Российский информационно-аналитический центр Anti-Malware.ru опубликовал результаты первого независимого анализа рынка средств защиты от утечек конфиденциальных данных в России. В отчете приводятся показатели объемов продаж и долей рынка основных игроков в 2008-2009 гг. и дан прогноз развития рынка на текущий год.

Под DLP в данном исследовании понимаются продукты, которые позволяют обнаружить и/или блокировать несанкционированную передачу (утечку) конфиденциальной информации по какому-либо каналу, используя информационную инфраструктуру предприятия. В силу специфики рынка из объемов продаж не вычитались сопровождающие проекты услуги, а также включенное в состав конечного продукта программное и аппаратное обеспечение третьих сторон.

По данным исследования, суммарный объем DLP-рынка в России, несмотря на кризис, не только не уменьшился, но даже показал небольшой рост – с 14,2 млн долл. в 2008 г. до 15,3 млн долл. в 2009-м. Темпы роста рынка составили около 8%.

Почти все вендоры в 2009 г. сумели увеличить свой объем продаж. В абсолютных цифрах год оказался более удачным для компаний «Инфосистемы Джет», SecurIT и Symantec, у которых прирост объем продаж составил от 1 млн до 0,6 млн долл. соответственно. В процентном выражении самые высокие темпы роста показали компании Symantec (1300%), Websense (71%) и SecurIT (38%). У лидера рынка, компании InfoWatch, в 2009 г. было зафиксировано падение объема продаж на 30%.

В течение прошлого года существенно изменилась расстановка сил на рынке DLP в России. Во-первых, рынок лишился единоличного лидера. Анализ изменений показывает, что это произошло в первую очередь из-за увеличения внутренней конкуренции между российскими производителями. По итогам 2009 г. доля компании «Инфосистемы Джет» оказалась сопоставима с показателем InfoWatch (29,4% против 32,7%), т.е. лидеров фактически стало двое. Кроме того, на них активно наступает компания SecurIT, за год увеличившая свою долю рынка с 15 до 19%.

Во-вторых, западные вендоры, Websense и Symantec, сумели успешно закрепиться на российском рынке и в сумме контролируют уже 12% рынка (годом ранее – 5%).

Несмотря на все изменения на рынке, первая тройка лидеров продолжает занимать более 80% рынка. Однако этот факт не позволяет говорить о консолидации, которую мы наблюдаем на антивирусном рынке. Напротив, рынок насыщается новыми игроками, изменяются предпочтения клиентов, и денежные потоки постепенно перераспределяются.

В отличие от других более раскрученных сегментов рынка ИТ-безопасности, рынок DLP пока с трудом наращивает критическую массу для взрывообразного роста. Пока что для большинства российских компаний проблема защиты конфиденциальной информации от утечек остается чем-то непонятным и ненужным. На 2010 г. аналитики Anti-Malware.ru прогнозируют темпы роста российского DLP-рынка на уровне 20-30%, в результате чего он достигнет объема в 18–20 млн долл.

Позиции лидеров рынка, как ожидается, не должны в этом году претерпеть существенных изменений. Наиболее интересными выглядят возможности западных компаний Websense, Symantec и McAfee.

В Anti-Malware.ru также отмечают, что уровень конкуренции на рынке растет быстрее, чем его объем. В большинстве случаев потенциальные клиенты пока не видят большой угрозы своей безопасности в собственных сотрудниках. А российское законодательство, в отличие от американского или западноевропейского, не обязывает компании сообщать общественности даже о фактах утечки персональных данных граждан, поэтому тема утечек из российских компаний остается закрытой.

Против рынка работает и созданный российскими вендорами стереотип о сложности и дороговизне защиты от утечек. Поэтому игроки DLP-рынка, рассчитывающие выйти на массового клиента, должны ставить перед собой задачу упрощения и удешевления защиты.