Стратегия Microsoft для направления ERP-продуктов состоит в их эволюционном развитии и конвергенции между собой и с программной платформой Microsoft в целом.

Теперь уже не очень понятно, почему компания Great Plains в 1997 г. для своей первой конференции, где был представлен ее ERP-продукт, выбрала название Convergence. Но со временем оказалось, что оно очень хорошо подходит для этого мероприятия, ставшего ежегодным. Дело в том, что именно приобретенная в 2001 г. система Great Plains стала основой для нового направления деятельности корпорации Microsoft (www.microsoft.com), которое поначалу называлось Microsoft Business Solutions, а с 2005 г. — Microsoft Dynamics (в 2002 г. соответствующее подразделение расширилось фактически вдвое в результате покупки Navision). Именно тогда перед Microsoft встали вопросы (волновавшие также ее заказчиков и партнеров): в каком направлении должны развиваться приобретенные продукты? Как будет проходить их интеграция? Ответы на них корпорация сформулировала не сразу: фактически лишь в 2005 г. были определены основные принципы стратегии Microsoft в этой сфере, в окончательном виде представленные на Convergence 2006 (см. «Стратегия и тактика развития Microsoft Dynamics», «BYTE/Россия» № 9’2006). В самом общем виде эта стратегия заключалась в эволюционном развитии унаследованных и новых ERP-продуктов и их постепенной конвергенции в ходе интеграции между собой и с программной платформой Microsoft в целом.

Отметим, что до недавнего времени ежегодные конференции Convergence проходили только в США, но с 2006 г. Microsoft проводит их и в Европе. Несомненно, этот факт говорит о росте значимости Старого Света не только как рынка сбыта для данного направления деятельности корпорации, но и как важного инновационного центра развития технологий. В этом плане весьма символично, что в нынешнем году европейская Convergence Euro 2007 прошла в Копенгагене (с 23 по 25 октября). Ведь именно в Дании не просто лежат исторические корни двух ключевых ERP-продуктов Microsoft (AX и NAV) — здесь и сегодня размещается один из крупнейших центров разработки бизнес-решений корпорации.

При всем разнообразии тематик и насыщенности повестки дня подобных мероприятий наибольший интерес на них вызывают вопросы реализации общей стратегии вендора и планы его работы. Именно об этом на Convergence Copenhagen 2007 говорили ключевые докладчики — президент Microsoft Business Division Джефф Рейкс и корпоративный вице-президент подразделения Microsoft Business Solutions Кирилл Татаринов.

Один из главных тезисов: направление Dynamics развивается очень успешно, в текущем году объем продаж этих продуктов уже превысил отметку в 1 млрд долл. Их используют более 300 тыс. компаний во всем мире, продвижением занимаются почти 10 тыс. партнеров, которые предлагают в том числе около 2 тыс. своих собственных решений на данной платформе.

По единодушному признанию экспертов, Microsoft держит третье место в мире среди поставщиков ERP-систем, лидируя в сегменте малого и среднего бизнеса. Именно это, в частности, подтверждает недавно опубликованное исследование компании Forrester, где помимо констатации ведущих позиций в секторе SMB говорится о том, что у Microsoft есть хороший потенциал и для успеха на рынке крупных корпоративных клиентов.

Направление развития: гарантированная поддержка и интеграция

В целом Microsoft сегодня имеет весьма представительную линейку бизнес-решений семейства Dymanics, основные из которых — это GP, SL, AX, NAV, CRM и RMS (Retail Management Solution). В технологическом аспекте их эволюционное развитие определяется планом, сформулированным еще полтора года назад (правда, сейчас сроки реализации этапов сместили ровно на год).

2006–2008:

  • ролевой подход для пользователей;
  • использование средств поддержки групповой работы и серверных порталов;
  • применение контекстных средств бизнес-аналитики;
  • интеграция и расширение через Web-сервисы.

2009–2010:

  • расширение возможностей пользовательского интерфейса;
  • workflow и процессно-ориентированное проектирование;
  • формирование набора лучших функций приложений;
  • настраиваемость и упрощение процесса разработки на базе визуального моделирования.

Говоря о конвергенции своих ERP-продуктов, Microsoft подчеркивает, что интеграция не должна быть самоцелью. Ведь длительность и сама структура жизненного цикла бизнес-приложений совсем иная, чем для обычных прикладных программ и даже для инфраструктурного ПО. Соответственно интеграция продуктов линейки Dynamics идет, но сугубо эволюционным путем, так чтобы она не становилась препятствием для деятельности заказчиков, для которых гораздо более важны вопросы поддержки и развития используемых ими продуктов.

Именно поэтому главным событием на конференции стал, на наш взгляд, даже не анонс новых продуктов, а объявление о инициативе Business Ready Customer Care for Microsoft Dynamics, существенно расширяющей период действия гарантий Microsoft по поддержке текущих бизнес-решений. Так, в дополнение к пятилетнему сроку основной поддержки Mainstream Support компания взяла на себя обязательство предоставлять в течение еще пяти лет вариант Extended Support, но и после этого она обязуется помогать заказчикам эксплуатировать ее ПО в режиме «самоподдержки».

Что же касается интеграции продуктов, то она идет сразу в нескольких направлениях. В настоящее время практически уже закончена унификация пользовательского интерфейса, причем это унификация не отдельных ERP-решений между собой, а ERP-решений с платформой Microsoft в целом — чтобы пользователю, знакомому с Microsoft Office, было легко научиться работать с Dynamics GP или AX.

Ведется большая работа — пусть внешне не очень заметная — по созданию общих внутренних программных компонентов на базе .NET Framework с использованием Visual Studio. Все шире используется интеграция на уровне приложений, как пользовательских (например, Word и Excel), так и инфраструктурных (SharePoint Server, BizTalk Server и т. д.). И конечно же планируется совместная работа со средствами бизнес-аналитики, в частности, с недавно выпущенным PerformancePoint Server.

Еще одно важное направление развития ERP-решений — их интеграция с продуктами управления ИТ, семейством System Center. Тут, в свою очередь, есть два аспекта. Первый — управление ИТ-активами, задача, непосредственно связанная с использованием учетных систем предприятия. Второй — ERP-системы представляют собой инфраструктурные компоненты, которыми нужно управлять с точки зрения корпоративной информационной системы в целом. В новые версии продуктов Dynamics будут изначально заложены базовые модели управления ими, которые используются в рамках концепции Dynamic Systems Initiative.

Рассказывая на конференции о стратегическом развитии Dynamics, Кирилл Татаринов, в частности, отметил, что за последние годы изменилось само понятие платформы. Если еще недавно имелась в виду прежде всего некая единая среда разработки и исполнения на уровне программных объектов и классов, то сегодня речь идет уже о законченных, автономных сервисах — о том, что называется сервисориентированной архитектурой, SOA. Ведь разработчику композитных приложений, не говоря уже о пользователях, нет дела до того, на базе какой конкретной технологии реализован тот или иной сервис, — главное, чтобы он имел стандартный внешний программный интерфейс, например, в виде Web-сервисов.

Эти идеи Microsoft уже реализовала в выпущенном нынешним летом продукте Dynamics GP 10, и они получат развитие во всех других продуктах для бизнеса. Таким образом, общая характеристика технологического развития ERP-продуктов корпорации выглядит сегодня так: движение в сторону SOA и более широкое применение бизнес-модели «софт как сервис» и «софт плюс сервис».

При этом нужно отметить важный момент: услуги хостинга бизнес-приложений будет предлагать и сама Microsoft, и ее партнеры. Но основной упор будет делаться именно на партнеров, особенно на глобальном уровне, а корпорация будет скорее выступать в роли первопроходца, демонстрирующего возможности новых моделей на собственном примере. Так, со следующего года Microsoft начнет представлять хостинг-услуги для CRM, но они будут доступны только в США, во всем остальном мире это станет прерогативой исключительно партнеров корпорации. Кстати, как раз на конференции было объявлено о снижении на 40% стоимости подписки на новую версию CRM 4.0 для партнеров, которые будут предлагать это решение заказчикам «как сервис».

В целом же планы развития функционала EPR-решений подразумевают, что новые версии ключевых продуктов семейства Dynamics — AX, CRM, GP, NAV, SL — будут выпускаться регулярно, каждые год-полтора (см. рисунок). До конца этого года выйдет пакет Dynamics CRM 4.0, ранее известный под кодовым названием Titan. А на самой Convergence было объявлено о выпуске нового решения Microsoft Dynamics Entrepreneur на базе Dynamics NAV, предназначенного для малых предприятий, всего с несколькими пользователями. Таким компаниям требуется коробочный продукт, который можно установить и настроить самостоятельно.

Отдельно на конференции обсуждался вопрос о планах развития продукта Dynamics NAV, сроки выпуска новых версий которого в последние два года регулярно переносятся. В этой связи было подчеркнуто, что Dynamics NAV — это стратегически важный для Microsoft продукт, но проблема с ним заключается в том, что он ориентирован на очень сложный сегмент более низкого ценового диапазона.

Прошедшей весной вышла версия Dynamics NAV 5.0, но в ней не удалось реализовать все задуманные инновации. Тогда компания заявила, что они будут осуществлены в варианте 5.1, который намечалось представить в конце этого года. Но в ходе работы над продуктом стало понятно, что в нем используется слишком много архитектурных новшеств, которые требуют и дополнительного функционального насыщения. В результате было принято решение о том, что речь теперь будет идти о смене основной версии продукта, который уже получил название NAV 6.0 и выйдет в 2008 г.

Российские перспективы

Этот вопрос автору удалось обсудить в личной беседе с Кириллом Татариновым. По его оценкам, бизнес направления Dynamics в России растет существенно быстрее, чем в мире, и потому внимание к этому рынку со стороны корпорации только возрастает. Microsoft отлично знает, что здесь у нее есть очень сильные конкуренты в лице не только глобальных поставщиков, но и локальных разработчиков. Но такая ситуация сложилась почти во всех странах, она очень характерна для сегмента малых и средних предприятий, и Microsoft считает ее естественной.

В России представлены три продукта линейки Dynamics — AX, NAV и CRM, и компания пока не собирается расширять этот список, считая, что они достаточно хорошо покрывают потребности отечественных заказчиков. В то же время Microsoft намерена усилить инвестиции в развитие направления Dynamics в этом регионе. Что касается нового продукта Entrepreneur, то со временем он появится и в России, но сначала его нужно «обкатать» на более устоявшихся рынках Западной Европы. Тем более российские заказчики — во многом в силу того, что их бизнес находится еще в стадии формирования, — нуждаются в продуктах с более высоким уровнем настроек и возможностей адаптации под их специфику работы.

Говоря о конкурентных преимуществах своих ERP-продуктов, на которые Microsoft намерена опираться в борьбе со своими соперниками (как глобальными, так и локальными), Кирилл Татаринов сказал следующее: «Первый, наиболее общий момент: мы делаем упор на интеграцию наших продуктов со всей программной платформой Microsoft в целом. Это снижает совокупные затраты на внедрение и сопровождение систем в целом, обеспечивает более эффективное использование уже сделанных инвестиций в ИТ, упрощает освоение прикладных решений пользователями. Если же говорить о специфических задачах ERP, то тут важный момент — это общий процесс глобализации бизнеса. Западные компании все шире начинают работать в России, а российские — во всем мире. И тем и другим нужны системы, способные обеспечивать поддержку их бизнеса в любых регионах планеты».