Илья Шаппо, директор по развитию QPR Software (Россия).

Для современной компании большую роль играет постановка управленческого контроля. В современном бизнесе для этих целей широко применяется концепция сбалансированной системы показателей (ССП). Именно эту концепцию реализует решение для мониторинга ключевыми показателями эффективности (КПЭ) от компании QPR.

Задача платформы QPR — выстроить систему мониторинга эффективности компании по ключевым показателям. Показатели могут оценивать как реализацию стратегии, так и процессы в компании и эффективность работы персонала. Зачастую в компаниях существуют собственные методики анализа эффективности, которые могут сильно отличаться от стандартных, например BalanceScoreCard. Здесь важно такое свойство платформы QPR, от как универсальность. В рамках одного продукта реализуются BalanceScoreCard, система мотивации/расчета бонусов, система менеджмента качества и разнообразные системы сбора данных из удаленных филиалов, системы управления по целям, управления рисками и т.д.

В прошлом году система сбалансированных показателей (ССП) на платформе QPR была введена в эксплуатацию в ОАО «МТС». По словам Анны Челноковой, врио директора Департамента интегрированных систем управления МТС, до внедрения автоматизированной системы для работы с КПЭ сотрудники использовали пакет стандартных офисных приложений. Процесс формирования и обновления системы КПЭ был весьма трудоемок и требовал большого количества персонала.

По мере роста сети региональных компаний и филиалов МТС для управленческого контроля потребовалась интеграция и унификация фундаментальных управленческих процессов оператора в современную автоматизированную систему. Именно тогда была принята стратегическая программа по замене морально устаревших разнородных информационных систем на новое средство комплексной автоматизации корпоративного уровня. В качестве инструмента, отвечающего требованиям МТС к ИТ-решению, была предложена система QPR Collaborative Management. Для внедрения этой системы мониторинга КПЭ Департаментом интегрированных систем управления были приглашены специалисты московского представительства компании QPR, имеющие разнообразный опыт внедрения подобных систем в отечественных организациях и в компаниях ближнего зарубежья.

Перед исполнителями стояла задача автоматизировать существующий в компании процесс формирования и обновления системы КПЭ и проведения замеров КПЭ в среде Microsoft Еxcel на специализированной платформе и интеграции ее с существующими информационными системами оценки эффективности подразделений. В результате внедрения компания получила возможность штатными средствами QPR осуществлять интеграцию данных, полученных из различных информационных источников, автоматически загружать данные из локальных файлов Excel. В системе организован расчет, анализ и графическое представление данных; предоставлена возможность оперативного уведомления об исключительных (особых) ситуациях при отклонении значений показателей КПЭ от допустимых/целевых значений для оперативного моделирования ситуации; заложена выгрузка консолидированных отчетов в Excel. Все пользователи системы могут работать через Web-интерфейс, не устанавливая для этого специальных приложений, и формировать презентации на основе рассчитанных показателей.

Масштабы проекта

Система охватывает Корпоративный центр Группы МТС, все бизнес-единицы компании, а также зарубежные дочерние компании.

  • Общее количество показателей — около 1000.
  • Число участников — 525 человек.

По результатам реализации проекта создана информационно-управленческая система, которая позволяет проводить полный цикл работ по созданию и пересмотру системы КПЭ/ССП, включая:

  • разработку стратегических карт;
  • разработку КПЭ с установкой целевых значений на всех уровнях управления;
  • сбор фактических значений КПЭ;
  • анализ достижения стратегических целей;
  • формирование различных отчетов о выполнении КПЭ.

В системе QPR Collaborative Management легко настроить интерфейс для отдельных групп пользователей; в ней реализована технология согласования изменений КПЭ, методик и целевых значений. Сбор и структурирование данных на платформе QPR избавляют компании от ситуации, когда данные в табличных файлах содержали противоречивые данные об одном и том же объекте. Теперь все данные хранятся в единой базе, которая расширяется и видоизменяется по мере изменения задач компании. При этом в МТС систему поддерживают в рабочем состоянии всего три человека.

Внедренная система помогла телекоммуникационной компании автоматизировать сбор и консолидацию данных КПЭ в системе сбалансированных показателей, снизить трудоемкость и длительность обработки информации о КПЭ, обеспечить визуальную взаимосвязь между стратегическими целями и КПЭ, создать единый источник релевантной информации по стратегическим картам и КПЭ, доступный одновременно всем сотрудникам, для которых установлены КПЭ.

«Объединив данные в одной системе, мы раз и навсегда избавились от ситуации, когда на разных участках табличные файлы содержали разные цифры об одном и том же объекте, а руководство было вынуждено собирать несколько отчетов и сопоставлять в них числа! Теперь все показатели берутся из одной базы, которая будет и дальше расти не только количественно, но и качественно. Сегодня с уверенностью можно сказать, что платформа QPR полностью удовлетворяет потребности МТС в автоматизации ССП и мотивации на основе КПЭ», — оценила работу системы Анна Челнокова.

Остается добавить, что подобные системы могут быть установлены как в телекоммуникационных компаниях схожего размера, так и в компаниях других отраслей, с аналогичным объемом и структурой данных для систем отчетности.

Перейти на главную страницу темы «Управление предприятием»
Перейти на главную страницу проекта «Тенденции и тренды рынка корпоративного ПО»