В современных экономических условиях компании рассматривают понятие бизнес-процесса как средство поиска способов сокращения расходов. Если раньше руководство организаций при первых же признаках кризиса сокращало затраты на ИТ, теперь многие убедились, что некоторые приложения работают настолько эффективно, что компания сохраняет свои конкурентные преимущества даже в период экономического спада. Последние исследования подтверждают, что в наши дни затраты на ИТ с меньшей вероятностью резко пойдут на убыль, как это было в начале десятилетия. По всей видимости, влияние кризиса будет выражаться в том, что новые инвестиции будут проходить более жесткую процедуру одобрения.

Отраслевые аналитики считают, что в нынешних экономических условиях в сегменте Performance Management (PM) наблюдается рост, потому что компании более внимательно изучают свои системы и оценивают будущие потребности. PM уходит корнями в ресурсоемкие аналитические системы (BI), помогает упорядочить огромное количество данных и разработать последовательность действий в соответствии с корпоративной стратегией. Традиционная система запросов и отчетов ограничивается сухими данными и снабжает руководство тактической информацией о ключевых показателях производительности, в то время как PM-система раскрывает причины и помогает с помощью ключевых бизнес-процессов выбрать оптимальные стратегии. Performance Management идет дальше работы с запросами и отчетами, экстраполируя данные из различных систем внутри компании и распределяя их в соответствии с ролью пользователя. Это помогает сотрудникам делать свою работу лучше и повышает производительность организации в целом.

В некоторых областях бизнеса сотрудникам из разных отделов требуется постоянный и быстрый доступ к данным, на основе которых принимаются решения. Для этого используются панели управления, предоставляющие информацию через удобный интерфейс. Однако на этом роль панелей управления и заканчивается. Нередко пользователь не может найти ответ на свой вопрос, потому что полученные данные нужно просмотреть и отфильтровать либо потому что они уже потеряли актуальность и стали бесполезными. Компаниям трудно преодолеть этот барьер, поскольку они слишком полагаются на собственные изолированные информационные системы.

Сервисно-ориентированная архитектура (SOA) может стать долгожданным решением: она повышает взаимодействие систем, предоставляет мгновенный доступ к комплексным потокам данных и ускоряет процесс принятия решений. К сожалению, некоторые поставщики предъявляют необоснованные требования к гетерогенным средам, что не дает возможности упростить работу. Но есть свет в конце тоннеля. Неблагоприятная экономическая ситуация может подтолкнуть компании к использованию архитектуры SOA, которая способна доставлять нужные данные в нужное место.

Для освобождения от ненужной информации и доставления релевантных данных отдельным пользователям необходим прямой доступ к другим системам. Архитектура SOA служит недостающим звеном, соединяя несвязанные элементы системы. В открытой среде SOA устанавливается связь без препятствий, что оптимизирует PM-систему и дает следующие преимущества: простоту доступа, релевантность и низкую стоимость владения. Между открытой и закрытой средами SOA есть большая разница, которая заключается в их способности предоставлять нужную информацию для принятия быстрых и обоснованных решений.

Простота доступа

Архитектура SOA позволяет централизованно экстраполировать информацию из систем в рамках всей организации, вместо того чтобы использовать индивидуальные системы (например, системы управления заказами, взаимоотношениями с клиентами, ценами и т. д.), объединяя данные в другой системе. Этот резкий скачок производительности и улучшение доступа к информации означают, что можно принимать более быстрые и обоснованные решения.

В закрытой среде при сборе и распространении данных создаются дополнительные уровни и накапливается много ненужной информации. Например, в закрытой системе SOA приходит запрос от «Мэри из отдела продаж» на предоставление определенной информации о «юго-восточном регионе», после чего сотрудник отдела ИТ находит нужный файл Excel или Access и отправляет Мэри. На этом этапе он может по-своему интерпретировать данные и ответить на исходные вопросы Мэри. Этот процесс статический, создает множество информации и отгораживает Мэри от всей организации. Более того, после получения ответов у Мэри могут возникнуть новые вопросы, и процесс повторится снова. У Мэри нет полного и прямого доступа к информации, которая позволит ей понять, почему в некоторых регионах заказы были задержаны, а в некоторых доставлены досрочно.

В открытой архитектуре SOA создаются каналы между разнообразными несвязанными системами и центральной точкой доступа. Для установления связи между разными системами участие информационного отдела не требуется. Вместо этого Мэри пользуется динамичной панелью управления, через которую она получает всю информацию о событиях в своем регионе. После изучения информации о задержанных заказах она видит, что нужно кое-что уладить с оптовым продавцом, и принимает меры для исправления ситуации. Открытая среда позволяет устанавливать связь между несколькими базовыми системами поставщиков для обмена необходимой информацией.

Релевантность

Архитектура SOA позволяет обмениваться данными в рамках всей организации и использовать их как ключевые показатели производительности. Сами по себе эти показатели просто сообщают о событиях: сломался станок или не оформлен заказ. До внедрения SOA в организации существует несколько взаимозависимых систем, которые сообщают о неполадках. Например, информация о поломанном автопогрузчике на товарном складе должна пройти четыре, пять или даже семь уровней, прежде чем она дойдет до сотрудника, работающего в торговом зале, чтобы он мог принять альтернативное решение и удовлетворить запрос. Теперь при возникновении подобной ситуации сообщения всем заинтересованным лицам будут рассылаться напрямую, без вмешательства другой системы. Кроме того, становится ясна коренная причина, что помогает устранять проблемы на месте, не передавая их вверх по структурной лестнице.

Благодаря возможности размещать информацию в зависимости от специфики ролей сотрудников и постоянно получать отзывы о ней каждый пользователь работает с наиболее актуальной и релевантной информацией, которая помогает ему успешно справляться со своими обязанностями. Например, Гарри, менеджер по продажам, начинает свой день с просмотра сообщений, где содержится вся информация, необходимая ему для эффективной работы. Сегодня утром он получил уведомления, что скоро истекает срок пяти квот продаж, а также что нужно разрешить ситуацию с 15 задержанными заказами. В открытой среде SOA Гарри может определить, как выполнить требования квот, выявить причину задержки заказов и несколькими щелчками мыши начать процесс разрешения этих вопросов. Благодаря динамичному порталу у Гарри есть прямой доступ к нужной информации, независимо от того, в какой системе она хранится.

Стоимость владения

Оказывается, технологические новинки содержат в себе немало приятных сюрпризов! На реальную стоимость владения как потребительскими технологиями, так и корпоративными системами влияет множество непредвиденных факторов. Разработчикам следовало бы уделять больше внимания вопросу снижения общей стоимости владения. Текущая ситуация, когда компании стараются экономить средства, только подчеркивает эту необходимость. Существует множество факторов, включая капитальные затраты, количество времени и ресурсов для развертывания и обслуживания, влияние на периферийные приложения и процессы, а также эффективность нового продукта и его преимущества. В этом смысле архитектура SOA является отличным примером таких приятных сюрпризов.

В большинстве закрытых систем SOA предпочтение отдается приложениям одного продавца, что влечет за собой удаление и замену компонентов. Главное ― в процессе обновления максимально воспользоваться преимуществами уже существующей инфраструктуры и не нарушить целостность периферийных систем.

Для использования открытых систем SOA компаниям не придется переходить на одну платформу. Наоборот, они могут оптимизировать всю существующую систему и устанавливать обновления в зависимости от потребностей и бюджета.

Архитектура SOA меняет саму суть Performance Management, предоставляя пользователям релевантные данные, позволяющие им выполнять свои обязанности максимально эффективно, не карабкаясь через горы ненужной информации. При этом необходимо помнить: решение проблемы придет в том случае, когда разработчики осознают, что повысить производительность PM-системы можно только при использовании преимуществ всей инфраструктуры организации в целом.