Способ маркировки товаров обычными линейными штрихкодами уже привычен пользователям. Штрихкод на упаковке давно не вызывает вопросов «Зачем это нужно?». Штрихкоды позволяет узнать название товара, а потом познакомиться с его подробным описанием. Благодаря им теперь не приходится долго стоять в очередях на кассу в розничных магазинах.

Недавно в России начали осваивать и штрихкоды следующего поколения – QR-коды, и они уже не выглядят диковинкой. QR-коды можно встретить и на уличной витрине, и в магазине, и на прилавке, на этикетках, даже на визитках.

Возможности QR-кода достаточно гибкие. Например, с их помощью можно получить адрес электронной почты, узнать адрес Web-сайта, чтобы затем перейти на него и узнать подробности о товаре или получить определенную услугу. Все эти возможности подготавливаются заранее, и хотя процесс достаточно трудоемкий, но если сравнивать с прошлым, когда не было других способов контакта с покупателями/клиентами, применение QR-кодов представляется шагом вперед.

Однако технологии не стоят на месте. Набирающие популярность QR-коды – это, вообще говоря, возможности вчерашнего дня. Сегодня в распоряжении производителей товаров есть значительно более мощные вычислительные средства, поэтому закономерно ожидать появления новинок.

Ход мысли разработчиков таков: мир стал мобильным, пользователи имеют в своем распоряжении мобильные телефоны, а многие – и планшеты. Поэтому новые технологии будут обязательно связаны с мобильными гаджетами.

Однако есть и другая сторона медали: в обиходе еще достаточно широко представлены печатные издания, книги, журналы, их продолжают покупать и читать. Какие бы возможности ни связывали с штрихкодами и QR-кодами, очевидно, что эти метки портят дизайн макетов, они малоинформативны, пользователь/клиент ничего не может сказать заранее, поскольку вся полезная информация находится внутри маркера, что вряд ли удобно с точки зрения маркетинга. Объем этого «хранилища» также мал.

Подытоживая сказанное, можно сказать однозначно: рекламные возможности уже существующих штрихкодов ограничены, поэтому им на смену непременно придут более удобные инструменты.

Clickable Paper: как это работает

В ответ на запрос рынка специалисты компании Ricoh Innovations предложили технологию, которую назвали Clickable Paper. На практике она очень проста и интуитивно понятна. Пользуясь программой, поддерживающей созданный API, пользователь просто наводит смартфон на заинтересовавший его объект. На экране он видит его изображение, и сразу появляются несколько кнопок-гиперссылок. Пользователь может перейти по ним, пользуясь надписями, и сразу оказаться на соответствующем сайте. Вводить дополнительных адресов не потребуется.

Все открываемые ссылки позволяют получить информацию, связанную с предметом, на который была наведена камера смартфона. Например, если навести смартфон на обложку журнала, можно получить всевозможные предложения: перейти на сайт журнала, посмотреть дополнительные фотографии к статье, узнать последние подробности по теме публикации и т.д.

Другой пример: в рекламном журнале вас привлекла фотография какого-то товара, скажем фотокамеры. Вы наводите на нее смартфон, и программа автоматически предлагает посмотреть подробное описание, узнать цены в Интернете, уточнить наличие на складе выбранной марки фотоаппарата, узнать о его продаже в близлежащих магазинах.

Таких примеров можно привести множество. Их объединяет следующее: выбор предложений, которые пользователь видит на экране, не ограничен какими-то условиями. Все возможности были предложены самим изготовителем товара. Учитывая свои знания рынка и предпочтения пользователей, он самостоятельно формирует список возможных клиентских запросов и предлагает ответы, которые увидит заинтересовавшийся клиент.

Технология изнутри

Технология Clickable Paper разработана компанией Ricoh Innovations, в ее основе лежит Ricoh Visual Search (RVS) – набор программных инструментов, объединяющих алгоритмы распознавания, подготовки данных и поиска.

Предложенная в Ricoh Visual Search технология подготовки исходных данных не требует выделения специального места под размещение штриховых и QR-кодов при печати. Дополнительный сервис, построенный на технологии RVS, можно добавить к ранее отпечатанным материалам (документам), и это не потребует ни переверстки, ни введения вспомогательных элементов. Технология самодостаточна, ее можно применять и для ранее выпущенных печатных и рекламных изданий.

Технология RVS способна распознавать документы любого типа, в том числе тексты (на любом языке), графические картинки, фотографии, а также сочетания всех названных элементов. Она позволяет работать даже с изображениями плохого качества (разрешения).

На одном документе могут присутствовать несколько «чувствительных» зон. Каждой из них ставится в соответствие определенная информация, которую получает пользователь в режиме онлайн из «облачного» сервера RVS.

Основа технологии – набор прикладных программных инструментов Ocutag API. Комплект Ocutag API, опубликованных на сайте разработчика, состоит из следующих элементов:

  • Developer API – набор API-функций для разработчиков. Содержит интерфейс с механизмом распознавания графических образов Collection API, интерфейс для извлечения метаданных, ассоциированных с указанным изображением из коллекции Store API.
  • API Request Format – в этом разделе собрана информация, позволяющая форматировать запросы REST API к облачному серверу. Они должны учитывать особенности применяемых стандартов, поддерживаемые HTTP-методы извлечения данных, содержать подробные сведения о том, какая информация обязательна для заполнения в заголовках запросов.
  • Средства аутентификации – система позволяет применять средства аутентификации в REST API. На сайте приведены подробные инструкции и примеры заполнения заголовков в отправляемых запросах.
  • Временные метки (Timestamps) – содержат подробную информацию о том, какие временные метки валидны в запросе к API.
  • Коды ответов «облачного» сервера и его статуса.

Технология Ricoh Visual Search может встраиваться в любые мобильные приложения для платформ Android и iOS.

Первые проекты

Выход технологии Clickable Paper на рынок стал результатом ее успешного применения в сферах коммерческой печати, издательского бизнеса и производства товаров класса люкс в Нидерландах, Франции и Великобритании.

В сфере коммерческой печати одной из первых решение протестировала британская компания Barnwell Print. Пилотным проектом стала интеграция Clickable Paper в рекламу театра Norwich Theatre Royal в городском журнале, благодаря чему читатели могли заказывать билеты в театр онлайн.

«Впервые увидев решение Clickable Paper, мы сразу оценили его безграничные возможности, – отметил Джулиан Барнвелл, генеральный директор и совладелец компании Barnwell Print. – Clickable Paper позволяет превратить печатные издания в своеобразные порталы, открывающие читателям доступ к информационным или развлекательным ресурсам, и перевести их в русло интерактивных многоканальных коммуникаций с отслеживанием отклика читателей в реальном времени, что невозможно реализовать в печатных материалах».

Голландскому деловому журналу De Zaak с помощью Clickable Paper удалось увеличить число подписчиков и повысить доход от рекламы. Ежемесячное издание с 155 тысячами читателей и 17 тысячами подписчиков снабдило свои статьи ссылками как на собственный сайт, так и на другие информационные ресурсы. По словам главного редактора журнала, технология Clickable Paper стала «новой страницей в журналистике» и позволила видоизменить журнал, создала своего рода мост к онлайн-платформе, где в распоряжении читателей оказывается бесконечное множество дополнительных данных и услуг.

«Новая технология позволяет нашим клиентам повысить ценность печати и занять лидирующие позиции в среде мобильных коммуникаций, – отметил Бенуа Шателар, генеральный директор по решениям, группа промышленной печати, Ricoh Europe. – С помощью Clickable Paper издатели и рекламодатели могут организовать интерактивные мультимедиа-кампании, которые приносят впечатляющие измеряемые результаты. Более того, для поставщиков печатных услуг наше решение станет маркетинговым инструментом, обеспечивающим быстрый возврат инвестиций».