит несколько дней, и пациента с обострением той же болезни, прямо из дома или с работы, госпитализируют в больницу того же ведомства. В больнице тоже стоит современная информационная система, однако в силу обособленности систем больницы и поликлиники здесь ничего не знают об обследовании, которое больной проходил несколькими днями раньше. В результате приходится выполнять множество действий: запрашивать медицинскую карту из поликлиники, вплоть до ее физической доставки (!), и/или проводить собственное обследование. При этом значительно повышается риск ошибки, неправильного диагноза и т. п., не говоря уж о том, что об экономии и эффективности работы можно сразу забыть.

Эта проблема и магистральный путь ее решения — комплексная информационная интеграция медицинских учреждений — уже осознаны, и их сегодня начинают решать самые технологически передовые компании и государственные структуры. Однако все они пока находятся в самом начале пути. Не слишком обгоняют своих заказчиков и разработчики универсальных программных решений для медицины и ИТ-интеграторы: известны лишь единичные случаи успешной информационной интеграции, и тому есть ряд причин.

Одно из главных препятствий к бурному старту интеграционных проектов — несовершенство отечественной нормативной базы. Совсем недавно, в конце 2006 г., был принят ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни». Несмотря на этот важный шаг вперед, многие вопросы, касающиеся, в частности, защиты персональной информации, освещены в нем в общих чертах либо переданы на усмотрение администратора МИС. Это плохо согласуется именно с интеграционной концепцией, в которой могут участвовать не только разные МИС, но и множество организаций и ведомств — например, в случае единого городского реестра пациентов. Слишком коротко освещены и вопросы формирования персональных идентификаторов пациентов. В целом данный ГОСТ недостаточно ориентирован на интеграционную модель.

Отсутствует пока и национальный стандарт информационного обмена. Такой стандарт сейчас только готовится, поскольку необходимо учесть как мировой, так и отечественный опыт. К сожалению, уже существующие международные стандарты, например Health Level 7 (HL7), нельзя взять в качестве основы национального стандарта в неизменном виде — слишком много различий в бизнес-процессах и структурах данных. Соответственно требуется серьезная адаптация и во многом выработка собственных подходов. По оценкам заместителя директора по информационным технологиям ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Г. С. Лебедева, принятия первой редакции стандарта можно ожидать в лучшем случае осенью 2008 г.

Существуют и проблемы со стандартизацией общефедеральных медицинских классификаторов. Например, в настоящее время нет единого классификатора медицинских услуг. Есть ОСТы по простым, сложным и комплексным медицинским услугам. Но отраслевые стандарты в настоящее время утратили силу. Вероятнее всего, эти вопросы также будут решаться в ключе создания и принятия национального стандарта информационного обмена, возможно, как параллельные задачи.

И конечно, нет единства в технологических решениях. Многие компании — как крупные и хорошо известные, так и недавно вышедшие на рынок, — предлагают различные технологические платформы для разработки интеграционных проектов. Почти все ведущие решения (например, Oracle BPEL) имеют универсальный характер и не привязаны непосредственно к интеграционным задачам в области медицины. Иными словами, они представляют собой инструменты «низового» уровня, требующие большого объема дополнительного кодирования. Существуют также интеграционные платформы, ориентированные именно на решение медицинских задач. В подавляющем большинстве своем это зарубежные продукты, требующие немалой работы по комплексной локализации. В итоге мы наблюдаем богатство выбора в сочетании с необходимостью долгого и трудного пути для достижения успеха.

Несмотря на трудности, двигаться по этому пути необходимо — и начинать надо уже сегодня. Тогда в ожидаемый период роста интереса к медицинской информатизации есть шанс попасть в число лидеров этого рынка.

У компании «ФОРС–Центр разработки» уже накоплен большой опыт реализации интеграционных проектов. В 2007 г. в компании создано специализированное подразделение для работы в сфере здравоохранения, в круг задач которого входят:

  • поставка и внедрение систем автоматизации клинических испытаний лекарств;
  • комплексная автоматизация лечебно-профилактических учреждений;
  • поставка и внедрение систем автоматизации страховой медицины;
  • проекты информационной интеграции медицинских систем.