Информационно-аналитический портал Anti-Malware.ru опубликовал очередной ежегодный отчет "Анализ рынка антивирусной защиты в России 2008-2009". Согласно данным отчета, несмотря на глобальный экономический кризис, суммарный объем российского рынка антивирусного ПО в 2008 г. вырос на 57% по сравнению с прошлым годом, составил 210 млн долл. Хотя темпы роста рынка несколько замедлились (годом ранее этот показатель составил 94%), они все еще остаются достаточно высокими.

Лидерство на российском рынке антивирусов уже несколько лет удерживает «Лаборатория Касперского». Объем продаж компании в 2008 г. составил 98 млн долл. (доля рынка – 46,6%). Эти результаты связаны в первую очередь с успехами в секторе розничных продаж, где в прошлом году «Лаборатория Касперского» представила новую линейку продуктов для домашних пользователей. Хороших результатов компания добилась в сегменте малого и среднего бизнеса и в госструктурах.

Компания Eset сумела выйти на второе место на рынке с объемом продаж 43 млн долл. (доля рынка 20,5%). Как и в прошлом году, около 50% своих доходов в России Eset получила от розницы. Кроме того, компания продолжает активно развивать партнерскую сеть и проводить агрессивную маркетинговую политику.

Третье место на рынке с объемом продаж 31 млн долл. заняла корпорация Symantec, доля которой за прошедший год уменьшилась с 18,4% до 14,7%. Большей частью доходов компания обязана продажам в корпоративном сегменте, а вот в рознице дела у нее идут не так хорошо, как у лидеров. Именно этот факт не позволил корпорации серьезно побороться за второе место на рынке в 2008 г.

Компания «Доктор Веб» сумела немного укрепить свои позиции, заняв 7,4% рынка с объемом продаж около 15 млн долл. Однако это существенно меньше, чем у лидеров. Достигнутый успех объясняется в первую очередь удачным проектом Dr.Web AV-Desk – поставками антивируса через Интернет-провайдеров в форме услуги для пользователей.

Доля компания Trend Micro в 2008 г. продолжила уменьшаться; причиной этого эксперты считают внутренние проблемы ее эксклюзивного дистрибьютора в России и падение привлекательности ее продуктов для партнеров. Похожие проблемы испытывает и компания McAfee, до сих пор уделявшая внимание российскому рынку по остаточному принципу, причем открытие официального представительства в России в 2008 г. не слишком изменило ситуацию.

Компания Panda Security замыкает список основных игроков российского антивирусного рынка с долей около 1,5%, которая из года в год уменьшается. Доли остальных игроков рынка не превышают барьер в 1% и потому не попали в детальный анализ.

Доход тройки лидеров – "Лаборатория Касперского", Eset и Symantec – в сумме составил 172 млн долл., или 82% рынка антивирусного ПО в России. Это позволяет говорить о фактическом разделе рынка между тремя вендорами и о выдавливании с него более мелких игроков.

Предполагается, что из-за экономического кризиса в текущем году рост рынка будет гораздо меньшим, чем в последние несколько лет – он едва ли превысит 30%. Эксперты Anti-Malware.ru прогнозируют, что объем продаж антивирусного ПО в России в 2009 г. составит около 270 млн долл. По мнению экспертов Anti-Malware.ru, несмотря на общий спад на рынке ИТ, рынок информационной безопасности сокращаться не будет, будет отмечаться лишь падение темпов роста. Наилучшая позиция в кризис будет у тех игроков, чьи продажи сосредоточены в корпоративном сегменте, так как компании не будут слишком сильно сокращать бюджеты на информационную безопасность.