Термин «интегрированные системы управления предприятием» (ИСУП) в начале нынешнего десятилетия ввела в обиход аналитическая компания IDC вместо ранее использовавшегося в подобных исследованиях понятия ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). В основе ИСУП лежит принцип создания единого хранилища данных (репозитария), содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения бизнеса, в частности финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, и любые другие данные. Наличие репозитария избавляет от необходимости передавать данные от приложения к приложению. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.

Концепция ИСУП нашла широкое применение, поскольку планирование ресурсов позволяло сократить время выпуска продукции, снизить уровень товарно-материальных запасов, а также улучшить обратную связь с потребителем при одновременном сокращении административного аппарата. Все это позволило объединить все ресурсы предприятия и повысить эффективность управления ими. Исторически концепция ИСУП стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов). Используемый в ИСУП программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.

Как правило, ИСУП включает следующие элементы:

  • модель управления информационными потоками (ИП) на предприятии;
  • аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
  • СУБД, системное и обеспечивающее ПО;
  • набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;
  • регламент использования и развития программных продуктов;
  • IT-департамент и обеспечивающие службы;
  • собственно пользователи программных продуктов.

К основным функциям ИСУП можно отнести:

  • ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;
  • формирование планов продаж и производства;
  • планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;
  • управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;
  • планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;
  • оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;
  • управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов.

Накопленный опыт показывает, что этап выбора системы управлением предприятием является одним из самых важных, и руководство предприятия должно быть крайне заинтересовано в выборе правильного решения. Любой проект в области автоматизации должен рассматриваться предприятием как стратегическое вложение средств, которое должно окупиться за счет усовершенствования управленческих процессов, повышения эффективности производства, сокращения издержек, и ставиться на один уровень с приобретением, например, новой производственной линии или строительством цеха. Классические ИСУП, в отличие от так называемого «коробочного» ПО, относятся к категории «тяжёлых» программных продуктов, требующих достаточно длительной настройки, для того чтобы начать ими пользоваться. Выбор ИСУП, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнёрской компании — поставщика или консультанта. Поскольку ИСУП строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей. Применение ИСУП позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учётом.

Таким образом, ИСУП представляют собой набор интегрированных приложений, которые позволяют создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций в масштабе предприятия. Среди них можно выделить планирование производственных ресурсов, оперативное управление производственным планом, учет и анализ результатов деятельности и т.д. Все операции планирования и анализа подразделяются в ИСУП на отдельные функциональные модули: планирование ресурсов (финансовых, людских, материальных) для производства товаров или услуг, оперативный контроль за выполнением планов (снабжения, сбыта), выполнением договоров, все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности. Вся информация хранится в единой базе данных, откуда она может быть в любое время получена по запросу.

В начале 2010 года подразделение корпорации Microsoft в России представило результаты исследования уровня зрелости ИСУП-решений, используемых различными российскими компаниями. Исполнителем проекта выступала компания IDC. В ходе исследования были опрошены 50 бизнес-руководителей и 100 ИТ-руководителей из 120 компаний. Опрос проводился в наиболее показательном для российского рынка срезе компаний с годовым оборотом от 50 до 500 млн. долл. Региональная структура выборки: Москва — 52%, остальные регионы — 48%. Отраслевая структура выборки: розничная торговля — 22%, промышленное производство — 20%, производство продуктов питания — 15%, дистрибуция — 16%, транспорт — 14%, телекоммуникации и СМИ — 13%. Исследование показало, что среднее значение индекса зрелости ИСУП-рынка составило 55%. Наименьший результат оказался равен 20%, а наивысший — 95%. Только 38% компаний показали уровень индексов проникновения и эффективности выше средних значений. Еще у 24% компаний эффективность оказалась достаточно высока при низком уровне проникновения. Эффективность оставшихся 38% компаний была оценена как низкая, причем 15% компаний показали невысокие значения, как индекса эффективности, так и индекса проникновения ИСУП. На практике это означает, что 62%, или почти двум третям, предприятий следует предпринять шаги, направленные на оптимизацию существующих бизнес-приложений. Невысокая степень реализации потенциала внедренных решений связана с тем, что многие предприятия относятся к внедрению ИСУП как техническим, а не бизнес-проектам, считают авторы исследования. Основной задачей проектов создания корпоративных систем управления по-прежнему остается автоматизация управления бухгалтерией, финансами, персоналом, расчётом заработной платы. Относительно немногие компании пытаются решать с помощью ИСУП стратегические проблемы. Такие задачи, как финансовый и стратегический анализ, бизнес-аналитика, управление проектами, оказываются в списке целей проектов внедрению ERP менее чем в половине случаев.

В последние пять лет перед кризисом российский рынок ИСУП рос более высокими темпами, чем даже прогнозировали эксперты (фактический объем 2008 г. превышал пятилетнее предсказание IDC на 40%). На рынке четко обозначилась пятерка компаний-лидеров (в алфавитном порядке): 1С, Microsoft, Oracle, SAP и «Галактика». По данным исследования IDC (Russia Enterprise Application Software 2010-2014 Forecast and 2009 Vendor Shares), объём российского рынка интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) в 2009 году составил 492,18 млн. долл., что соответствует снижению на 18,9% по сравнению с предыдущим годом. Эксперты полагают, что снижение было обусловлено, в первую очередь, кризисными явлениями в российской экономике, особенно в первой половине 2009 года. Сокращение ИТ-бюджетов крупных компаний привело к значительному уменьшению числа новых полномасштабных проектов по внедрению ИСУП. Существенно снизился спрос на решения ИСУП в сегменте малых и средних предприятий. Вместе с тем обширная база существующих клиентов, проекты по внедрению отдельных функциональных модулей, а также существенно возросший спрос на решения бизнес-аналитики со стороны крупных компаний позволили избежать значительного падения рынка ИСУП в условиях, когда российский рынок ИТ в целом сократился более чем на треть.

Лидером российского рынка ИСУП в 2009 году стала компания SAP, доля которой составила 50,1%. 1С и Oracle закончили год с 22,3% и 9,6% рынка и заняли второе и третье место соответственно. Microsoft Dynamics с 7,1% стала четвертой. Доля рынка Microsoft Dynamics отображена с учетом корректировки доходов компании на российском рынке ИСУП за 2008 год в соответствие с более точной информацией, полученной от поставщиков. Согласно корректировке, доля компании в 2008 году составила 6,9%. «Галактика», занявшая 3,9% рынка, замыкает пятёрку лидирующих поставщиков. Суммарная доля российских компаний в группе лидеров составила 26,2%, превысив аналогичные показатели предыдущего года. Ведущей отраслью для российского рынка ИСУП в 2009 году осталось непрерывное производство. Второе место, как и в предыдущем году, было за розничной торговлей. На третьем месте в списке наиболее прибыльных для поставщиков ИСУП отраслей осталось дискретное производство. На четвертой и пятой позициях — оптовая торговля и энергетика.

В IDC считают, что российский рынок ИСУП в ближайшие пять лет будет ежегодно расти в среднем на 15,1%. Наиболее заметный рост будет наблюдаться в госсекторе и здравоохранении. Правительство планирует значительные затраты на развитие концепции электронного правительства и автоматизацию государственных медицинских учреждений. Темпами, опережающими средние показатели рынка, будут увеличиваться затраты в секторах энергетики, финансов, оптовой и розничной торговли, бизнес-услуг, дискретного производства, образования, сельского хозяйства, строительства и добывающей промышленности.

Ведущие поставщики крупных ИСУП, к сожалению, представлены на Softool далеко неполно, хотя в ряде случаев на выставке есть их партнеры, продвигающие соответствующие продукты. Так, на Softool 2009 российский рынок ИСУП был представлен 36 компаниями, которые позиционировали себя, как поставщики и/или разработчики подобных решений. При этом доля региональных компаний составила примерно 9%. В частности, это компании Tandem (Новосибирск), «Градиент — Новые технологии» (Ижевск), «РЕЛЭКС» (Воронеж), «СКБ Контур» (Екатериндбург).

Перейти на главную страницу темы «Управление предприятием»
Перейти на главную страницу проекта «Тенденции и тренды рынка корпоративного ПО»