Мобильные технологии постоянно развиваются; в отрасли появляются все новые технологии и стандарты, сулящие пользователям огромные преимущества. Быстрый и удобный доступ к информации и важнейшим корпоративным приложениям повышает производительность труда сотрудников, качество обслуживания заказчиков и управляемость активов, расширяет возможности групповой работы. Поэтому сегодня перед компаниями стоит непростая задача: они должны быть доступны в любой точке мира, везде и всегда.

Лозунг «в любом месте в любое время» стал настоящей мантрой мобильных коммуникаций. Но его легче произнести, чем реализовать на практике, поскольку постоянно растет число новых устройств, стандартов и технологий, которые нисколько не облегчают жизнь специалистов, отвечающих за управление деловыми коммуникациями. Решение же этой проблемы, по мнению специалистов корпорации Cisco, лежит там же, где всегда, -- на сетевом уровне. Задачи мобильности современного бизнеса невозможно решить на базе одних лишь традиционных беспроводных локальных сетей. Сегодня в сетях работает множество элементов, которые в условиях конвергенции должны взаимодействовать друг с другом. Чтобы ИТ-отрасль отвечала ожиданиям бизнеса в сфере мобильности, нужно повысить безопасность и управляемость множества устройств, интегрировать разнородные сети, создать новые приложения, предоставить безопасный доступ к информации и обеспечить пользователям единый набор услуг, независимо от местоположения и типа сетевых соединений.

В прошлом году с целью развития мобильности на предприятиях Cisco объявила инициативу Cisco Motion, выпустив на рынок продукт для поддержки мобильных услуг Mobility Services Engine – отсутствовавшее прежде звено, необходимое для подключения беспроводных сетей к корпоративным вычислительным системам. До этого корпоративная беспроводная сеть обычно была изолирована от остальных сетей; она имела собственные системы доступа и безопасности, отдельные протоколы управления и терминалы, на которых работали несовместимые приложения.

Cisco Motion означает строительство по-настоящему сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), в которой сеть становится платформой для интеграции важнейших деловых стратегий, процессов и задач. Отражая логическую эволюцию корпоративных сетей, инициатива Cisco Motion исходит из того, что в будущем традиционные различия между разными видами корпоративных сетей -- глобальными (WAN), локальными (LAN) и беспроводными -- будут ликвидированы, и эти сети станут частью единой сетевой архитектуры.

Таким образом, чтобы мобильность стала неотъемлемой частью корпоративной ИТ-инфраструктуры, традиционные несовместимые архитектуры проводных и беспроводных сетей должны уступить место единой унифицированной сетевой архитектуре, которая предоставит сотрудникам безопасный доступ к критически важным деловым приложениям, включая базы данных с информацией о заказчиках и системы управления инвентарными запасами, в любом месте и в любое время. Однако, если корпорации хотят воспользоваться всеми преимуществами мобильности -- более высокой производительностью труда, повышением сплоченности коллективов и т. д., -- то они прежде всего должны построить более надежную и высокопроизводительную беспроводную инфраструктуру, способную поддерживать не только существующие мобильные приложения, но и приложения, которые появятся на рынке в ближайшие годы. Для этой цели предназначена технология Cisco M-Drive, элементы которой реализованы, в частности, в точках доступа Cisco Aironet 1140 (рис. 1).

Чтобы обеспечить совместимость с растущим числом мобильных устройств и мультимедийных приложений, а также удовлетворить растущие ожидания мобильных пользователей, компаниям нужны проверенные беспроводные решения 802.11n. Cisco стала лидером рынка корпоративной сетевой инфраструктуры со стандартом 802.11. Сегодня объем этого рынка составляет 1,7 млрд долл., а через 3–4 года он удвоится. По мнению многих аналитиков, у Cisco больше возможностей стать доминирующей силой на базовом рынке 802.11n, чем у других компаний. Напомним, что Cisco разработала первую сертифицированную платформу Wi-Fi 802.11n Draft 2.0 корпоративного класса еще в 2007 г., а сегодня предлагает новые базовые решения 802.11n, отличающиеся простой внедрения, высокой надежностью и производительностью. Это позволяет удовлетворить спрос на интегрированную поддержку высококачественной голосовой связи, видеоуслуг и мультимедийных приложений при одновременном повышении производительности и пропускной способности по сравнению с беспроводными сетями 802.11a/g.

Разработанная для офисной среды точка доступа Cisco Aironet 1140 представляет собой компактное, простое в установке и энергетически эффективное устройство. Его реальная пропускная способность превышает 170 Мбит/с. Cisco Aironet 1140 обратно совместима с существующими сетями и устройствами стандарта 802.11a/b/g, тем самым защищая инвестиции заказчиков. Cisco Aironet 1140 полностью поддерживает спецификации 802.11n и функции безопасности, а также стандартные функции электропитания по каналам Ethernet (Power over Ethernet, PoE). Новая точка доступа, работающая в унифицированной беспроводной сети Cisco, легко интегрируется в любую корпоративную сеть, сокращая совокупную стоимость владения. Cisco Aironet 1140 -- двухрежимная платформа, сочетающая высокую производительность стандарта 802.11n Draft 2.0 (ее пропускная способность почти в 9 раз превышает пропускную способность существующих беспроводных сетей 802.11a/g) и встроенные функции безопасности, характерные для стандарта 802.3af PoE.

Технология Cisco M-Drive предоставляется заказчикам унифицированных беспроводных сетей Cisco в виде программного обновления. Она упрощает внедрение стандарта 802.11n, позволяя ИТ-специалистам разворачивать и эксплуатировать высокопроизводительные беспроводные сети без глубокой специализации в области управления радиочастотным спектром. Среди основных преимуществ технологии Cisco M-Drive -- расширение зон покрытия и сетевой емкости, оптимизация аппаратных подключений и упрощенное управление беспроводными сетями.

Одна из функций технологии Cisco M-Drive под названием ClientLink продлевает жизненный цикл существующих устройств 802.11a/g и повышает производительность новых устройств 802.11n, используя технологию формирования луча, которая увеличивает пропускную способность существующих устройств 802.11a/g и общую емкость беспроводных каналов, а также сокращает площадь «островков недоступности» в беспроводных зонах покрытия для традиционных устройств. Формирование луча с помощью технологии MIMO (Multiple-Input, Multiple-Output) не требует дорогой внешней антенны. ClientLink можно рассматривать в качестве своеобразной «виртуальной трубы» между точкой доступа и клиентским устройством, которая увеличивает передающую мощность, фокусируя пространственное поле излучения на клиенте с учетом его перемещений в пространстве. Сигналы от трех антенн базовой станции, различные по амплитуде и фазе, обрабатываются при помощи алгоритма MRC (Maximal Ratio Combining), улучшающего отношение сигнал/шум (рис. 2). Изменение пропускной способности в зависимости от расстояния при включенной и отключенной функции ClientLink показано на рис. 3.

Протестировав ClientLink, независимая испытательная и аналитическая лаборатория Miercom (www.miercom.com) выяснила, что эта функция на 65% повышает пропускную способность существующих устройств 802.11a/g, подключенных к сети Cisco 802.11n. В отличие от прочих решений, повышающих производительность традиционных систем, ClientLink равномерно распределяет эфирные ресурсы между устройствами 802.11n и 802.11a/g. Более того, повышая пропускную способность клиентских устройств 802.11a/g, ClientLink в то же время заметно (на величину до 27%) увеличивает общую емкость беспроводного канала и оптимизирует производительность устройств обоих типов -- 802.11n и 802.11a/g.

Таким образом, на первом этапе компании требуется модернизировать свои беспроводные сети для поддержки стандарта 802.11n и создания необходимого фундамента для мобильности. На втором этапе заказчик должен установить систему Mobility Services Engine, которая даст ему такие преимущества, как безопасность и многосетевой роуминг. А уже на третьем этапе создаются методы применения мобильности с помощью установки в Mobility Services Engine необходимых отраслевых приложений.