По данным исследования Networking Skills in North America: Trends, Gaps and Strategies («Сетевые специалисты в Северной Америке: тенденции, проблемы и стратегии»), проведенного компанией IDC по заказу Cisco Learning Institute, в настоящее время в США и Канаде спрос на сетевых специалистов и высококвалифицированных ИТ-профессионалов превышает предложение на 60 тыс. человек. При этом потребность в ИТ-профессионалах, составляющих 14% занятого населения Северной Америки, продолжает расти, так что дефицит кадров в этой области сохранится до 2012 г. Больше всего, говорится в отчете IDC, не хватает специалистов по беспроводной и голосовой связи (потребность в таких специалистах испытывают соответственно 19 и 35% опрошенных компаний), но особенно — в области сетевой безопасности, где в 2011 г. вакантными останутся 11% должностей, а общий дефицит кадров составит почти 35 тыс. человек.

В ходе опроса специалисты IDC провели 500 телефонных интервью с сетевыми менеджерами, работающими в компаниях разного размера и типа в различных отраслях экономики. Полученные таким образом данные сопоставлялись с информацией из иных источников, включая Американское бюро переписи населения, Американское бюро трудовой статистики, Американское бюро экономического анализа.

По заявлению аналитиков IDC, проведенное исследование лишь подтвердило хорошо известную многим кадровикам истину: на рынке все острее ощущается нехватка специалистов в области ИТ. Это связано с тем, что все больше компаний переносят в сеть критически важные функции, а ИТ-отделы играют все более заметную роль в своих организациях, добиваясь того, чтобы сетевая инфраструктура проектировалась, разворачивалась и обслуживалась высококвалифицированными, хорошо подготовленными специалистами. Эми Кристен, вице-президент по корпоративным делам и программе Сетевых академий Cisco, в свою очередь, отмечает, что рынок труда в ИТ-отрасли меняется. Сети проникают во все области бизнеса и повседневной жизни, поэтому о нехватке ИТ-специалистов надо говорить во весь голос. Чтобы добиться поставленных целей в учебе и последующей работе и тем самым помочь Америке сохранить конкурентоспособность на мировом рынке, студентам необходим доступ к экономике знаний.

Добавим, что Cisco Learning Institute (CLI) — это некоммерческая организация, миссия которой заключается в том, чтобы помочь преподавателям в их работе, а учащимся — в их занятиях за счет активного использования технологий. CLI осуществляет свою деятельность в глобальных масштабах, вступая в широкие партнерские отношения с целью разработки решений, способствующих внедрению инноваций в учебный процесс.

Начиная со школы

Дискуссии по вопросам образования редко приводят к согласию. Тем не менее есть в системе образования один вопрос, по которому, например, граждане США высказываются с удивительным единодушием. Так, подавляющее большинство американцев признает важность использования ИТ в системе образования XXI века. Это подтвердили результаты исследования, проведенного по заказу Cisco. Вот что оно выявило:

  • большинство американцев считает, что сетевые технологии укрепляют связь школы с обществом и сокращают разрыв в качестве обучения между элитными и обычными школами, обеспечивая всем ученикам равный доступ к учебным материалам;
  • 59% опрошенных разделяют мнение о том, что «ИТ стали важным средством повышения качества учебного процесса, и их нужно еще шире внедрять в систему образования»;
  • 69% американцев высказывается за то, чтобы включить математику и точные науки в список обязательных предметов для изучения в 7—12 классах и тем самым развивать у школьников математические и научные способности.

Стоит отметить, что Cisco — единственная из 500 крупнейших промышленных компаний США, в девизе которой (Changing the Way We Work, Live, Play, And Learn — «Изменяя образ работы, жизни, развлечений и обучения») присутствует слово «обучение». В руководстве компании говорят, что давно выступают за использование современных технологий в образовательной сфере: ведь именно они в состоянии полностью изменить систему образования. Одна из наиболее перспективных функций — «массовая персонализация», т. е. учет способностей и индивидуальных особенностей каждого ученика. Для обучения могут использоваться все органы чувств: зрение, слух и даже осязание, технологии же хорошо мотивируют обучаемых. Молодежь любит технологии, ибо они открывают практически неограниченный доступ в безбрежный мир информации. Аналитики ссылаются на данные, ясно указывающие на то, что ученики многого ждут от высоких технологий. Если школа хотя бы частично удовлетворит эти ожидания, она резко повысит мотивацию учеников, т. е. их интерес к учебе, активность на занятиях и качество усвоения материала. В США учителя постоянно ищут новые методы использования ИТ на уроках, применяя такие решения, как Promethean ACTIVclassroom, мобильные учебные приложения Wireless Generation, системы Skype, аппаратные и программные средства PASCO, камеры ELMO для работы с документами, услуги Web-сайта schoolnotes.com и многое другое.

Системы видеоконференций помогли учащимся средней школы Мосс-Пойнт (шт. Миссисипи) познакомиться и подружиться со сверстниками из немецкого города Шмидефельд. Подключившись к Интернету через Skype (с помощью Web-камеры и микрофона) и используя проекционную панель Promethean ACTIVboard, преподаватель этой школы организовала регулярные виртуальные встречи между своими и немецкими учениками. Ребята с удовольствием участвуют и в аудиоконференциях с индийскими школьниками. Кроме того, с помощью системы ePals они установили контакт с детьми из других стран Европы, Азии и Африки и теперь подумывают о том, чтобы организовать целую международную программу школьных обменов.

Нью-йоркский городской отдел образования реализует программу Project Connect, в рамках которой создана надежная и безопасная высокоскоростная сеть. Она включает более 70 тыс. точек доступа (в частности, к ней подключились 1,4 тыс. школ) и считается одной из крупнейших беспроводных сетей в мире. Проект открыл новые возможности для обучения и «динамического образования»: ученики теперь вовсю пользуются цифровыми фотографиями, ноутбуками и системами видеоконференций, расширяя свой жизненный опыт в ходе учебного процесса. В некоторых школах Нью-Йорка занятия ведутся по методу видеоконференций, при этом тамошние ученики тесно взаимодействуют со сверстниками из других стран. В частности, в рамках одного из проектов НАСА они сотрудничали с учениками из Турции и Израиля, общаясь с ними по электронной почте. Работники системы образования особо подчеркивают, что технология дает учащимся более широкий взгляд на современный мир и его возможности. Школьники четче представляют себе перспективы новых технологий, учитывая их в своих жизненных планах.

Когда преподаватель физики и других научных дисциплин в одной из сельских школ штата Миссисипи стал использовать в лабораторных работах интерактивные информационные панели, Интернет-ресурсы и другие средства, подключенные к IP-сети, у его учеников заметно вырос интерес к урокам и улучшилось усвоение учебных материалов. Технология может перестроить учебный процесс и в более широких масштабах. К примеру, в одной из средних школ города Тусон (шт. Аризона) все учебники заменили ноутбуками. Как пояснил руководитель школьного округа, таким образом в школе решили вовлечь всех учеников в учебный процесс и приблизить учебу к реальным условиям жизни. Учащиеся положительно отреагировали на это нововведение: ребятам нравится работать на компьютерах, и теперь их так и тянет в школу.

Преподаватель математики в одной из школ города Хэттисберг (шт. Миссисипи) использует на уроках информационные панели Promethean ACTIVboard, камеры ELMO, Интернет и другие современные ресурсы. Панели Promethean позволяют взаимодействовать со всем классом, а Интернет предоставляет поистине неограниченные ресурсы. В результате учебный процесс стал намного более эффективным. Ученики быстро освоились с современными технологиями: к примеру, теперь они играют в игры, требующие выполнения арифметических действий с целыми числами, что укрепляет связь между учебой и повседневной жизнью.

Технологии позволяют быстро оценить навыки любого ученика, освобождая учителя для более творческих учебных задач. Например, в начальной школе в том же Хэттисберге детей детсадовского возраста учат с использованием портативной системы измерения скорости чтения mCLASS DIBELS от компании Wireless Generation. Эта система хронометрирует процесс чтения, проверяет знание букв и навыки сегментации слов. Данные автоматически заносятся в таблицу, и учитель тут же получает отчет. В результате у него остается больше времени для остальной работы.

Мотивация учеников и освобождение учителей от рутинных обязанностей — лишь некоторые из преимуществ новых технологий, преобразующих систему образования. Учебные средства XXI века, работающие в IP-сетях, расширяют границы образования, готовят учеников к будущей деятельности и закладывают основу успешного развития всего общества.

Беспроводные технологии в учебном процессе

На уроке поэзии школьники разбирают особенности японского стихосложения хайку, но вместо того чтобы писать слова на бумаге, они рисуют образы, используют видео и музыку, и их стихи «оживают». Потом начинается урок геометрии, где ученики, не прикасаясь к линейке и циркулю, рисуют фигуры на экране компьютера. При изучении общественных наук они готовят мультимедийные презентации о жизни зарубежных стран с видеофрагментами, загруженными через Интернет. Так выглядит обычный учебный день в школьном округе № 23 канадской провинции Британская Колумбия. Занятия в 44 школах этого округа посещают 20 тыс. учащихся, проживающих в районе города Келовна. Округ имеет отличную репутацию, но его руководители считают, что нельзя стоять на месте. По утверждению Джона Ревера, директора школьного округа по технологиям и образовательным услугам, если посмотреть на обычный класс любой североамериканской школы, видно, что за последние 50 лет там практически ничего не изменилось. В школах этого округа учителя хотят учить по-новому, а дети — по-новому учиться. В округе разработали программу Together iLearn («Учимся вместе, используя информационные технологии»), в рамках которой учащиеся 7—12 классов получили собственные мобильные компьютеры, а школы ввели программу цифрового обучения, использующую все возможности новейших технологий. Кроме того, руководители округа внедрили в школах новые учебные средства: приложения Microsoft Office, цифровые энциклопедии, Web-ресурсы и множество специализированных учебных приложений по математике, другим научным дисциплинам и английскому языку.

Чтобы сполна раскрыть весь этот потенциал, округу потребовалась мощная технологическая инфраструктура в виде высокопроизводительной, безопасной и хорошо управляемой беспроводной сети, способной обеспечить надежную связь с каждой школой. Понятно, что бюджеты школьного образования не позволяют содержать большой штат технических специалистов. Между тем технологические потребности все время росли, и было решено внедрить системы, которые можно было бы контролировать из единого центра, не прибегая к помощи специалистов на местах. Внимательно изучив различные варианты, руководители округа выбрали решение Cisco для поддержки всей беспроводной инфраструктуры, а также решения Cisco для маршрутизации, коммутации, безопасности и управления программой iLearn. Немаловажную роль сыграла и высокая надежность этих решений. Технология, используемая в учебном процессе, должна быть особо надежной, ведь при первом же сбое учитель положит технологию на полку, чтобы никогда к ней не возвращаться. Школам нужны непрерывные подключения и высочайшая производительность систем.

Сетевую основу программы iLearn составили коммутаторы Cisco Catalyst 3560 и 2960, а также несколько маршрутизаторов Cisco. Коммутаторы Catalyst предоставляют довольно широкую полосу пропускания и высокую производительность для поддержки самых ресурсоемких учебных приложений. Кроме того, они обладают современными функциями QoS, которые необходимы для поддержки будущих приложений, связанных с передачей голоса и видео по каналам IP. Беспроводной доступ в каждом классе и каждой школе округа обеспечивают более 400 устройств Cisco Aironet 1130 и 1230. Точки доступа связаны с маршрутизаторами и коммутаторами Cisco, а также с системами управления, с помощью которых можно управлять всей проводной и беспроводной инфраструктурой из штаб-квартиры школьного округа.

Особое внимание при внедрении программы iLearn было уделено безопасности школьной технологической инфраструктуры. Сегодня, когда подростки свободно разгуливают по Всемирной паутине, угроза заражения школьного ноутбука с последующим распространением хакерской атаки на всю сеть весьма реальна. Поэтому на каждом мобильном компьютере, который эксплуатируется в школьном округе, установили систему безопасности Cisco Security Agent. Это решение служит не только для мониторинга ОС, но и для управления поведением пользователей. Так, школьникам запрещено устанавливать некоторые программы и приложения, которые могут нанести вред компьютерам или сети. В случае традиционного антивирусного продукта пришлось бы регулярно обновлять его на всех компьютерах без исключения, а в школьной среде это весьма затруднительно. Cisco Security Agent обеспечивает высокий уровень безопасности, не требуя при этом регулярного обновления ПО. Для защиты штаб-квартиры и центра обработки данных школьного округа в качестве межсетевого экрана используется Cisco ASA (Adaptive Security Appliance — адаптивное устройство безопасности). Кроме того, в дата-центре установлено устройство Cisco NAS (Network Admission Control — средство контроля сетевого доступа). Оно проверяет все устройства, пытающиеся подключиться к школьной сети (в том числе гостевые), на соответствие правилам безопасности. Поскольку все решения построены на технологиях Cisco, они работают как единая адаптивная система безопасности. Если к сети пытается подключиться зараженный компьютер, Cisco Security Agent тут же сигнализирует об этом на консоль управления, и проблема решается в централизованном порядке. Напомним, что решение для предотвращения вторжений, которое работает на хост-системе, выходит за рамки традиционного антивирусного ПО. Cisco Security Agent следит за поведением ОС и не просто реагирует на известные вирусные сигнатуры, а распознает любое подозрительное поведение.

Технологическая инфраструктура Cisco и поддерживаемые ею новаторские приложения iLearn обслуживают 4 тыс. школьников, получивших доступ к ресурсам, средствам групповой работы и режимам обучения, которые недоступны при традиционной школьной методике. В результате учащиеся, занимающиеся по программе iLearn, усваивают такие предметы, как чтение и математика, вдвое быстрее, чем в традиционном классе. Кроме того, получив возможность с помощью новой технологии самостоятельно подключаться к источникам информации, школьники проявляют все более творческий подход к выполнению учебных заданий. Если в обычной школе главный источник знаний и информации — учитель, то в рамках программы iLearn ученики могут добывать информацию самостоятельно, и в результате они все глубже вовлекаются в учебный процесс. Руководители округа убеждены, что сочетание новаторских учебных приложений и сети Cisco поможет подготовить школьников к учебе в вузах и успешной работе по их окончании. Осваивая современную компьютерную технику, дети приобретают полезные навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни. Они приучаются использовать системы, которые наверняка встретятся им на работе, привыкают творчески подходить к решению проблем, применять современные средства сотрудничества и общения. Как раз такие сотрудники нужны сегодня работодателям.

Подобная система обучения, видимо, окажет немалое влияние на развитие общества. В ближайшие месяцы ИТ-специалисты школьного округа № 23 будут наращивать сетевые решения и системы безопасности Cisco, повышать их производительность, управляемость и защищенность. Во всех школах округа старые коммутационные платформы будут заменены на коммутаторы Cisco Catalyst. Кроме того, во всех школах будет внедрено решение Cisco NAC: оно обеспечит безопасный гостевой доступ и создаст условия для защиты школьной сети в будущем, когда учащимся разрешат приносить на занятия собственные компьютеры. Тем временем в округе строится новая школа, насыщенная современными технологиями Cisco.

Трансформация системы образования

Руководство Cisco призвало лидеров бизнеса, политических деятелей и работников системы образования США к активным действиям по реформированию системы обучения в школах и университетах. Транснациональная корпорация Cisco глубоко заинтересована в том, чтобы система образования соответствовала современным требованиям и готовила студентов и школьников к продуктивной работе на глобальном рынке. В Cisco хотели бы, чтобы на протяжении нынешнего десятилетия и в более длительной перспективе выпускники школ и университетов становились хорошо образованными, высококвалифицированными специалистами. В Cisco также считают, что частные компании должны проявить социальную ответственность и помочь системе образования решить эту задачу. Эти идеи изложены в подготовленном компанией документе под названием Equipping Every Learner for the 21st Century («Подготовка каждого учащегося к жизни в XXI веке»). В нем предлагается новая парадигма обучения, соответствующая требованиям нынешнего столетия, и перечисляются основные социальные факторы, требующие радикальных перемен в сфере образования. При разработке этого документа сотрудники Cisco встречались с представителями местных органов власти, директорами школ, учителями и родителями, чтобы учесть пожелания самой широкой аудитории.

Вице-президент Cisco по вопросам глобального образования Майкл Стивенсон особо подчеркнул, что учителя и другие работники школ в один голос говорят: реформа системы образования необходима. Начинать работу нужно незамедлительно, иначе США утратят конкурентоспособность и столкнутся с экономическими трудностями. Cisco выступает за целостный подход к реформированию системы образования, включающий разработку четкого всеобъемлющего плана изменения учебных программ и системы оценок, повышения роли и квалификации учителей. В ходе реформы необходимо внедрить в школах технологии групповой работы, позволяющие любому человеку создавать, изменять и публиковать контент. Кроме того, реформа должна опираться на долгосрочную поддержку со стороны государства и частного сектора. Реализация планов реформирования может занять от трех до пяти лет.

Cisco намерена изложить свою концепцию комплексного реформирования системы образования и рассказать об успешном воплощении инициатив компании в данной области, особое место среди которых занимают программы «Школы XXI века» и «Сетевые академии Cisco». Опыт реализации этих программ, а также пожелания, высказанные представителями местных органов власти, директорами школ, учителями и родителями, легли в основу модели реформ, которую Cisco предлагает реализовать в национальном масштабе. Тем временем компания объявила о том, что в США в учебных округах с полным 12-летним средним образованием и в высших учебных заведениях начинают внедрять видеоприложения для настольных систем и рекламно-информационные панели (Digital Signage), чтобы таким образом обеспечить быструю доставку информации в школы, классы и каждому ученику. Цифровая медиасистема Cisco Digital Media System (DMS), представляющая собой интегрированную платформу для настольного видео (Cisco Desktop Video), цифровых рекламно-информационных панелей (Digital Signage) и корпоративного телевидения (Enterprise TV), помогает учебным заведениям расширять среду обучения, доставляя учебные материалы по требованию на компьютеры учеников и студентов, передавая в классы прямые широковещательные трансляции и выводя расписания занятий, новости, экстренные сообщения и другую полезную информацию на экраны Digital Signage.

Интеграция визуальных сетевых функций в учебную среду уже помогла многим школьным округам разработать более динамичную и увлекательную систему занятий. К примеру, в штате Алабама решение Cisco DMS для настольного видео используется в школах в качестве вспомогательного средства, подкрепляющего тему урока учебными видеоклипами, которые предоставляются по требованию. Учитель получает мгновенный доступ к списку доступных видеофрагментов, что позволяет в любой момент гибко изменять планы занятий и повышать мотивацию обучаемых. Эксперты полагают, что последние достижения видеотехнологий способны резко изменить методы работы школьных администраторов, учителей и учеников. Эти технологии помогают строить более крепкие и сплоченные учебные коллективы. Ученикам нравятся новые учебные средства, расширяющие возможности совместной работы. Таким образом, система Cisco DMS помогает строить новую учебную среду, которая готовит учеников к продуктивной работе в экономике XXI века.

Заметим, что Cisco DMS используется не только в классах. В одной из школ с помощью этой системы школьники записывают собственную учебную программу «Современное образование». Этот проект вырабатывает у учеников навыки работы в медиаотрасли и держит всех зрителей в курсе событий школьной жизни. Кроме того, в округе Мобил система Cisco DMS используется для прямой трансляции важных событий, таких как выпускные вечера. В будущем округ планирует передавать через эту систему трансляции футбольных матчей, спектаклей, концертов и других интересных событий, которые можно будет смотреть дома или в других местах с помощью компьютера. Средние школы округа Мобил устанавливают партнерские отношения с высшими учебными заведениями, чтобы дать возможность ученикам старших классов готовиться к поступлению в колледжи в удаленном режиме. Cisco DMS также активно развивает связь в колледжах и университетах. Эта система предоставляет студентам широкий доступ к прямым трансляциям и записанному контенту по первому требованию в любой точке университетского городка. К примеру, студенты могут прослушать интересную лекцию с экрана компьютера, не покидая своей комнаты в общежитии. Технология Enterprise TV выводит программы «видео по требованию» и передачи широковещательных телеканалов на установленные в городке экраны Digital Signage, и таким образом студенты получают информацию об изменениях в расписании, предстоящих событиях и происшествиях.

О системе Cisco DMS

Система Cisco DMS доставляет высококачественные динамичные цифровые медиауслуги более чем 600 заказчикам из разных стран мира. Высшие и средние учебные заведения активно внедряют видеотехнологии в учебный процесс. В начале июня 2008 г. Cisco вывела на рынок систему Cisco Digital Media System 5.0, которая стала первой в отрасли интегрированной платформой для цифровых рекламно-информационных панелей Digital Signage, корпоративного телевидения (Enterprise TV) и настольных видеоприложений. Новая версия Cisco DMS использует возможности цифрового медиаплеера Cisco Digital Media Player 4400G и самых современных систем Digital Signage и видеоприложений для настольных компьютеров. Cisco DMS представляет собой важнейший компонент стратегии компании в области корпоративного видео, которая включает системы и услуги и использует сеть как платформу для поддержки комплексных видеорешений с широкой совместимостью (any-to-any), создающих совершенно новый визуальный опыт для пользователей.

Социальная образовательная сеть

В современном мире сети стали важнейшим стимулом общего экономического развития. Они способствуют распространению групповой работы и облегчают взаимодействие между людьми. В этих условиях на мировом рынке резко возрастает спрос на сетевых специалистов. Недавнее исследование, проведенное по заказу Cisco аналитической компанией Forrester Consulting, показало, что спрос на сетевых специалистов остается стабильно высоким. По результатам исследования, 36% ведущих мировых корпораций имеют в штате собственных специалистов по беспроводным технологиям. В течение следующих пяти лет количество таких компаний практически удвоится. В 46% компаний работают собственные специалисты по безопасности, через пять лет специалистами по безопасности обзаведется 80% компаний. Кроме того, через пять лет 69% компаний будут иметь собственных специалистов по голосовой связи (сегодня такие специалисты есть в 40% организаций). Респонденты также подчеркнули важность профессиональной сертификации. Практический опыт говорит о том, что профессиональные и технические сертификации по своему значению уступают лишь классическому четырехлетнему высшему техническому образованию.

Наглядно демонстрируя свою готовность ускорить подготовку квалифицированных технических специалистов в разных частях света, Cisco открыла образовательную сеть Cisco Learning Network. Эта сеть, предназначенная как для опытных профессионалов, так и для новичков, подумывающих о работе в сфере ИТ, станет центром формирования сообщества Web 2.0, которое позволит сетевым специалистам из разных стран общаться друг с другом, обмениваться документами и обсуждать в своем профессиональном кругу разнообразные вопросы и идеи. Одновременно с открытием образовательной сети компания изменила программу сертификации специалистов на уровне Associate. Теперь специалисты этого уровня будут сертифицироваться по трем отдельным категориям: CCNA Security (безопасность), CCNA Voice (голосовая связь) и CCNA Wireless (беспроводные технологии). Эти сертификации расширят учебную программу CCNA (Cisco Certified Network Associate — сертифицированный Cisco специалист по сетям) и позволят специалистам успешно работать с конвергентными решениями, лежащими в основе современных высокотехнологичных сетей. По мнению Жанны Беливо-Данн, генерального менеджера Learning@Cisco, чтобы удовлетворить спрос на специалистов, компании в течение пяти лет придется удвоить, а то и утроить темпы профессиональной сертификации. Новые типы сертификации CCNA и учебная сеть Cisco Learning Network станут двумя важнейшими факторами, которые помогут сократить мировой дефицит ИТ-специалистов, ускорить развитие информационной экономики и повысить производительность труда в этой важнейшей технологической области.

Cisco Learning Network имеет все характеристики привычной социальной сети. В ней есть блоги, Wiki и форумы, где специалисты могут обсуждать волнующие их вопросы и напрямую связываться с ведущими экспертами в области сетевого проектирования, внедрения и эксплуатации. В результате создается сообщество специалистов, которое поддержит усилия Cisco в области обучения кадров и предоставит компании надежную обратную связь с реальным миром технических специалистов, что крайне необходимо для правильной оценки и совершенствования корпоративной стратегии. Функции обмена документами должны превратить учебную сеть Cisco в единый источник профессиональной документации по продуктам, конфигурациям и диагностике. Кроме того, через эту сеть пользователи будут получать доступ к лучшим специалистам, способным решить самые сложные сетевые проблемы. По мере развития профессионального сетевого сообщества оно непременно превратится в важный ресурс, который повысит производительность ИТ-специалистов и поможет им быстрее справляться со сбоями и отказами в своих сетях. Новые типы профессиональной сертификации Cisco отражают необходимость более узкой специализации и помогают организовать непрерывное повышение профессиональной квалификации.

Сертификация CCNA Security (безопасность) подтверждает навыки и умения, необходимые для работы в качестве специалиста по сетевой безопасности, администратора безопасности и инженера по сетевой безопасности. Она свидетельствует о навыках и умениях в области инсталляции, диагностики и мониторинга целостности, конфиденциальности и доступности данных.

Сертификация CCNA Voice (голосовая связь) подтверждает навыки и умения, необходимые для работы в качестве администратора, инженера и менеджера голосовой связи. Сюда входят навыки и умения в области технологии «голос поверх IP» (VoIP), IP PBX, IP-телефонии, телефонных аппаратов, управления вызовами и голосовой почты. Кроме того, специалисты CCNA Voice должны знать архитектуру унифицированных коммуникаций Cisco и уметь проектировать приложения для мобильной связи, функции учета присутствия и решения TelePresence.

Сертификация CCNA Wireless (беспроводные технологии) подтверждает навыки и умения, необходимые для работы в качестве сетевого администратора и помощника администратора, специалиста по поддержке беспроводных сетей и руководителя проектов WLAN. Она говорит о наличии навыков и умений в области конфигурирования, внедрения и поддержки беспроводных локальных сетей Cisco.

Сетевые академии Cisco

В октябре 2007 г. программа Сетевых академий Cisco отметила свой десятилетний юбилей. Эта программа носит благотворительный характер и нацелена на фундаментальную подготовку специалистов по теории и практике проектирования, строительства и эксплуатации локальных и глобальных сетей на основе международных стандартов. Сетевые академии Cisco используют электронную модель образования (e-learning), сочетающую Web-обучение и аудиторные занятия. Обучение включает в себя лабораторные работы, дающие практические навыки проектирования, строительства и обслуживания компьютерных сетей.

Программа Сетевых академий Cisco действует уже в 167 странах мира, включая Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдову, Россию, Узбекистан, Украину. К настоящему времени в 11 тысячах Сетевых академий Cisco по всему миру прошли обучение более 2 млн студентов. Спрос на специалистов в области сетевых технологий, однако, продолжает расти, в связи с чем в ближайшие три года Cisco планирует открыть в России 400 новых Сетевых академий. Сетевые академии Cisco создаются на базе вузов и представляют собой пример взаимовыгодного сотрудничества между ИТ-индустрией и учебными заведениями. Такое сотрудничество имеет большой потенциал и предполагает установление долговременных, прочных связей. Программа Сетевых академий Cisco обеспечивает жизненно важную технологическую поддержку, существенно дополняющую ограниченные ресурсы образовательных учреждений. Слушатели же Сетевых академий Cisco получают возможность приобрести знания и навыки, необходимые для работы в условиях все более технологически зависимой экономики.

В этом году учебные материалы Сетевых академий Cisco впервые переведены на русский язык. Это позволяет адаптировать образовательные курсы Сетевых академий к требованиям ИТ-рынка России и других стран СНГ и сделает обучение в Сетевых академиях Cisco доступным еще большему числу сетевых специалистов. Переведены базовый курс Сетевых академий Cisco — IT Fundamentals и 280-часовой учебный курс CCNA Discovery, дающий право на сдачу экзамена с целью получения промышленного сертификата CCNA. В свою очередь, сертификат CCNA дает возможность получить другие сертификаты Cisco, в том числе сертификат наивысшего ранга — CCIE (Cisco Certified Internetwork Expert — сертифицированный Cisco эксперт в области объединенных сетей).

Курс IT Fundamentals (Основы информационных технологий) рекомендуется слушателям любого уровня подготовки. Он входит в программу Сетевых академий Cisco и может выступать в качестве компонента учебной программы для учеников старших классов средней школы. В связи с этим в феврале 2008 г. в 17 школах Юго-Восточного административного округа Москвы начался эксперимент по преобразованию традиционного курса информатики, и теперь учащиеся старших классов этих школ не только получают первичные знания об ИТ, но и учатся собирать компьютеры, устанавливать различные версии ОС, ПО периферийных и мультимедийных устройств, узнают об особенностях архитектуры локальных сетей, сетевых протоколах, моделях OSI и служебных программах TCP/IP. С выходом IT Fundamentals на русском языке студенты и школьники стран СНГ смогут осваивать курс «Основы информационных технологий» независимо от уровня знаний английского языка. Перевод курсов Сетевых академий Cisco на русский язык дает равные возможности доступа к современному учебному материалу и позволит увеличить число слушателей и выпускников Сетевых академий Cisco. Инвестиции компании в создание русскоязычных курсов помогают удовлетворить потребности стран СНГ в специалистах по инфокоммуникационным технологиям, укрепляют позиции отечественных профессионалов в области сетевых технологий на международной арене — иными словами, это долгосрочные инвестиции в развитие стран СНГ.

CCNA Discovery — основа фундаментального курса CCNA Сетевых академий Cisco. В рамках этого курса слушатели получают навыки инсталляции и конфигурирования коммутаторов и маршрутизаторов Cisco в многопротокольных сетях, объединяющих локальные и территориально распределенные сети (LAN и WAN), навыки поиска и устранения неполадок в сети, знания о способах повышения производительности и защищенности сети. Курс CCNA Discovery состоит из четырех частей: «Сети для дома и малых предприятий» (Networking for Home and Small Businesses), «Работа на малых и средних предприятиях и у Интернет-провайдеров» (Working at a Small-to-Medium Business), «Введение: маршрутизация и коммутация на предприятии» (Introducing Routing and Switching in the Enterprise) и «Разработка и поддержка компьютерных сетей» (Designing and Supporting Computer Networks). Уместно напомнить, что с января 2008 г. на русском языке доступны версии сертификационных экзаменов на уровнях CCNA и CCENT (Cisco Certified Entry Network Technician — начальная сертификация Cisco для технических специалистов по сетевым технологиям), а месяцем раньше в переводе на русский язык появились учебные материалы для студентов и преподавателей Сетевых академий Cisco по курсу «Подключение сетевых устройств Cisco, части I и II».

Сетевые академии прирастают Сибирью

В апреле 2008 г. в Ханты-Мансийске на базе Югорского государственного университета по инициативе и при поддержке Комитета по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского автономного округа открылась Сетевая академия Cisco. Финансовую поддержку ее открытию оказали ООО «Универсальные системы» и исполнительная дирекция Фонда поколений автономного округа.

Югорский государственный университет (ЮГУ) — один из самых молодых государственных вузов России. Он создан в октябре 2001 г. по инициативе правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на базе работавших ранее в Ханты-Мансийске филиалов Всероссийской государственной налоговой академии, Нижневартовского государственного педагогического института, Сибирской автомобильно-дорожной академии, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Тюменской государственной сельскохозяйственной академии. Несмотря на свою молодость, вуз представляет собой многопрофильный инновационный научно-образовательный комплекс. В ЮГУ готовят специалистов по 11 направлениям и 25 специальностям, а тем временем на территории округа растет сеть филиалов и представительств университета.

Сетевая академия Cisco при Югорском государственном университете имеет статус локальной. Лаборатория Сетевой академии оснащена самым современным сетевым оборудованием для обучения по программам CCNA и IT Fundamentals («Основы информационных технологий»). Пройдя 280-часовой учебный курс CCNA, студенты научатся обслуживать, поддерживать и использовать сетевое ПО и оборудование, а также ознакомятся с правилами безопасности, строительными нормами и природоохранным законодательством местного и федерального уровня. Сеть, созданная специалистом на основе знаний курса CCNA, будет характеризоваться высоким уровнем производительности, надежностью, масштабируемостью, гибкостью, управляемостью, а также способностью обеспечить совместную работу всего коллектива любой организации. «Основы информационных технологий» — это практический, ориентированный на лабораторные занятия курс, включающий обзор сетевых ОС и детальное изучение ОС Red Hat Linux. Курс дает базовые знания и навыки, необходимые для получения перспективной должности, например, квалифицированного специалиста по обслуживанию аппаратных средств или администратора ОС Linux.

Специалисты для компаний-партнеров

Рыночное исследование, проведенное в США по заказу Cisco организацией Institute of Partner Education and Development (поставщик информации о каналах сбыта с самой большой в мире базой данных по этому вопросу), дало примечательные результаты. По заявлению 34% опрошенных, поиск и прием на работу новых квалифицированных специалистов играет первостепенную роль в развитии бизнеса и процессах роста продаж. При этом 48% отметили, что найти хорошего технического специалиста сегодня достаточно трудно, 34% указали на трудности поиска квалифицированных специалистов по продажам. Не секрет, что компаниям-партнерам нужны специалисты узкой квалификации, без которых этот бизнес развиваться не может. В Cisco хорошо понимают эту проблему и внимательно прислушиваются к своим партнерам. Но важнее всего то, что в Cisco не только знают о нуждах партнеров, но и предпринимают конкретные действия для совместного решения наиболее актуальных проблем. Так, чтобы помочь своим бизнес-партнерам успешно развиваться, в ходе партнерского саммита-2008 компания объявила несколько новых инициатив в области поиска и удержания талантливых специалистов. Одна из этих инициатив — создание платформы нового поколения Partner Talent Network, которая использует современные функции социальных сетей и интерактивного видео для модернизации процессов привлечения, обучения и удержания сотрудников. Более 80% оборота Cisco поступает через бизнес-партнеров, поэтому нехватка квалифицированных специалистов в партнерской сети побудила компанию выделить значительные денежные, временные и прочие ресурсы для решения этой проблемы. Ниже коротко описаны новые инициативы Cisco в данной области.

Partner Talent Network

«Сеть партнерских талантов» поднимет кадровую работу на новый качественный уровень и станет основой для глобального решения Cisco. Встроенные функции групповой работы Web 2.0 расширят возможности общения между работодателем и потенциальным сотрудником, а функции интерактивного видео позволят обойтись без письменных резюме и печатных объявлений о вакансиях. Новая сеть заменит существующий портал (Partner Talent Portal) и позволит более сфокусированно подбирать кандидатов, составлять интерактивные «карты сотрудника» и заниматься «персональным брэндингом». Кроме того, эта сеть позволит студентам и кандидатам искать работу, находясь в любой точке мира, что значительно расширит возможности подбора специалистов для партнеров Cisco.

Recruitment Services Solutions

Решения для рекрутинга предоставят партнерам Cisco, испытывающим трудности с подбором квалифицированных специалистов, доступ к услугам рекрутинговых фирм, которые специализируются на трудоустройстве сетевых и ИТ-профессионалов. Доступ к этим услугам будет предоставляться по специальным сниженным тарифам Cisco, которые в некоторых случаях могут быть наполовину ниже обычных рыночных тарифов рекрутинговых фирм. Это решение уже работает на территории США, Канады, Европы, а также в быстроразвивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Professional Career Accelerator

Современным компаниям нужны специалисты с самыми разными профессиональными, техническими и деловыми знаниями и навыками. Новая партнерская программа «Ускоритель профессиональной карьеры» предоставляет специалисту чрезвычайно важные услуги профессионального обучения и развития навыков, привязанных к технологиям Cisco. В результате партнеры получают необходимых специалистов вместе с планами их дальнейшего развития, учитывающими индивидуальные особенности каждого человека. В данной программе широко используются ролевые игры, позволяющие партнеру проводить обучение с любой удобной скоростью в соответствии с текущими требованиями бизнеса и способностями новых сотрудников.

Talent Pool Connections

Формирование пулов квалифицированных технических специалистов — еще один шаг, направленный на сокращение дефицита кадров в компаниях-партнерах Cisco. Недавно в ассоциацию выпускников Сетевых академий Cisco было включено более 200 тыс. активных зарегистрированных пользователей Web-сайта Cisco Career Connections, на который ежемесячно поступает около 20 тыс. резюме. Теперь этот список стал доступным и для партнеров Cisco.

Бизнес-процессы, которые опираются на сети, средства групповой работы и коммуникационные технологии, становятся все более важным фактором конкурентоспособности компаний на современном рынке. Сертификация Cisco помогает специалистам демонстрировать профессиональные навыки и знания своим работодателям в понятной для них форме, открывая новые возможности для карьерного роста. По словам генерального менеджера программы Learning@Cisco Жанны Беливо-Данн, постоянное развитие программы обучения и сертификации доказывает высокую рыночную ценность сертификаций компании. Обновляя сертификационные учебные и экзаменационные материалы, Cisco дает специалистам уверенность в том, что ее учебные курсы полностью соответствуют новейшим тенденциям развития сетевых технологий и предоставляют знания и навыки, повышающие конкурентоспособность компаний, где эти специалисты работают. Компанией сертифицировано более 1 млн сетевых специалистов, в том числе почти 20 тыс. сетевых экспертов на уровне Cisco CCIE. Кроме того, Cisco приняла ряд мер по защите своей системы сертификаций от мошенничества на экзаменах. Специалисты, сдающие экзамены на сертификацию Cisco через партнера Pearson VUE, получают уникальные вопросы, которые генерируются в динамическом режиме. Кроме того, им предлагаются модели и сценарии, требующие демонстрации навыков и умений, необходимых для успешной работы в сетевой отрасли.

Совместная партнерская программа по ликвидации цифрового неравенства, осуществляемая организацией «Добровольцы ООН» (UN Volunteers) и Cisco, с 2007 г. реализуется и в России. В рамках данной инициативы решаются задачи расширения географии Сетевых академий Cisco и создания предпосылок для равного обучения всех категорий студентов, независимо от их пола, места проживания и социального статуса. Разрабатываются и проводятся совместные студенческие программы с некоммерческими и коммерческими организациями (в том числе и Всероссийская студенческая олимпиада Cisco по сетевым технологиям). Cisco предоставляет Сетевым академиям учебные программы, инфраструктуру электронного обучения и лабораторное оборудование, а организация «Добровольцы ООН» вовлекает в процесс обучения различные категории граждан. Благодаря этой совместной работе количество Сетевых академий Cisco в России удвоилось, они открыты при вузах, школах, центрах переподготовки военнослужащих, детских домах. Развитию программы способствует активная информационная политика и большой спрос на ИТ-специалистов на рынке труда. Одной из приоритетных задач на 2008 г. стало включение курса «Основы информационных технологий» (IT Essentials), наряду с традиционной дисциплиной по информатике, в учебную программу российских средних школ.

Сотрудничество мирового лидера в области сетевых технологий с организацией «Добровольцы ООН» началось в 2000 г. после того, как на саммите «Большой восьмерки» в Оттаве были приняты положения по интеграции развивающихся стран в мировое информационное общество. Cisco и «Добровольцы ООН» объединили усилия, чтобы содействовать улучшению качества жизни людей в развивающихся странах за счет непрерывного обучения и предоставления новых возможностей для трудоустройства.

«Бизнес-инкубатор» на Алтае

В Барнауле на основе сетевых технологий и оборудования Cisco открыт «бизнес-инкубатор» — первый в России проект информационной поддержки предпринимателей, осуществляемой в дистанционном режиме. Его особенность заключается в том, что правовая, информационная и консультационная помощь оказывается с помощью современных Интернет-технологий. Инкубатор призван сформировать своего рода «особую экономическую зону», на территории которой компании малого и среднего бизнеса на льготных условиях арендуют помещения и получают доступ ко всем необходимым коммуникациям. Идея создания Алтайского «бизнес-инкубатора» принадлежит Фонду поддержки малого предпринимательства Алтайского края и реализована при содействии Министерства экономического развития и торговли РФ в рамках всероссийской программы поддержки малого бизнеса. Финансирование проекта осуществлялось из федерального и краевого бюджетов. Системным интегратором в проекте выступил партнер Cisco в Барнауле — компания «НТЦ Галэкс».

В Алтайском «бизнес-инкубаторе» организовано 64 рабочих места с возможностью их увеличения до 144; кроме того, предусмотрен целый комплекс юридических и консультационных услуг. Проект ориентирован на предпринимателей, занимающихся инновационным бизнесом или ведущих производственную деятельность. Полноценное функционирование «бизнес-инкубатора» потребовало решения множества технических задач, наиболее важная из которых — раздельное подключение арендаторов к Интернету, что обеспечивает контроль трафика, биллинг и конфиденциальность информации. При этом необходимо было обеспечить бесперебойную маршрутизацию трафика, защиту от проникновения извне, а также учитывать возможность масштабирования ИТ-решения в случае подключения новых рабочих мест. В результате для построения сетевой инфраструктуры в бизнес-инкубаторе было выбрано оборудование Cisco. На первом этапе в ядро сети был установлен маршрутизатор Cisco 2821, что дает возможность использовать технологии виртуальных локальных сетей (VLAN). За защиту сетей отвечает встроенный межсетевой экран, а трансляция локальных адресов обеспечивает раздельный выход в Интернет каждой организации.

Руководство Алтайского «бизнес-инкубатора» планирует открыть информационно-консультационные центры с возможностью дистанционной работы и в других городах региона. Они будут оснащены современной компьютерной техникой и средствами связи, предоставляющими скоростной доступ к информационной площадке основного «бизнес-инкубатора». Для решения этой задачи предполагается задействовать функционал уже установленного оборудования. Удаленные офисы планируется подключать с использованием VPN, а новый функционал будет реализован с помощью того же маршрутизатора. Будет также построена система IP-телефонии. На следующем этапе в связи с организацией информационно-консультационных центров на территории Алтайского края планируется модернизация маршрутизатора Cisco 2821: будут установлены модули шифрования и IP-телефонии. Это обеспечит безопасное соединение филиалов с «бизнес-инкубатором» в Барнауле через VPN-каналы. Для сокращения расходов на междугородние телефонные разговоры будет установлена система IP-телефонии, в рамках которой возможно проведение аудио- и видеоконференций.

По словам Михаила Шагиева, менеджера маркетинговых программ Cisco для малого и среднего бизнеса в России и странах СНГ, этот проект не единичен. В Тверской области был открыт «ИТ-бизнес-инкубатор», задача которого — поддержка развивающихся компаний, работающих в сфере ИТ. Для построения сетевой инфраструктуры в «ИТ-бизнес-инкубаторе» также используется оборудование Cisco как соответствующее всем поставленным требованиям по масштабируемости, гибкости, безопасности, надежности и простоты в управлении.

На площадях «бизнес-инкубатора» в Алтайском крае размещено 13 молодых компаний, из которых четыре представляют производственный бизнес, четыре — туристический, а еще пять оказывают информационные и консалтинговые услуги. Первым крупным производственным проектом, реализованным одним из его участников, стало открытие оптической мастерской на базе центра коррекции зрения. Руководство Алтайского «бизнес-инкубатора» уверено, что этот проект поможет начинающим малым предприятиям выйти в большое плавание.

Электронные системы обучения Cisco

Электронные системы обучения Cisco удостоены нескольких премий Excellence in Learning от ведущей американской исследовательской фирмы Brandon Hall Research, специализирующейся на проблемах развития персонала. Две награды получила группа разработчиков из компании WebEx (вошедшей в состав Cisco). Одна из премий вручена специалистам WebEx за разработку средства моделирования, которое позволяет всем заказчикам, обучающимся под руководством инструктора в онлайновом режиме, по ходу занятий применять полученные знания на практике всем одновременно (до сих пор онлайновые студенты могли это делать только по очереди). Другая разработка WebEx, по мнению Brandon Hall Research, заслужила звания виртуального учебного класса 2007 г. Еще две награды Excellence in Learning компания Brandon Hall Research присудила подразделению Cisco, отвечающему за обучение специалистов по продажам. Одна такая премия вручена за разработку интерактивной учебной программы Solution City («Город решений»), которая развивает навыки работы с заказчиками на вертикальных рынках, а вторая — за программу Mastering Communications Using Rich Media, помогающую специалистам по продажам использовать современные мультимедийные технологии в работе с заказчиками. Эта программа удостоилась еще и награды Technology in Action («Технология в действии») от журнала Training.

Специалисты для мобильных сетей

Спрос на новых IP-специалистов постоянно растет по мере изменения понятия мобильности. Сегодня «мобильность» — это не только сотовые телефоны, но и доступность связи в любом месте и в любое время, возможность обмена видеоклипами через мобильные телефоны в реальном времени с друзьями, сидящими перед телевизором, или подключения к видеоконференциям TelePresence с помощью обычной персональной Web-камеры. Мобильность помогает людям эффективно сотрудничать и тем самым открывает новый виток повышения производительности труда. На Всемирном мобильном конгрессе Cisco выдвинула новую инициативу, нацеленную на повышение профессионального уровня сетевых специалистов, работающих у операторов мобильной связи. Эта программа, разработанная вместе с Ассоциацией GSM (GSMA), поможет инженерам использовать возможности Интернет-технологий для внедрения новых IP-услуг, поддерживающих групповую работу в любом месте и в любое время.

Сегодня мобильные сети стимулируют экономическое развитие многих стран, но вместе с тем растет и потребность в сетевых специалистах. В 2009 г. спрос на высококвалифицированных специалистов в Западной и Восточной Европе будет превышать предложение в среднем на 30%, а в некоторых странах даже на 40%. Между тем операторам нужно во что бы то ни стало обеспечить себя кадрами, чтобы успешно внедрять новые IP-услуги, формирующие новые источники дохода и распространяющие концепцию «подключенной жизни». Эксперты отмечают, что в мобильной отрасли растет спрос на специалистов, имеющих опыт развертывания IP-сетей и управления ими. Сегодня Интернет становится настоящим фундаментом мобильных коммуникаций. В этой ситуации инициатива Cisco и GSMA предоставляет технологическим специалистам новые навыки и умения, которые дают возможность пользоваться всеми преимуществами IP-технологий, сокращать текущие расходы и доставлять заказчикам новые услуги.

Первый учебный курс поможет техническим специалистам освоить базовые принципы работы IP-сетей и методы интеграции услуг передачи данных в мобильную среду. Cisco разрабатывает этот курс в сотрудничестве с экспертной группой GSMA IREG (Inter-Working Roaming Expert Group) и представителями мобильных операторов. После всесторонних испытаний Cisco предоставит эту программу операторам во всем мире. Ассоциация GSM помогает разрабатывать курс, постоянно консультируясь с мобильными операторами, чтобы правильно определить структуру учебной программы. Эта инициатива призвана помочь членам Ассоциации внедрить новые прибыльные услуги, отвечающие стандартам GSM и 3G WCDMA, а также использовать мобильные IP-системы, такие как GRX и IPX. Учебная программа по темам «Передача данных» и «Технологии GSM» уже испытывается некоторыми операторами. Объединение двух миров — сотовой телефонии и IP — открывает перед операторами множество интересных возможностей. Новая образовательная инициатива Cisco и GSMA расширит предложение IP-специалистов на мировом рынке, поможет эффективнее развертывать новые сети и повысит доступность новых увлекательных мобильных услуг.