Цены на все импортные товары с началом известных событий резко выросли. Это произошло не только из-за обрушения курса рубля – ведь очевидно, что текущие изменения курса валют не срабатывают так оперативно. Но цены на всю технику устремились «в космос» уже 25.02.22 и, несколько дней пошатавшись, закрепились на орбите.

На сегодня мы имеем дело в первую очередь с кризисом предложения – доступности товара на складе. Плюс, естественно, с неизбежной в условиях дефицита прямой спекуляцией.

Как сообщают крупнейшие розничные сети, цены на электробытовую технику в целом подросли на 50%. Но, по приведенным ниже данным, ноутбуки – самый горячий товар компьютерного сегмента – подорожали в среднем на 80%!

Посмотрим на эту картину подробнее. Мы проанализировали предложения по категории «Ноутбуки» следующих онлайн-магазинов и маркетплейсов: Yandex.Маркет, «М.Видео», DNS и «Ситилинк». Сравнивались данные на середину февраля и середину марта.

По этим данным (рис. 1), средний ноутбук с февраля по март вырос в цене с 91 до 165 тыс. руб., т. е. на 74 тыс. руб. или на 81%. Это явно превосходит снижение официального и биржевого курса рубля (упавшего примерно на 60% на момент изменения мартовских цен и где-то на 40% на момент написания данной статьи – 18–20 марта 2022 г.).

ris1.gif

Рис. 1. Средние рублевые цены на ноутбуки различных вендоров в феврале и марте 2022 г. (тыс. руб.).

Кстати, средние цены на рынке ноутбуков пошли в рост еще с IV квартала прошлого года. «Рождественский сезон» показал существенное увеличение средневзвешенной стоимости продаж. В январе и в первой половине февраля цены на ноутбуки также постепенно росли. Это было связано с общемировым дефицитом полупроводников, ростом цен на компьютерную технику на уровне производства. К тому же конкретно в России добавились проблемы с логистикой из-за нехватки морских контейнеров в некоторых отечественных портах. (Поставщики в тот момент описывали процесс не иначе как «логистический кризис» – что сегодня, конечно, способно вызывать лишь грустную улыбку.)

Иными словами, текущий взлет цен еще и стартует от высокой базы – космодром оказался на плоскогорье. Фактически, если сравнить с ценником ноября-декабря, рост цен на мобильные ПК окажется двукратным.

Ноутбуки мигом стали дефицитной позицией. Это видно по данным о количестве предложений в проанализированной базе (рис. 2). Всего в февральских данных упоминается 7,7 тыс артикулов, а в мартовских – лишь 3,8 тыс., т. е. на 50% меньше.

ris2.gif

Рис. 2. Количество предложений моделей ноутбуков различных вендоров в феврале и марте 2022 г.

Кроме того, существенное число мартовских предложений – это очень старые модели, от 2 и более лет с момента выпуска. Продавцы явно доставали из закромов то, что ранее и в официальный каталог магазина было стыдно ставить, – складские остатки, ранее сбывавшиеся как «уцененка» через сторонние сервисы, типа Avito.

В случае с ноутбуками мы безусловно имеем дело со сверхспросом в моменте, еще и напоровшимся на кризис предложения, который прессовал рынок и до того. Народ всегда в тревожные моменты бежит сбрасывать обваливающийся рубль в товары долговременного пользования, и ноутбук – отличная инвестиция в столь сложное время. Пока старшие поколения штурмовали «Перекресток» и «Пятерочку» на предмет сахара и гречки, младшие обновляли по F5 обваливающиеся сайты dns-shop и market.yandex на предмет ноутбуков.

Посмотрим, на какие торговые марки цены поднялись сильнее.

ris3.gif

Рис. 3. Прирост средних цен на ноутбуки различных вендоров с февраля по март 2020 г.

Из рис. 3 видно, что выше среднего поднялся ценник на продукцию HP и Lenovo, т. е.лидеров российского рынка по объемам продаж. При этом с первых же дней было известно, что Россию покидают официальные представительства Apple, HP и Dell. Чуть позже объявила о прекращении операций и Asus. Прочие о закрытии официального бизнеса явно не объявляли, но понятно, что операционный кризис – финансы, логистика – наблюдается у всех импортеров.

Любопытно также посмотреть, какого рода модели выросли в цене сильнее. Думаете, самые продвинутые? Не тут-то было.

ris4.gif

Рис. 4. Средние рублевые цены на ноутбуки некоторых категорий в феврале и марте 2022 г. (тыс. руб.).

  • Под ноутбуками начального уровня в данном случае понимаются устройства на усеченной компонентной базе, главным образом, на Atom (Celeron/Pentium Silver серии N. Платформы Apollo Lake, Gemini Lake, Jasper Lake.)
  • «Рабочие лошадки» – это устройства с экраном от 14 дюймов и более на стандартных процессорах Intel Core/Pentium Gold или AMD Ryzen серий U с интегрированной графикой.
  • Игровые или профессиональные – ноутбуки с процессорами Core/Ryzen серии H со внешней графикой не ниже nVidia GTX.
  • К сегменту Premium относятся выделенные суббренды или серии ноутбуков, позиционируемые как премиальные – элитные модели, как розничной, так и корпоративной направленности.

ris5.gif

Рис. 5. Прирост средних цен на некоторые категории ноутбуков с февраля по март 2020 г.

Из рис. 4 и 5 видно, что максимальный ценовой рост наблюдается как раз по самым ходовым позициям – по «дешевым» моделям он достигает 90%. В то же время по дорогостоящим позициям рост хотя бы не превышает 70%. Это естественно, потому как спрос на бюджетные решения больше, и товар быстрее заканчивается.

В целом о текущей ситуации со сбытом компьютерной техники сказать можно следующее.

Так называемых товарных кредитов (по сути – передачи товара магазинам на реализацию) сейчас дистрибьюторы не дают никому, так было сразу с 24 февраля. Работа же по 100%-ной предоплате для многих мелких компаний фактически невозможна из-за очевидных проблем с денежными кредитами. При ставке-то ЦБ в 20%, т. е. от 25% для конечного кредитора из сферы SMB!

С одной стороны, запасы крупных сетей за февраль вроде бы удалось основательно пополнить – по слухам, значительные партии ноутбуков как раз доехали из транзита, из тех, что задерживались по логистике ранее, иногда с прошлого года. Но все эти запасы к марту уже были сметены с полок.

«Серый» же ввоз (закупки в обход официального канала производителя, закупки через третий рынок) со стороны КНР в перспективе вполне возможен. Но на март этот сектор элементарно не успел сгруппироваться. Да и там, конечно же, присутствуют все те же операционные проблемы, что и у «официалов».