Для большинства сотрудников совместная работа ограничивается рамками их прямых служебных обязанностей, и лишь немногие выходят за эти рамки, принимая на себя кросс-функциональные обязанности. Между тем в современном мире все большее значение приобретает динамичная совместная работа в рамках целой компании, когда состав рабочей или проектной группы может меняться каждый месяц, а то и каждый день. По этой причине инструменты для совместной работы должны обладать максимальной гибкостью и масштабируемостью.

Мы видим, как в компаниях быстро формируются и по завершении проекта так же быстро распускаются большие рабочие группы, причем их состав может быть самым разнообразным. Иногда в них включают заказчиков, иногда — поставщиков, консультантов и временных подрядчиков, и формирование таких групп, повторяю, идет очень быстро. Кроме того, функциональность средств для совместной работы заметно расширилась. Еще недавно компании обходились электронной почтой и телефонной связью, а сегодня мы все чаще используем видеотехнологии и социальные сети.

Важно помнить, что в компаниях совместная работа не сводится лишь к использованию той или иной технологии. Это еще и корпоративная культура, и рабочие процедуры, и вообще все, что помогает людям работать совместно иначе, чем это происходило прежде. Технологии становятся распространенными и востребованными лишь в том случае, если их воспринимают и используют сотрудники компании. Если же в компании нет корпоративной культуры, стимулирующей внедрение новых технологий, эти технологии просто не будут использоваться. Кроме того, внедрению новшеств способствуют бизнес-процессы. Так, главный исполнительный директор Cisco Джон Чемберс (John Chambers) развивает систему совместной работы в своей компании с помощью советов, комиссий и 26 различных инициатив. Все средства, которые мы предлагаем на рынке в этой области -- система унифицированных коммуникаций Cisco, Cisco WebEx и Cisco TelePresence, -- помогают компаниям расширять механизмы взаимодействия и развивать культуру коммуникаций как внутри компании, так и за ее пределами. Это означает существенное изменение прежних методов совместной работы.

Сегодня ИТ-директора сталкиваются с общей проблемой: в руках пользователя сосредоточены огромные ресурсы. Хочет директор того или нет, сотрудники приносят и будут приносить на работу свои собственные устройства и программы. Решения Cisco дают ИТ-директору уникальную возможность не просто разрешить сотрудникам пользоваться на работе собственными средствами, но и обеспечить при этом соблюдение корпоративных политик безопасности, которые надежно защищают корпоративные ресурсы от несанкционированного доступа. Обычно люди не отдают себе отчета в том, что при использовании систем для совместной работы, соответствующих архитектуре SaaS (например, с помощью нашего решения Cisco WebEx), управление политиками этой системы осуществляется ИТ-подразделением организации. Именно это подразделение определяет, какой информацией обмениваться, а какой нет, можно ли тому или иному сотруднику демонстрировать внешней или внутренней аудитории весь рабочий стол своего компьютера или только определенные приложения. Эти права устанавливаются на уровне пользователя, группы пользователей или всей компании. Другими словами, хотя платформу для совместной работы предоставляет сторонняя организация, средства управления политиками и системой обеспечения безопасности остаются в распоряжении ИТ-специалистов предприятия.

Граница между «внутренними» и «сетевыми» функциями становится все более размытой. Теперь пользователю не обязательно выбирать между теми или другими (хотя некоторые поставщики решений по-прежнему ставят заказчика перед таким выбором). Подход Cisco использует преимущества сервисов распределенной сети (cloud-based services) и уже имеющегося у заказчика сетевого оборудования. Главное -- предоставить пользователям сервисы самого высокого качества и помочь заказчику как можно быстрее окупить инвестиции. Есть данные и программы (например, данные о заказчиках и критически важные корпоративные информационные системы, такие как ERP), которые вряд ли должны находиться вне систем компании. Доступ к таким ресурсам будет и впредь предоставляться по внутренним корпоративным сетям. Однако мы сочетаем их с новаторскими Web-функциями, которые резко сокращают сроки разработки новых приложений по сравнению с традиционными внутрикорпоративными системами. Например, мы обновляем ПО Cisco WebEx раз в 4–5 месяцев. Сравните этот показатель с частотой обновления вашей ERP-системы. Каждый, кто приобретает лицензию Cisco WebEx, автоматически получает последнюю версию этого средства, а затем по подписке автоматически обновляет Cisco WebEx, как только на рынке появляется новая версия. Это одно из важнейших преимуществ технологии «ПО как сервис» (SaaS).

Сетевое облако Cisco WebEx, предназначенное для совместной работы, представляет собой глобальную частную сеть, которая разработана для предоставления доступа к нашим решениям для совместной работы и характеризуется высочайшими показателями надежности и качества. У нее есть несколько важнейших особенностей. Эта сеть отлично защищена, что особенно важно для молодых компаний. Мы регулярно проводим внешний аудит на соответствие стандартам безопасности SAS 70 Type II. Кроме того, наша сеть отличается высокой надежностью. В сети предусмотрено глобальное резервирование, поэтому, если в той или иной части облака возникают проблемы (например, если один из операторов обновляет ПО или в какой-то стране обрывается кабель), мы автоматически переносим рабочую нагрузку в другие каналы, причем пользователи не видят никаких сбоев и задержек.

Один из источников этих преимуществ -- интеллектуальные механизмы нашего сетевого облака, которые можно условно разделить на интеллектуальные функции определения местоположения, интеллектуальные механизмы распределения пропускной способности и средства балансировки нагрузки. Если заказчик проводит конференцию с помощью Cisco WebEx, наше приложение ищет ближайшего оператора связи, располагающего каналами с самой большой свободной пропускной способностью, самыми низкими задержками и самым высоким качеством обслуживания. Заказчик автоматически подключается именно к этому оператору. На сегодня никто другой не предлагает заказчикам таких интеллектуальных функций. Другие приложения, поставляемые как решение на хостинге, не могут поддерживать такие функции, ибо не располагают собственной глобальной сетью необходимых масштабов. В настоящее время мы ежедневно поддерживаем более 200 тыс. конференций для участников из 150 с лишним стран.

Еще одно преимущество сетевого облака Cisco WebEx состоит в гарантированном предоставлении наших сервисов. В результате многие заказчики используют наше приложение Cisco WebEx Event Center для рекламы своих товаров или услуг с помощью Web-семинаров. Заказчики выбирают такой способ, потому что уверены: сеть Cisco WebEx будет работать, и Web-семинар пройдет без пауз и сбоев.

Наше решение отличается высокой гибкостью. Когда я беседую с покупателями ИТ-решений и спрашиваю, чем, с их точки зрения, пользователей привлекают системы для совместной работы, предоставляемые как внешний сервис, они отвечают: очень малыми сроками внедрения и возможностью быстрого использования приемов эффективной работы. Если компания решила воспользоваться функциональностью Cisco WebEx Training Center, она размещает заказ и уже через несколько дней – а иногда к концу того же дня – начинает работать с этим решением в полную силу. Это не полугодовой проект, требующий больших инвестиций и сложных пусконаладочных работ. Когда коллектив растет, компания быстро и легко добавляет в систему новых пользователей, а когда коллектив сокращается, она с такой же легкостью выполняет обратный процесс. Наше решение позволяет любой компании работать гибко и динамично.

Иногда компании отдают на аутсорсинг Cisco даже некоторые аспекты обеспечения безопасности. Обычно это происходит, когда компании необходимо без малейшего промедления защитить какой-то ресурс или если у компании не хватает собственных специалистов нужной квалификации. К примеру, в марте 2009 г. Cisco объявила о готовности предоставлять в режиме хостинга услуги обеспечения безопасности электронной почты. Один из вариантов предоставления таких услуг предусматривает отправку всей корпоративной электронной почты в «сетевое облако безопасности», где Cisco проверяет ее на наличие вирусов и других угроз, а затем возвращает на корпоративный сервер электронной почты. При развертывании другого, гибридного варианта решения исходящая почта проверяется внутри компании, а входящая почта -- в сетевом облаке. Таким образом, в марте этого года мы сделали первый шаг к выводу на рынок «безопасности как услуги». Сегодня мы пытаемся добавить к существующим функциям проверку сетевого трафика на наличие ботнетов и других вредоносных программ. При этом трафик будет проверяться во время передачи по сети, т. е. до того, как он поступит в сеть вашей компании.

Решение Cisco WebEx Node for ASR 1000 превращает один из сетевых узлов центра обработки данных в блейд-систему, которая устанавливается в корпус маршрутизатора Cisco ASR 1000. Эта система исполняет роль «точки присутствия», или интерфейса между ИТ-инфраструктурой заказчика и сетевым облаком Cisco WebEx. В результате мы получаем два больших преимущества. Предположим, что генеральный директор решил обратиться к тысячам своих сотрудников с помощью приложения Cisco WebEx Event Center. При использовании традиционных методов подключения к конференции WebEx каждый пользователь будет подключаться в сетевому облаку WebEx в индивидуальном порядке, тогда как сетевой узел Cisco WebEx Node for ASR 1000 позволяет выбрать более эффективные механизмы. Он подключает каждого пользователя к ближайшей точке присутствия, т. е. к ближайшему маршрутизатору ASR 1000, установленному в корпоративной сети и защищенному межсетевым экраном. Таким образом, вместо тысяч индивидуальных потоков мы получаем единый поток между маршрутизатором ASR 1000 и сетью, что существенно снижает требования к пропускной способности Интернет-канала. Если же пользователям потребуется видео высокой четкости (современные системы Cisco WebEx полностью поддерживают эту технологию), поток трафика тоже будет единым. В результате приложение начинает работать гораздо быстрее и лучше. Кроме того, ваша система также становится частью «облака», и на нее распространяются общие функции обеспечения безопасности Cisco WebEx, включая глобальную балансировку нагрузки и резервирование.

Как уже говорилось, существуют и другие решения на хостинге, но их сервисы не опираются на глобальную частную сеть, специально созданную для поддержки совместной работы. Наши конкуренты пришли на этот рынок с разным стартовым капиталом. Одни предоставляют все сервисы на базе «облака», но в качестве транспортного средства используют обычный Интернет. В этом случае общее качество обслуживания ограничено параметрами самого слабого транзитного канала передачи трафика. Другие конкуренты используют только корпоративные системы, защищенные межсетевыми экранами. Некоторые из них пытаются перенести свое ПО в сетевое облако, но мы по собственному опыту знаем, что это весьма непростая задача. Столь сложные и объемные коды разрабатываются крайне медленно, потому-то мы и решили взять для своих решений лучшие черты сетей общего пользования и защищенных корпоративных сетей.

За долгие годы Cisco научилась очень хорошо реализовать программные функции на аппаратном уровне, в том числе на уровне блейд-систем. Именно так мы поступили с сетевым узлом Cisco WebEx. Мы взяли функциональность Cisco WebEx и перенесли ее на уровень локальной сети, построенной заказчиком с нашей помощью. Никакая другая компания в отрасли не предлагает подобных решений. В будущем мы намерены расширить функции системы унифицированных коммуникаций, развернутой на объекте заказчика, и объединить ее возможности с возможностями «сетевого облака» и механизмами TelePresence. В результате пользователи получат сервисы самого высокого качества и смогут организовать совместную работу внутри компании и за ее пределами, независимо от своего местоположения и используемого устройства доступа.