В середине января консалтинговая компания J'son & Partners опубликовала результаты исследований российского рынка услуг коммерческих центров обработки данных (ЦОД). В «Отчете по рынку дата-центров 2009–2012» приводится следующая информация о российском рынке аутсорсинговых дата-центров по состоянию на декабрь 2008 г.: общие характеристики рынка в денежном выражении, спектр оказываемых услуг и их востребованность, рыночные доли крупнейших игроков, анализ тарифов, существующие бизнес-модели и технический уровень дата-центров на примере действующих игроков. Помимо этого исследование включает данные о четырех наиболее важных факторах роста российского рынка.

Интеграция российского бизнеса в мировую экономику

Мировые и российские банки, страховые и инвестиционные компании сталкиваются с новыми, более ужесточенными критериями регулирования международной деятельности (Basel-II, SOX и т. д.) при работе с клиентской базой и в других процессах. Это повысит спрос на профессиональные услуги ЦОД.

Рост Интернет-трафика

Рост Интернет-трафика с развитием социальных сетей и «утяжеление» контента также положительно скажется на развитии дата-центров. Компании, реализующие масштабные Интернет-проекты (поисковые системы или Интернет-порталы), генерирующие большой объем трафика и имеющие много пользователей, предпочитают размещать свое оборудование ближе к потребителям (особенно в отдаленных регионах) ради удешевления трафика и популяризации своих услуг. Подобные компании заинтересованы в региональных дата-центрах.

Национальные проекты и государственные программы

Несмотря на объявленное в конце 2008 г. сокращение затрат на национальный проект «Электронная Россия», государственные контракты останутся в перспективе стабильным источником спроса на услуги ЦОД. Так, помимо широко известных программ, с точки зрения дата-центров перспективен ряд государственных автоматизированных систем, включая, например, ГАС «Выборы».

Непрерывность работы как конкурентное преимущество

Аутсорсинг ЦОД становится серьезным конкурентным преимуществом логистических компаний и финансовых структур, обеспечивающим непрерывность работы и предоставления услуг. Безопасность обеспечивается в первую очередь надежными каналами связи, организацией бесперебойного энергопотребления, охлаждения, а также комплексной системой защиты, как физической, так и информационной.

По опубликованной в отчете информации, рынок коммерческих ЦОД вырос на 55% в 2008 г., доходы на нем составили 160 млн долл., а суммарная полезная площадь ЦОД достигла 21 тыс. кв. м, причем 80% рынка сосредоточено в Москве и Московской области. Ожидается, что рынок войдет в фазу консолидации начиная со второй половины 2010 г. Десять ведущих игроков (Stack Group, WideXs, «Голден Телеком», ISG, KIAEHouse, РТКОММ, «Ростелеком», «Синтерра», Masterhost и IBS DataFort) контролируют более половины рынка коммерческих ЦОД – 51,8%. При этом на долю компании Stack Group приходится 15%, что более чем вдвое превышает показатели ближайших конкурентов -- WideXs (6,1%) и «Голден Телеком» (6%). Рейтинг подготовлен исходя из полезной площади дата-центров, которая находится у компаний во владении или аренде и которую они предоставляют клиентам на коммерческих условиях, а также исходя из количества стоек и объема предоставляемых услуг. По словам генерального директора Stack Group Сергея Лысакова, успех компании стал результатом взвешенного расчета, благодаря которому Stack Group смогла первой предложить российскому рынку услуги, основанные на использовании ресурсов сети отказоустойчивых дата-центров Stack Data Network (SDN). По имеющимся в Stack Group сведениям, аналогичные исследования проводились не только J'son & Partners, но и другими аналитическими компаниями. Согласно их оценке, Stack Group лидирует с еще более внушительными результатами -- 20–25%.

Стоит отметить, что «Группа компаний Стек», основанная в мае 2001 г., успешно развивается на рынке информационных и телекоммуникационных технологий. Опыт работы, многочисленные реализованные проекты, выход на международные рынки позволили предприятию вырасти в холдинг, объединяющий три компании – «Стек Технологии», «Стек Телеком» и «Компания Стек», у каждой из которых своя сфера деятельности. Развитие в рамках общего холдинга позволяет предлагать рынку комплексные технологические решения. Основное стратегическое направление деятельности — продвижение на телекоммуникационный и информационный рынки России, стран СНГ, Балтии и Европы комплексных программно-технологических решений, основанных на использовании современных технологий в области создания сложных информационных корпоративных систем. Компания стремится создать де-факто единый стандарт на комплексные решения для телекоммуникационного бизнеса, перевести эти решения из области продуктов в область услуг. В планах Stack Group — запуск в 2011 г. дата-центра в московском регионе заявленной площадью 30 тыс. кв. м и вместимостью 5000 стоек.