Переход к модели SaaS признается сегодня неизбежным, но в понимании Microsoft оптимальным вариантом станет комбинация нового подхода с классической моделью приобретения ПО — «софт плюс сервис».

«Чтобы объединиться, нужно сначала размежеваться», — именно это изречение вождя мирового пролетариата товарища Ленина всплывает из памяти по ассоциации с процессами, происходящими во взаимоотношениях ИТ-подразделений и основного бизнеса предприятий.

Распространенное мнение: роль ИТ для компаний возрастает, но при этом одновременно растут и затраты организаций на ИТ. Отсюда вытекает двуединая задача: теснее увязать развитие ИТ-инфраструктуры с реальными и перспективными потребностями бизнеса и одновременно снизить затраты (скорее — остановить рост затрат!) на ИТ. И вот тут как раз возникает парадокс «объединиться-размежеваться»: нужно, с одной стороны, интегрировать работу ИТ-подразделения (которое до сих пор было достаточно автономной службой) в деятельность предприятия, а с другой — выстроить четкие интерфейсы взаимодействия между ИТ и потребителями. Если посмотреть на новые концепции внедрения и сопровождения ИТ — ITSM, SOA, On Demand, — легко обнаружить, что по своей сути они во многом направлены именно на решение этой противоречивой задачи.

Сегодня ИТ-сообщество фактически пришло к пониманию того, что преобразование ИТ-службы из вспомогательного (бюджетного) в бизнес-подразделение — это только первый шаг в направлении повышения эффективности использования ИТ бизнесом. За ним неизбежно последует следующий — передача этих функций на аутосорсинг, причем речь идет об аутсорсинге не только услуг, но и активов — как аппаратных, так и программных средств. Собственно, именно такая логика развития ИТ-рынка объясняет растущий интерес к возможности широкого использования заказчиками модели «софт как сервис» (Software as a Service, SaaS).*

Неизбежность SaaS — если не сегодня, то в недалеком будущем — признают в целом все поставщики ПО. Но при этом, естественно, каждый из них видит эту тему несколько по-своему, в соответствии со своим позиционированием на рынке. Отметим, что с использованием SaaS многие представители ИТ-отрасли связывают надежды потеснить позиции лидера рынка ПО, корпорации Microsoft, традиционная схема работы которой всегда была ориентирована на продажу программных продуктов. Однако Microsoft не из тех, кто отсиживается в обороне, она предпочитает наступательные действия. Активную позицию компания занимает и в области SaaS. Однако тут нужно иметь в виду, что бизнес-модель Microsoft предполагает работу с клиентами практически исключительно через партнерскую сеть (в отличие от других поставщиков, у которых прямые услуги составляют существенную часть бизнеса). Соответственно ключевой акцент в продвижении идей SaaS Microsoft делает именно на работу с партнерами.

Курс на SaaS

Именно тема SaaS стала главной еще полтора года назад на традиционной ежегодной всемирной партнерской конференции Microsoft (Worldwide Partner Conference, WPC), где была обозначена проблема совершенствования бизнес-моделей работы партнеров корпорации в условиях быстро меняющегося ИТ-рынка. Выступая тогда на WPC 2006, CEO корпорации Стив Балмер объявил, что следующее десятилетие в бизнесе Microsoft будет связано с трансформацией целого ряда ее продуктов и сервисов в рамках концепции предоставления онлайновых услуг Live. Он призвал партнеров не отставать от Microsoft в освоении новых источников доходов, которые сулит бизнес-модель SaaS.

С тех пор компания сделала ряд конкретных шагов в этом направлении, и уже нынешним летом на WPC 2007 Стив Балмер представил более четкую схему реализации планов. В целом программа действий базируется на комбинации ожидаемых в недалеком будущем новых продуктов компании и эволюции методов распространения ПО в рамках общей стратегии «софт-плюс-сервис» (software-plus-services strategy, SpS). Там же руководитель Microsoft определил четыре ключевые составляющие SpS-концепции:

  • возможность получения потребителем необходимого ПО и услуг с различных устройств через хорошо знакомый пользовательский интерфейс;
  • предоставление клиенту выбора варианта доступа к нужному функционалу — традиционным путем установки ПО у себя или в режиме хостинга;
  • расширение возможностей средств разработки, чтобы с их помощью создавать набор сервисов в дополнение к клиентскому и серверному ПО;
  • поддержка новых бизнес-моделей взаимодействия между Microsoft и ее партнерами.

Вопросы практического применения модели SaaS корпорацией Microsoft и ее партнерами сегодня становятся все более актуальными и в России. Так, еще весной в Москве прошла специальная конференция Microsoft Hosting Day, в сентябре эта тема обсуждалась во время визита в нашу страну Джона Занни, управляющего директора направления хостинга корпорации Microsoft.

Общий подход Microsoft

В целом подход Microsoft к реализации идеи «софт как сервис» базируется на понимании того, насколько серьезно изменилось за последние десять лет отношение пользователей к применению программных продуктов. Раньше все хотели владеть нужными им приложениями, а сегодня заказчики все чаще склоняются к варианту получения необходимого функционала как услуги. Это открывает новые возможности для развития бизнеса уже существующими провайдерами хостинга и привлекает в данную сферу новых игроков. Как считает Microsoft, оптимальный вариант — это все же не полная замена программных продуктов услугами, а некая комбинация этих двух моделей, которая и получила название «софт плюс сервис».

Перспективы хостинга

На сегодняшний день Web-хостинг представляет собой ведущее направление в использовании модели SaaS, и перспективы его развития далеко не исчерпаны. Под данным аналитиков, с 2005 по 2010 гг. доходы от виртуального хостинга вырастут с 2,6 до 3 млрд долл., а доходы от услуг управляемого выделенного хостинга — с 1,7 до 2,5 млрд долл. Объем оказываемых через Web услуг за это время увеличится с 2,9 до 4,1 млрд долл.; доходы от онлайновой рекламы и Web-маркетинга вырастут с 1,3 до 9,3 млрд долл. По оценкам IDC, в 2009 г. заказчики потратят на SaaS-услуги 10,7 млрд долл. (в том числе 1,7 млрд долл. — на инфраструктурное ПО).

Важно отметить, что заказчики все больше внимания уделяют тому, на какой базовой платформе реализуются услуги. Так, в ходе опроса, проведенного в 2006 г. компанией Edge Strategies среди заказчиков в США и Великобритании, 62% респондентов заявили, что для них имеет значение, на какой платформе размещается их сайт, при этом 12% отдали предпочтение Linux, 50% — Windows.

С одной стороны, пользователь хочет иметь надежно работающую и легко управляемую информационную систему. С другой — ему нужно все больше внешних услуг, получаемых в том числе через общедоступный Интернет. При этом пользователь часто хочет иметь доступ к внутренним корпоративным ресурсам и функциям, находясь вне своего предприятия, из любой точки. Соответственно Microsoft как разработчик ПО должна теперь при создании продуктов учитывать возможность их использования в таком режиме. Это непростая задача, если иметь в виду, что компания поставляет полнофункциональную программную платформу для частных и корпоративных пользователей. Но если посмотреть внимательно на новые версии ее ключевых продуктов — ОС, офисные приложения, коммуникационные серверы, портальные технологии и т. п., — то видно, что сейчас они гораздо лучше приспособлены для работы в режиме хостинга, чем несколько лет назад.

Но выпустить продукт — это только полдела. Как уже говорилось, Microsoft работает с клиентами исключительно через партнеров, и потому реализация модели SaaS полностью зависит от них. Отсюда вытекает задача: помочь партнерам в переходе в предоставлению пользователям софтверных услуг. На прошедшей в июле конференции WPC 2007 компания не ограничилась лишь призывами к более широкому применению SaaS, но предложила партнерам универсальную инфраструктуру платежей и представила несколько моделей реализации SaaS. Это может быть и традиционная схема хостинга (рис. 1), и возможность получения прибыли от рекламы, встраиваемой в поставляемые программные решения, и включение своих разработок в готовые продукты.

Microsoft, со своей стороны, предоставляет партнерам, во-первых, услуги, размещаемые на вычислительных ресурсах корпорации (рис. 2). Их применение партнерами подразумевает совместный брендинг и разделение получаемых доходов. Во-вторых, корпорация предоставляет решения, разработанные для размещения на технической базе провайдеров.

В то же время Microsoft подчеркивает, что она не собирается отменять традиционные модели продаж: переход к более широкому использованию SaaS будет сугубо эволюционным. Этот процесс начался уже довольно давно, когда компания стала предлагать возможность подписки на ПО, что подразумевало, в частности, оплату продуктов в рассрочку и постоянное обновление программ. Принципиальный момент тут состоял в том, что партнеры переходят от разовых продаж к долгосрочному сотрудничеству с заказчиками.

Чтобы стимулировать применение модели SaaS, Microsoft также предложила новую форму лицензионного соглашения для поставщиков услуг. В соответствии с ним партнер оплачивает стоимость ПО не сразу, а по мере предоставления соответствующих услуг пользователям.

Понятно, что само появление модели SaaS связано с целым рядом объективных причин, в том числе с развитием Интернет-технологий и с изменившимися потребностями заказчиков. Однако надо признать, что большую роль в продвижении этой схемы сыграло сообщество open source, которое было изначально нацелено именно на предоставление услуг. Вполне очевидно, что накопленный в нем опыт также очень полезен для Microsoft, и в последние время можно видеть, что корпорация активно изучает этот опыт, налаживает определенные отношения с сообществом. Например, в новой серверной ОС Windows Server 2008, которая появится на рынке в начале следующего года, уделено много внимания поддержке различных сторонних технологий, в частности языка PHP.

Последовательность продвижения

Как известно, освоение хостинга ПО начиналось по сути с Web-технологий. Сегодня же отчетливо можно наблюдать, что интересы заказчиков смещаются в направлении использования этой модели для критически важных приложений. Однако тут есть один важный момент: вначале, лет десять назад, Интернет действительно не относился к категории критически важных для предприятий технологий. Но сейчас для многих организация поддержка Web-сервера, не говоря уж об электронной почте, не менее актуальна, чем, скажем, обеспечение работоспособности ERP-решений.

Редмонд выпустит свой первый ad-funded продукт

Microsoft решила показать на собственном примере, как можно использовать рекламу в софтверном бизнесе. Нынешним летом корпорация объявила, что новая версия пакета Works 9.0, которая должна выйти до конца текущего года, будет продвигаться на рынок по принципиально новой для Microsoft бизнес-модели. Works станет первым для корпорации продуктом ad-funded — бесплатным продуктом, который будет окупаться за счет включенной (и регулярно обновляемой через Интернет) рекламы.

Напомним, Works — это интегрированный офисный продукт Microsoft, имеющий уже почти двадцатилетнюю историю, недорогой и ориентированный на невзыскательных пользователей, преимущественно домашних, а также на сферу малого бизнеса и образования.

Microsoft Works 8.0, выпущенный три года назад, стоит в розницу около 50 долл. В 2006 г. появилась обновленная версия 8.5, распространяемая только в OEM-варианте. Этот продукт включает адресную книгу, календарь, базу данных, словарь, средство просмотра PowerPoint, базовый вариант Word и набор шаблонов. При этом Works — это не усеченный вариант Microsoft Office, а совершенно самостоятельное решение: все его функции реализованы в одном приложении, с единым интерфейсом, более того, его «родной» формат хранения данных отличается от документов Office.

Вообще говоря, бизнес-модель поставок на основе рекламы не нова для ИТ-рынка, и топ-менеджеры Microsoft говорили о возможности ее использования еще два-три года назад. Но похоже, что только сейчас корпорация решилась на практический эксперимент, чтобы определиться, насколько рекламная схема подходит для продвижения ее продуктов.

На ИТ-рынке многие новые технологии осваиваются крупными заказчиками, а потом уже их начинают применять средние и малые предприятия. В случае хостинга приложений все обстоит наоборот — модель SaaS начали применять индивидуальные лица, потом малый бизнес. Для крупных корпораций такая схема — это пока дело будущего.

По оценкам Microsoft, если рассматривать этот процесс с точки зрения функционала, то помимо Web в режиме хостинга используются сейчас преимущественно массовые нетранзакционные приложения. Одно из направлений уже определилось довольно четко — это CRM-решения. Microsoft сегодня предлагает собственный сервис Microsoft Dynamics Live CRM Professional, доступ к которому организуется из среды Microsoft Outlook или Web-браузера. На следующий год ожидается расширенный вариант этого сервиса — Microsoft Dynamics Live CRM Enterprise.

Как известно, Microsoft всегда уделяла особое внимание сотрудничеству с ISV (независимыми разработчиками ПО), которым принадлежит порой решающая роль в продвижении новых идей и технологий. SaaS не исключение — корпорация предлагает компаниям-разработчикам и соответствующие инструменты, и программы поддержки. Например, онлайновыми сервисами Live могут воспользоваться не только сервис-провайдеры или пользователи, но и программисты, получающие возможность писать с помощью Live-сервисов собственные многофункциональные приложения типа Mashup (смешение функционала внешних сервисов), в том числе с помощью специальной платформы разработки Microsoft Office Live Developer Platform.

* При всей первичности «железа» уже давно понятно, что пользователь непосредственно имеет дело с прикладным ПО, а аппаратура выступает лишь как средство его поддержки.