Компания RSA, подразделение систем безопасности корпорации EMC, опубликовала результаты опроса домашних пользователей о безопасности в Интернете 2010 г. В ходе опроса более 4500 пользователей ответили на вопросы, касающиеся их информированности об угрозах Интернета, беспокойства о безопасности своих личных данных в Интернете, готовности публиковать их и потребности в более надежной защите личных идентификационных данных.

Опрос проводился в октябре 2009 г. социологической компанией InfoSurv в 22 странах Северной и Южной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, среди лиц в возрасте от 18 до 65 лет, активно пользующихся Интернетом.

Наиболее значимым результатом исследования стал тот факт, что уровень информированности домашних пользователей о фишинге с 2007 по 2009 гг. вырос вдвое, а количество пользователей, пострадавших от фишинга, за этот же период увеличилось в шесть раз. Этот показатель можно объяснить изменением тактики злоумышленников и усложнением их атак — теперь сообщения и поддельные сайты создаются гораздо более тщательно. Попытки фишинга стали более изощренными и разнообразными; появилось большое число производных атак, известных под разными названиями.

Количество попыток фишинга, зарегистрированных за последние месяцы, также вносит свой вклад в эту тенденцию. Недавно Центр борьбы с мошенничеством в Интернете RSA сообщил о регистрации рекордного числа попыток фишинга с августа по октябрь 2009 г., а также о 17%-ном увеличении общего количества атак в 2009 г. по сравнению с 2008.

Кроме того, 65% участников социальных сетей сообщили, что они с меньшей вероятностью будут общаться в них или делиться данными о себе из-за растущего беспокойства о безопасности, притом что в эти электронные сообщества каждый день вступают сотни тысяч человек.

Социальные сети привлекают киберпреступников своим глобальным характером и тем, что в них участвуют сотни миллионов активных пользователей из самых различных слоев общества. Поэтому такие сообщества становятся целью злоумышленников, заинтересованных в хищении личных данных методами социальной инженерии. Эта тенденция подтверждается и тем, что 81% респондентов, пользующихся социальными сетями, выразил обеспокоенность уровнем безопасности своих личных данных в Интернете.

Беспокойство пользователей порождает интерес к более надежным средствам защиты личной идентификационной информации. Результаты опроса RSA свидетельствуют о том, что респонденты, пользующиеся системами доступа к банковским счетам через Интернет (86%), в большей степени обеспокоены уровнем безопасности своих личных данных, чем пользователи порталов медицинских учреждений (64%) и государственных сайтов (68%). Как следствие, более половины потребителей сообщили о том, что они с меньшей вероятностью будут публиковать информацию о себе и общаться в социальных сетях.

Респонденты согласились с тем, что их идентификационные данные должны быть защищены более надежными методами, чем имя пользователя и пароль, в социальных сетях (59%), на порталах медицинских учреждений (64%), на государственных сайтах (70%) и в системах доступа к банковским счетам (80%). Девять из десяти респондентов воспользуются более надежными средствами безопасности при наличии таковых.