Идея использования опыта социальных сетей для поддержки внутрифирменной деятельности озвучена уже давно, но вопрос о том, как реализовать ее на практике, остается открытым. Ведущие мировые ИТ-поставщики, в частности, IBM и Oracle, в течение последнего года много говорят о готовности своих продуктов к решению подобных задач, но все же их предложения — это скорее платформы разработки, а не готовые к внедрению продукты. Но проблемы у большинства предприятий вызывают не столько технические аспекты, сколько сама постановка задачи: как в принципе может выглядеть на практике информационное взаимодействие сотрудников с использованием технологий Web/Enterprise 2.0? Представленный в октябре компанией «1С-Битрикс» (www.1c-bitrix.ru) продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал» дает вполне конкретный ответ на этот вопрос.

Новое ПО предназначено для выполнения коммуникационных и организационных функций (включая управление кадрами) в рамках обеспечения внутренней деятельности компаний, в том числе тех ее аспектов, которые не очень хорошо описываются формальными бизнес-процессами. Решение о создании «Корпоративного портала» было принято после анализа ситуации на рынке, интервьюирования клиентов из разных бизнес-сегментов. Внимательно изучался также опыт партнеров «1С-Битрикс» по реализации подобного рода заказных проектов и созданию собственных тиражных решений.

В общих словах можно сказать, что портал обеспечивает единую точку доступа к бизнес-процессам, корпоративным информационным ресурсам, отчетности и аналитике, данным о состоянии компании в целом. Главная же цель его использования — повышение эффективности бизнес-процессов, работы отдельных сотрудников и подразделений.

ПО «Корпоративный портал» компании могут использовать для решения мотивационных и кадровых вопросов, для доведения официальной и другой проверенной информации до коллектива и как средство организации взаимодействия между сотрудниками разных уровней иерархии и разных подразделений, связанных общими задачами. В итоге компания сможет не только наладить обмен информацией между сотрудниками, но и сформировать корпоративную культуру, а затем поддерживать ее, развивать и улучшать.

Продукт «Корпоративный портал» реализован на базе платформы «Битрикс: Framework» и поставляется в исходных кодах. Он представляет собой готовое прикладное решение, которое можно сконфигурировать под конкретные требования заказчика с помощью набора мастеров за 3–4 ч. Далее можно настраивать систему с помощью встроенных средств управления, а также проводить более тонкое расширение путем программирования на уровне платформы.

В продукте активно применялись принципы Enterprise 2.0, в том числе знакомые многим пользователям инструменты Web: социальные сети, мгновенные сообщения, средства поиска, облака тегов, форумы, блоги и другие сервисы, упрощающие поиск информации и внутренние коммуникации. При установке решение можно интегрировать с Active Directory. Списки сотрудников и структуру компании загружаются из «1С:Зарплата и Управление Персоналом» или из таблиц Microsoft Excel. Интеграция с приложениями Microsoft Office и Open Office позволяет коллективно работать с документами и хранить историю изменений. Общие папки документов портала могут быть подключены как сетевые диски в ОС пользователя по протоколу WebDAV. Продукт работает на платформах Unix и Windows, поддерживает базы данных MySQL, Oracle, Microsoft SQL, Oracle XE, Microsoft SQL Express.

В продукт включены основные модули известной системы «1С-Битрикс: Управление сайтом», а также новые компоненты, обеспечивающие собственно функционал корпоративного портала: «Социальные сети», «Интранет» и «Библиотека документов».

Модуль «Социальные сети», как понятно из названия, создан для формирования сообществ на портале и нацелен прежде всего на организацию совместной работы сотрудников. Любой сотрудник может создать свою страничку и настроить доступ к ее содержимому, потом вступить в одну или несколько рабочих групп, которые можно создавать в неограниченном количестве. У каждой группы есть свои элементы общения, календари, фотогалереи и файловые хранилища. Каждой группе назначается модератор, доступ в группу и к ее информации также настраивается. Сотрудники могут обмениваться мгновенными сообщениями, как в популярной системе ICQ; ведется архив сообщений.

Компонент «Интранет» ориентирован на автоматизацию деятельности HR-отделов компаний, но его инструментарий можно использовать и в других случаях. В целом же модуль решает следующие задачи: простой и расширенный поиск по базе сотрудников; отображение кадровых изменений, происходящих в компании; автоматическое построение графика отсутствия сотрудников; организация доски почета; мониторинг дней рождения сотрудников; создание календарей событий разного уровня с возможностью взаимной интеграции; импорт пользователей из системы «1С:Зарплата и Управление Персоналом».

«Библиотека документов» — это инструмент, с помощью которого организуется коллективный доступ к офисным документам, хранящимся на сервере, с возможностью редактировать их, сохранять изменения и вести историю версий. Работать с документами можно не только через браузер, но и через «Проводник», подключив к компьютеру Web-папку. Библиотеку можно подключить к компьютеру и как обычный сетевой диск.

Базовый вариант поставки «Корпоративного портала» включает лицензию на 25 пользователей. Однако, по мнению разработчиков, основной группой потребителей «Корпоративного портала» станут организации с численностью от 100 до 1000 сотрудников, при том что решение должно справиться и с обслуживанием десятков тысяч пользователей. Разработчики обещают наращивать возможности этого ПО: уже в этом году планируется выпустить расширенную версию для развертывания многопортальных решений внутри холдингов. Кроме того, модуль «Социальные сети» теперь будет использоваться в некоторых редакциях «1С-Битрикс: Управление сайтом».