Алексей Комаров, начальник отдела маркетинга компании SafeLine.

В наш век меркантильности любые проекты, предлагающие пользователю бесплатные сервисы, казалось бы, обречены на успех самим фактом своего существования.

Действительно, если можно бесплатно получить то, за что другие просят деньги — кто будет платить? Но пользователи платят. Платят за операционные системы, хотя есть Linux, платят за офисные приложения, хотя есть Open Office. Платят и за антивирусы, хотя бесплатных продуктов чуть более чем в избытке.

Важно понимать, что платят за вполне конкретные вещи: удобство, качество и, иногда, имидж. Именно этих важных для пользователя вещей зачастую и недостаёт бесплатным решениям. Сложный, неудобный, плохо работающий и никому не известный антивирус не нужен даже даром.

В целом, бесплатные антивирусные решения условно можно разделить на три класса:

  • Решения, разрабатываемые группой энтузиастов
  • Бесплатные версии коммерческих решений
  • Подарки рынку от крупных вендоров

Недостатки первого типа продуктов очевидны: у разработчиков нет ни обязательств перед своими клиентами, ни достаточно ресурсов для разработки. Антивирусное решение нужно регулярно обновлять, добавлять новые сигнатуры вирусов и механизмы защиты от новых видов уязвимостей. Такие решения часто рассчитаны на специалистов и требуют тонкой вдумчивой настройки.

Бесплатные версии коммерческих антивирусов — это чаще всего завуалированная реклама. Разработчик антивируса получает доход от продаж коммерческой версии, поэтому бесплатный вариант просто обязан кардинально отличаться в худшую сторону — иначе наступит крах всего бизнеса. Бесплатно могут предлагаться простые утилиты, сканирующие жёсткий диск компьютера, но, неработающие в режиме реального времени. В бесплатных версиях могут отсутствовать важные механизмы защиты (файервол, антишпион и др.), а их интерфейс часто похож на один большой рекламный баннер.

Третий тип продуктов — самый редкий, но именно такие продукты наиболее интересны пользователям. Речь идёт о тех случаях, когда вендор делится результатом своего труда с пользователями на бесплатной основе.

К сожалению, и здесь не всё просто и безоблачно. Например, вендор, решил освоить новый для себя сегмент рынка («Теперь мы делаем и антивирус!») и предлагает первые версии своего творения бесплатно, прекрасно понимая, что платить за них никто не будет. При этом привлечённая бесплатностью и громким именем вендора широкая аудитория пользователей выступает в качестве добровольных тестировщиков, которым при других условиях пришлось бы платить бы деньги

Другие «щедрые» вендоры, бывает, дарят полнофункциональную версию, но с жёстким ограничением по времени или другим условиям.

«Подключись — получи в подарок антивирус!», а ниже мелкими буквами: «на 3 месяца» или «В нашем журнале ключ активации на месяц» — а через месяц, мол, покупай следующий журнал. Такие рекламные маркетинговые пакеты хорошо описываются расхожей фразой «первая доза — бесплатно».

Гораздо приятнее, когда подарок делается искренне, без каких-либо ограничений и оговорок. Есть пример такого подхода и среди бесплатных антивирусов. Речь идёт о продукте FortiClient от компании Fortinet — мирового лидера в области решений по сетевой безопасности и многофункциональных устройств защиты сетей.

Персональная версия FortiClient Free Edition доступна для скачивания без каких-либо ограничений на сайте производителя. В отличие от тех бесплатных версий, о которых речь шла выше, FortiClient Free Edition не является урезанной бесплатной версией коммерческого продукта. Данная версия имеет только два отличия от Premium Edition, несущественных, когда речь идёт о защите отдельного компьютера или даже небольшой сети.

FortiClient Premium Edition дополнительно может централизованно управляться с помощью специализированного устройства — FortiManager, а его пользователи помимо общедоступной он-лайн базы знаний и пользовательской документации могут обращаться в техническую поддержку по телефону, электронной почте или через web-сайт.

В FortiClient Free Edition нет никаких урезанных механизмов защиты, никаких пробных тестовых периодов — полноценная защита персонального компьютера предлагается бесплатно и без каких-либо ограничений.

FortiClient — это не только антивирусное решение, но и персональный межсетевой экран (файервол), надёжно блокирующий нежелательные исходящие и входящие сетевые соединения, локальная система предотвращения вторжений (IPS), защищающая от попыток проникновения на защищаемый компьютер с использованием уязвимостей операционной системы, сканирования портов и иных активностей, характерных для хакерских атак. FortiClient защищает от шпионского программного обеспечения, крадущего пароли, номера банковских карт и другую информацию пользователя. Дополнительно в FortiClient входит модуль антиспама для Outlook, гибко настраиваемый web-фильтр, VPN-клиент и детектор приложений.

Удобный и простой в использовании FortiClient Free Edition от мирового лидера в области сетевой безопасности, предлагающий многоуровневую надёжную защиту компьютера, теперь доступен и на русском языке. Удобный и простой в использовании FortiClient Free Edition от мирового лидера в области сетевой безопасности, предлагающий многоуровневую надёжную защиту компьютера, теперь доступен и на русском языке (forticlient.com).

Перейти на главную страницу темы «Информационная безопасность»
Перейти на главную страницу проекта «Тенденции и тренды рынка корпоративного ПО»