История нескольких проектов, связанных с автоматизацией и внедрением современных технологий в крупнейших музеях мира.

Информационные технологии и изящные искусства... Казалось бы, более наглядный пример антагонистических сущностей еще поискать. Да и вообще, что может у них быть общего? Но оказывается, общего не так уж и мало. Время от времени в разных источниках возникают оживленные дискуссии на тему взаимосвязи и влияния ИТ и культуры, в которых эта проблема рассматривается под тем или иным углом: исследуются конкретные примеры ее проявления, формулируются концепции и т. д. Тема поистине неисчерпаема, и к ней можно возвращаться снова и снова. Однако на этот раз мы обратимся к более приземленной и насущной проблеме, которая не привлекает особого внимания широкой публики и оттого, может быть, еще интереснее.

Речь пойдет о том влиянии, которое ИТ оказывают не на само искусство, а на способы его представления зрителям. Точнее, о том, что именно современные ИТ могут дать таким очагам культуры, как музеи, галереи, салоны или выставки, в плане повышения качества и эффективности их работы. В исследовании этой области нам любезно согласился помочь представитель одной из крупнейших мировых ИТ-компаний — Андрей Вышлов, ныне директор сервисного подразделения НР в России, а ранее директор подразделения по работе с государственными учреждениями НР в России, в сферу ответственности которого как раз и входило сотрудничество с музеями.

Несмотря на некоторую свою специфичность, современные музеи, государственные или частные — это все же предприятия в обычном понимании этого слова, принятом в экономике. Соответственно, как перед любыми другими предприятиями, перед ними стоит ряд существенных проблем, связанных и с рутинным функционированием, и с концептуальными планами развития. C известной долей условности задачи, стоящие перед музеями, можно разделить на две категории. Первая — повышение эффективности внутренних процессов, таких, как фондовое хранение экспонатов, их каталогизация, консервирование, реставрация, создание репродукций и т. д. Вторая задача — оптимизация процесса экспонирования музейных предметов, т. е. создание таких условий, когда имеющиеся выставочные площади, фонды хранения и материалы экскурсионной программы музея используются максимально эффективно с точки зрения тематической подачи информации. Сюда также можно отнести создание и широкое применение интерактивных технологий проведения экскурсий, предоставляющих посетителям максимум свободы при осмотре экспозиции и вместе с тем дающих исчерпывающую справочную информацию о каждом экспонате и всей экспозиции в целом.

Задачи первой категории — это «внутренняя кухня», back-end, необходимый для поддержания нормальной работы сотрудников музея. Задачи второй категории — это то, с чем обычно имеют дело гости музея, или front-end, реализующий те или иные способы и механизмы подачи информации посетителю.

Несомненно, решение этих задач не может не опираться в той или иной мере на современные ИТ. Доказательством тому — вполне очевидные сегодня истины вроде той, что каталог музейных фондов используется гораздо эффективнее, если он существует в виде электронной базы данных на сервере, а не бумажной картотеки на стеллажах. Оба обозначенные выше направления выступают как прекрасные субъекты для воздействия ИТ, и именно такое воздействие мы проиллюстрируем конкретными примерами.

Однако имеют место и более сложные обобщения концептуального плана, говорящие о том, что в целом бизнес-процессы любого вида подвержены влиянию ИТ. И именно в этой плоскости лежит еще один важный аспект применения ИТ в музейном деле. Накопленный за прошедшее десятилетие опыт использования ИТ в корпоративной среде и последующее его переосмысление дают сегодня основания говорить не просто о поддержке бизнес-процессов средствами ИТ, но о возможности оптимизировать и даже целиком перестроить эти процессы с учетом новых, ранее не существовавших, способов организации дел, предоставляемых современными ИТ. Применительно к рассматриваемой нами предметной области этот вывод приобретает следующий смысл: современные доктрины взаимодействия ИТ и бизнеса, такие, как HP Business Technology, в определенной мере можно рассматривать как инструмент для переосмысления концепции музеев как таковых. Главная цель такого переосмысления — вывод музеев на качественно новый уровень: не просто вместилищ для особо ценных экземпляров материальной культуры, но интеллектуальных центров с богатым культурным содержанием, мощным и гибким инструментарием для подачи информации, широким социальным охватом.

Какова же практическая сторона этого процесса? Влияние ИТ на трансформацию музеев сегодня проявляется в трех ключевых областях. Прежде всего это расширение и качественное обновление аудитории — необходимо привлекать новых посетителей, причем не столько просто увеличивая их число, сколько охватывая качественно иные социальные слои — тех, кто вообще не ходит в музеи, галереи или на выставки. Помимо этого речь идет о более широком вовлечении музеев в бизнес-отношения для повышения их экономической самостоятельности — необходимо искать новые направления и менять схемы работы с тем, чтобы сделать музеи если уж не коммерчески прибыльными, то хотя бы способными себя содержать. Без небольшой ремарки по этому вопросу, пожалуй, не обойтись: разумеется, речь вовсе не идет о превращении музеев в инструменты извлечения прибыли. Идея состоит в том, чтобы сократить их зависимость от бюджетного финансирования, которое, как показывает опыт, часто становится жертвой конъюнктурных решений. Для этого необходимо таким образом построить работу музеев, чтобы в финансовом плане они как можно меньше зависели от перипетий административного-хозяйственного толка и по крайней мере свои текущие задачи могли решать самостоятельно. Наконец, третья задача — расширение культурного пространства. Значительная часть музеев, в особенности региональных, находится на периферии внимания общества, и многие либо вовсе не знают об их существовании, либо имеют о них крайне смутное представление. Необходимо дать этим музеям такие инструменты, технологии и знания, которые позволили бы им выйти на новый уровень взаимоотношений с социумом, представив себя широкой общественности в наилучшем виде.

Итак, мы в общих чертах сформулировали взгляд на основные проблемы музеев, пути их решения и возникающие при этом задачи. Теперь проиллюстрируем эту «теоретическую часть» несколькими любопытными примерами.

HP — технологии на все случаи жизни

Понимая всю социальную и культурно-историческую значимость музеев, мы, в силу специфики своей основной области деятельности, все же в первую очередь рассматриваем их как объекты автоматизации. А в нашем понимании у любого объекта автоматизации существует два типа задач — внутренние и внешние. Внутренние — это те задачи, которые посетителям не видны: хранение, учет, каталогизация, консервирование, восстановление после репродукции, экспозиций, каких-то выставок, оцифровка и т. д. Внешние задачи стоит разделить на две различные по своей сути составляющие: концептуальную и технологическую. В первом случае речь идет об общей концепции современных музеев и стратегии функционирования подобных учреждений — о том, как музеям привлечь новых посетителей, и в более широком смысле о том, как привлечь их новые слои. Во втором случае речь идет о чисто технических задачах. Так, наиболее острая проблема любого современного музея состоит в том, что количество имеющихся у него экспонатов многократно превышает доступные для экспозиции площади, и совершенно необходимы какие-то решения, способные обеспечить демонстрацию большего количества экспонатов при тех же начальных условиях. Сюда же стоит отнести и задачи, связанные с созданием персонализованных экскурсионных программ и различного индивидуального контента, ориентированного на отдельного посетителя.

Мы в НР занимаемся как внутренними, так и внешними задачами, и наше участие в тех или иных проектах может принимать самые разнообразные формы. Так, в проекте с историко-культурным Музеем-заповедником «Московский Кремль» мы занимались чисто внешней задачей — созданием электронного гида, а в проекте с нью-йоркским музеем Metropolitan Museum of Art задача, наоборот, была сугубо внутренней, напрямую связанной с ИТ, — мы создавали для них электронное хранилище. Стоит отметить, что в тех случаях, когда над чисто технической стороной дела начинает превалировать специфическая музейная составляющая, в дело вступают научно-исследовательские лаборатории HP Labs.

Интеллектуальный музей «Мерседес-Бенц»

Одним из наиболее примечательных проектов, реализованных HP, по праву можно считать музей компании «Мерседес-Бенц», открытый в 2006 г. в Штутгарте (Германия). Помимо содержательной музейной части (как-никак полная коллекция Мерседес-Бенц — наглядная история автомобильной промышленности) проект интересен и непосредственно технической стороной. Это один из тех редких случаев, когда заказчик, доверившись опыту и знаниям HP в качестве поставщика комплексных решений, делегировал компании полномочия не только на создание технической инфраструктуры, но и на разработку самой концепции музея. Кроме консультационной части, а также проектирования, установки, наладки и запуска инфраструктуры в проект были включены услуги технической поддержки и сопровождения — все управление инфраструктурой музея ведут специалисты HP. Более того, изначально предусматривалось, что со временем поддержка будет переведена на схему с использованием аутсорсинга.

Поскольку музей изначально должен был войти в число наиболее высокотехнологичных и инновационных музеев мира, приоритетные задачи в проекте были сформулированы следующим образом: создать ИТ-инфраструктуру, которая отвечала бы современным инновационным стандартам и высокотехнологичным требованиям музея, и обеспечить бесперебойное функционирование этой ИТ-инфраструктуры.

Компания НР разработала и внедрила комплексное решение, которое полностью соответствовало целям и задачам музея, и обеспечила его техническую поддержку. Помимо создания ИТ-инфраструктуры НР обеспечила бесперебойную работу всей мультимедийной системы, инсталлированной в музее. 2000 КПК iPAQ hx2490 были специально адаптированы под нужды музейного аудиогида. Компания оборудовала помещение музея беспроводными технологиями (WLAN, Bluetooth, ИК-порты), благодаря чему посетители могут получать описание экспонатов в нужное время и в нужном месте. Внедренная единая система управления контентом (CMS) позволяет управлять как аудиогидом, так и мультимедийной системой одновременно. Для управления инфраструктурой в музее используется специализированное ПО из семейства НР OpenView. Активную роль в интеграции ИТ-системы и ее дальнейшем обслуживании сыграло подразделение НР по предоставлению услуг — НР Services.

Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте (www.museum-mercedes-benz.com) был открыт 19 мая 2006 г. Он интересен не только уникальной коллекцией автомобилей, но и своими инновационными разработками. В музее представлено более 170 экспонатов; экскурсии проводятся на восьми языках и рассчитаны на посетителей с разным образовательным уровнем: от школьников до технических специалистов. Несмотря на то что музей открыл свои двери для посетителей относительно недавно, согласно предварительным подсчетам, ежегодно он сможет принимать не менее 600 тыс. посетителей.

«Проект «Мерседес-Бенц» — для HP особая история, — отмечает Андрей Вышлов. — Это был настоящий большой комплексный проект, что, в общем-то, редкость. Кроме того, это был весьма масштабный проект с бюджетом в несколько миллионов евро. Мы делали этот музей, что называется, с нуля: компания полностью отдала на наше усмотрение абсолютно все вопросы — как чисто инфраструктурные, связанные с поиском и подбором необходимых технических решений, так и концептуальные, связанные с оптимальной организацией внутреннего пространства музея и наилучшим использованием фондов хранения. На самом деле можно сказать, что это практически уникальный проект — в подавляющем большинстве случаев музеи имеют свои устои и традиции, иногда с историей не в одно десятилетие, и это не позволяет столь легко проводить какие-либо изменения. В таких вопросах музеи предпочитают действовать чрезвычайно осторожно, неспешно делая один небольшой шаг за другим».

Музей «Мерседес-Бенц» спроектирован на самом высоком уровне в части использования современных ИТ, причем это касается не только инфраструктуры, обслуживающей внутренние задачи, но и оригинальных решений в области подачи информации посетителям.

Работая над проектом, специалисты HP решали две важнейшие задачи. Во-первых, они спроектировали и построили информационную систему, реализующую функции back-end. В данном случае речь идет о создании программно-аппаратного комплекса, в который вошло хранилище данных для разнообразного медиаконтента, составляющего ключевую часть экспозиции музея, серверы и сетевая инфраструктура (в том числе беспроводная) для его обработки, передачи и предоставления посетителям. В качестве базовых элементов комплекса использовались аппаратные компоненты производства HP, а управление было возложено на модули HP OpenView Node Manager и HP OpenView Operations, входящие в состав инфраструктурного программного комплекса HP OpenView.

Во-вторых, специалисты корпорации разработали особый механизм реализации части функций front-end, близкий по концепции к традиционному электронному гиду, но значительно превосходящий его по возможностям интерактивной подачи информации. Для этого пришлось адаптировать некоторое количество КПК семейства iPAQ hx2490, которые применяются в музее в качестве аудиогидов, выдаваемых посетителям на входе. В результате, перемещаясь по музею, пользователи с помощью инфракрасных меток и порта на КПК могут точно определить свое местонахождение и получить массу дополнительной информации о каждом экспонате непосредственно на экранах своих устройств. Для создания соответствующей атмосферы и лучшего погружения в историческую эпоху при входе в каждый из залов музея на устройства посетителей через беспроводной интерфейс Wi-Fi автоматически загружается подходящее музыкальное сопровождение и необходимая справочная информация.

Одно из самых оригинальных решений проекта было создано в рамках задачи более эффективного использования имеющихся у музея выставочных площадей. В каждом из залов музея установлено несколько экранов, на которых одновременно идет демонстрация видеоматериалов, соответствующих тем или иным темам и предметам экспозиции. Поскольку экранов много, вывести одновременно звуковое сопровождение для каждого из них невозможно — получится какофония, в которой посетители ничего не смогут услышать и разобрать. Для решения проблемы была выработана схема, основанная на синхронизации: как только посетитель подходит к какому-либо экрану, его персональный аудиогид на основе временных меток синхронизируется с отображаемым контентом, создавая единый аудиовизуальный ряд. Для большей эффективности работы все материалы централизованно хранятся в общей информационной системе и предоставляются в виде потоковых данных посредством специализированных серверов, а аудиогиды на базе КПК iPAQ выступают как беспроводные терминалы для доступа к ним. Опробовав подобную схему в музее «Мерседес-Бенц», HP планирует использовать ее и в других проектах; в частности, обсуждаются перспективы построения аналогичного решения в музее «Московский Кремль».

Пожалуй, важнейшим итогом этого проекта можно считать создание целостной концепции современного музея, которая приобрела вид универсального комплексного решения, пригодного к тиражированию во многих последующих проектах в разных частях света — разумеется, с учетом специфики каждого случая.

Национальная галерея в Лондоне

Немалый интерес представляет и сотрудничество HP с Национальной галереей в Лондоне. Будучи одним из наиболее инновационных музеев мира, Национальная галерея постоянно совершенствует свои возможности и старается сделать свои экспонаты более доступными для посетителей, обеспечить как высокий уровень обработки и хранения информации, так и максимально быстрый доступ к ней. Учитывая основные задачи галереи, компания НР смогла предложить ей свои решения по ряду направлений: создала масштабируемую информационную инфраструктуру, внедрила надежные системы хранения, обеспечила разнообразные возможности доступа к ее ресурсам.

В феврале 2005 г. была запущена благотворительная программа ArtStart, в рамках которой компания НР передала в дар галерее необходимое оборудование (серверы, дисковые накопители, автоматизированные ленточные системы резервного копирования, широкоформатные принтеры HP Designjet N5500ps и 5000ps, рабочие станции HP Workstations xw8000, принтеры Photosmart 7550) и предоставила услуги в области технологической экспертизы.

Национальная галерея в Лондоне (www.nationalgallery.org.uk) была основана в 1824 г. Сегодня она располагает одной из лучших в мире коллекций западноевропейской и английской живописи ХIII—ХIХ веков. В собрание галереи входит более 2300 экспонатов.

Национальная галерея активно использует технологии НР для реставрации полотен, цифровой обработки и хранения полученных изображений картин, составляющих основу ее коллекции. Технологии НР также позволяют посетителям галереи распечатывать любые понравившиеся им полотна из цифрового каталога в сувенирном киоске музея. Поскольку технологические процессы требуют постоянного совершенствования, ведется активное взаимодействие в области научно-исследовательской деятельности между учеными Национальной галереи и компании НР.

В рамках выполненного HP проекта в Национальной галерее был решен ряд сложных технологических задач, связанных с обеспечением сохранности уникальных и особо ценных экспонатов. Известно, что любое перемещение музейных экспонатов, в особенности таких, как иконы и картины, из традиционной среды их хранения, например, для показа на выставках, связано с риском различного рода повреждений (механические повреждения, неблагоприятные воздействия внешней среды и т. д.). Для оценки текущего состояния полотен, а также для отслеживания изменений в их состоянии разработаны разные методы, однако они требуют много времени для проведения анализов и весьма затратны из-за использования сложного и дорогого оборудования. К тому же многие из них связаны с непосредственным физическим воздействием на сами экспонаты, что в ряде случаев совершенно неприемлемо.

Специалисты HP Labs предложили очень простой, дешевый, быстрый и вместе с тем эффективный способ решения проблемы, в основу которого была положена идея математического анализа набора цифровых фотоснимков экспоната, полученных в условиях изменяемого освещения. Происходит это так: из подручных материалов собирается полусфера, в верхней точке которой помещается фотокамера, а по всей остальной поверхности располагаются источники света. Экспонат помещается под эту конструкцию, после чего при последовательном включении источников света делается серия фотоснимков. Поскольку поверхность холста не идеально ровная, а имеет какие-то выпуклости и впадины, в результате формируется изображение экспоната с наложенными на него тенями от микроскопических выступов краски. Обработав особым образом изображения и сравнивая затем сделанные в разное время снимки, достаточно несложно оценить изменения в состоянии экспоната.

Национальная галерея также широко известна дополнительными услугами, оказываемыми посетителям за отдельную плату. В первую очередь речь идет о возможности заказать высококачественную репродукцию любой представленной в Галерее картины и практически тут же получить ее на руки — на выходе из музея посетитель, обратившись в специальный киоск, может составить список картин и выбрать желаемый размер репродукций, после чего остается подождать примерно четверть часа и, расплатившись, забрать свой заказ. За 30 фунтов можно, например, получить репродукцию полотна Ван Гога «Подсолнухи», очень близкую к оригиналу. Как нетрудно догадаться, в реализации этой услуги самое непосредственное участие принимала HP — все репродукции распечатываются на широкоформатных струйных принтерах серии DesignJet.

Помимо чисто технической стороны достаточно интересна и организация этой услуги — в данном случае используется лизинговая схема, музей фактически платит HP только за сам отпечаток. В основу этой схемы положены сервисы печати HP Printer Services, которые позволяют заказчику реализовать у себя различные схемы печати, фактически не приобретая оборудование, — вся необходимая аппаратура, услуги ее установки, наладки и обслуживания, а также расходные материалы предоставляются HP на оговоренный в соответствующем соглашении срок, а заказчику остается лишь выплачивать корпорации отчисления с каждого распечатанного листа в соответствии с указанными в контракте тарифами. Это как раз один из тех примеров, когда концепции, ранее отработанные и освоенные в корпоративной среде, находят реальное применение в довольно далекой от бизнеса сфере. Андрей Вышлов особо отмечает перспективность такого подхода: «Когда мы встречаемся с представителями музеев, мы всячески стараемся донести до них тот факт, что сегодня HP готова в рамках сотрудничества рассматривать в том числе и лизинговые схемы. Им всего лишь нужно немного пойти нам навстречу и стать чуть более инициативными: если музей возьмет на себя обязательство продавать в месяц некоторое количество копий и платить нам с этих продаж определенную сумму, мы готовы предложить ему на три—пять лет такую схему работы, при которой фактически не потребуется никаких первоначальных инвестиций с их стороны, кроме, пожалуй, помещения, где будет располагаться оборудование».

Говоря о Национальной галерее, нельзя не упомянуть еще одно их совместное с HP начинание. Речь идет о проекте The Grand Tour (www.thegrandtour.org.uk), в рамках которого на улицах Лондона были размещены репродукции наиболее известных картин из галереи. При создании репродукций использовались технические решения и технологии HP, благодаря чему копии получились максимально близкими к оригиналу по качеству изображения, его фактуре, оформлению полотна и т. д. Основная цель этого проекта — ознакомление большего количества жителей города и его гостей с экспозицией музея и с изобразительным искусством в целом, а также привлечение в музей новых посетителей, прежде всего лондонцев, которые в силу сложившихся стереотипов поведения в последнее время не часто заглядывают в галерею.

Музеи Ватикана

В совместном проекте HP с музеями Ватикана основные задачи состояли в том, чтобы обеспечить доступ широкому кругу людей по всему миру к сокровищницам музеев, а также модернизировать ИТ-инфраструктуру Интернет-сайта Папского престола для поддержания непрерывности его работы. В рамках проекта HP необходимо было создать такую ИТ-инфраструктуру, которая удовлетворяла бы двум ключевым требованиям: эффективно поддерживать качественную работу сайта в условиях постоянной чрезвычайно высокой нагрузки на него, гарантировать бесперебойность работы сайта в любых нештатных ситуациях вне зависимости от каких-либо условий. Особенную значимость этой работе придавал статус заказчика и непосредственное влияние результатов проекта на жизни многих миллионов людей во всем мире: ведь узнав, что главный сайт Римско-католической церкви вдруг перестал функционировать, особо впечатлительные натуры могли бы подумать бог знает что.

Музеи Ватикана (http://mv.vatican.va) были основаны Папой Юлием II в ХVI веке. Публичные экспозиции изобразительного искусства Ватикана: Сикстинская капелла, Стансы Рафаэля, Пинакотека, Григорианский Египетский музей, Григорианский Этрусский музей и ряд других — представляют обширную коллекцию Римско-католической церкви, признанную ЮНЕСКО уникальным наследием человечества.

Модернизировав ИТ-инфраструктуру сайта Папского престола, компания НР оказала Ватикану содействие в создании официального сайта музеев Ватикана, на котором представлены изображения уникальных произведений художественного искусства с подробным информационным сопровождением для каждого экспоната. Помимо разработки и внедрения данного сайта компания НР обеспечивает его гарантированную сервисную поддержку. Возможен доступ к сайту через мобильные телефоны и мобильные беспроводные устройства.

Музей Метрополитэн

Стоит упомянуть и о паре чистых проектов back-end, интересных с технической точки зрения. Проект, реализованный HP для нью-йоркского музея Метрополитэн связан с модернизацией хранилища информации — у музея уже была своя база и свое ПО, а HP спроектировала и построила для него современную систему хранения данных.

Музей Метрополитэн (Metropolitan Museum of Art, www.metmuseum.org) в Нью-Йорке был основан в 1870 г. и сегодня располагает крупнейшим собранием художественного искусства в США. В его коллекции представлены произведения искусства Древнего Востока, античного, средневекового, нового западноевропейского, американского и других видов искусства.

Ряд задач, стоявших перед музеем, требовал быстрого и эффективного решения. Было необходимо сделать коллекцию музея доступной для широкой аудитории, максимально оптимизировать системы хранения, установить высокоэффективную и простую в эксплуатации систему управления базами данных, обеспечить бесперебойный доступ к системе хранения данных музея.

Компания НР предложила музею решение, которое не только помогло ему преодолеть возникшие трудности, но и заложило основу для развития его адаптивной инфраструктуры в будущем. Развернутые в Метрополитен системы HP OpenView Continuous Access Storage Appliance (CASA) и HP StorageWorks Virtual Array 7410 позволили музею максимально оптимизировать ресурсы систем хранения и увеличить их эффективность на 30% посредством виртуализации. Благодаря Интернет-сайту коллекция музея стала более доступной для широкого круга почитателей искусства, и в связи с этим необходимо было обеспечить бесперебойную работу сайта в режиме 24Ч7. Система (CASA) 5-го поколения позволила решить и эту задачу.

Московский Кремль

У HP имеется опыт сотрудничества и с отечественными музеями: Третьяковской галереей, музеями Московского Кремля, Ярославским художественным музеем и некоторыми другими. Один из проектов — электронный гид по Оружейной палате — представляет особый интерес. Подготовка и первые этапы проекта были осуществлены в 2006–2007 гг., а в планах на 2008-й и последующие годы стоит активное его развитие, расширение и углубление.

Сегодня перед музеем стоит задача сделать экспонаты музея более доступными для посетителей, разнообразить экскурсионную программу и дать людям возможность самостоятельно выбирать тематические направления экскурсий.

Собрание государственного историко-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль» (www.kreml.ru) насчитывает более 60 тысяч памятников истории, культуры и искусства, многие из которых стали символами российской государственности и культуры. Государственная Оружейная палата была создана по указу императора Александра I в 1806 г. и сегодня составляет неотъемлемую часть музея «Московский Кремль». В ней представлено около 4000 памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала ХХ века. Их высокий художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

В залах Оружейной палаты внедрена система электронного гида на базе КПК HP iPAQ hx2490, которая помогает посетителям самостоятельно планировать экскурсию, ориентироваться в залах музея, выводить на дисплей его планировку, витрины, экспонаты и получать о них необходимую информацию. Одна из основных идей российского проекта заключается в том, что со временем посетитель сможет использовать в качестве гида по музею собственный КПК. На данном этапе технологическая составляющая проекта полностью построена на оборудовании НР с использованием серверов, КПК, сетевого оборудования и технологий Wi-Fi. Программное решение для «Электронного гида в Оружейной палате», которое помимо звука и текста позволяет воспроизводить визуальную информацию по различным тематическим направлениям музейной экскурсии, было специально разработано ЗАО «КАМИС».

В кремлевском проекте HP использовала многие идеи, сформулированные и отработанные с музеем «Мерседес-Бенц» в Штутгарте, однако в этом случае специалисты компании пошли дальше и создали более совершенное решение. В отличие от немецкого проекта, где значительная часть экскурсионных материалов размещалась непосредственно на аудиогиде, в российской реализации абсолютно весь контент централизованно хранится на серверах, и это дает существенное преимущество. Во-первых, это позволяет в разы ускорить интеграцию новой информации в существующие экскурсионные программы для аудиогидов, а также значительно ускорить разработку и реализацию новых программ. Во-вторых, это значительно облегчает жизнь персоналу музея — не приходится постоянно следить за содержимым аудиогидов и синхронизировать его с последней версией экскурсионной программы. В-третьих, это повышает качество обслуживания посетителей и открывает возможности для организации новых сервисов: так, отсутствие привязки контента к конкретным техническим средствам позволит в будущем использовать в качестве гидов собственные устройства посетителей (телефоны, КПК и т. п.).

Галерея HYPE

Очень интересный проект реализован под патронажем и техническим спонсорством HP совместно с Галерей HYPE.

Арт-движение HYPE ставит своей целью привлечение молодых дизайнеров, фотографов, художников, режиссеров для раскрытия их творческого потенциала и уникального взгляда на мир. Основная идея HYPE состоит в том, что искусство должно быть свободным, в том числе от стереотипов и давления авторитетов. Девиз HYPE: «Свободу — творчеству!» Не нужно выигрывать конкурсы и быть признанным гуру, чтобы увидеть свою работу в стенах Галереи HYPE (www.hypegallery.ru), — она открыта для всех. Выставки арт-движения HYPE c успехом проходили в Лондоне и Париже в январе и ноябре 2004 г. и не только вызвали интерес у профессионалов в сфере дизайна, фотографии, графики и иллюстраций, но и получили большой резонанс в обществе. На выставке в Париже в Palais de Tokyo было представлено более 2200 работ, а посетило ее более 32 тыс. человек.

Галерея HYPE — сочетание творческой идеи и технологических возможностей НР. При относительно небольших физических размерах экспозиционных площадей галереи было найдено оригинальное техническое решение с использованием проекторов и специальных экранов, позволившее продемонстрировать множество экспонатов: благодаря известной виртуальности таких работ вся экспозиция просто-напросто обновлялась каждый час.

Для демонстрации московской экспозиции Галереи HYPE все работы были распечатаны на широкоформатном принтере HP Designjet 5500ps в формате А0 с использованием оригинальных расходных материалов HP. Работы, загруженные на сайт галереи, а также специально подготовленные фильмы демонстрировались посредством проекторов HP ep9012 Instant Cinema.

* * *

К сожалению, в целом для российской действительности характерна ситуация, в значительной мере отражающая общее состояние дел: пока десяток-другой ведущих игроков внедряет решения мирового уровня и использует передовой зарубежный опыт, менее продвинутые коллеги из последних сил борются с реальностью и как могут пытаются выжить. Одна из существенных проблем в работе с российскими музеями — их крайне низкая информированность о тех возможностях, которые фактически лежат у их ног. Руководители музеев зачастую не слишком хорошо знакомы с современными методами ведения дел и далеко не всегда в состоянии оценить преимущества различных бизнес-схем в приложении к собственным интересам. Кроме того, отечественные очаги культуры в массе своей все еще достаточно консервативны и не спешат обращать внимание на направления работы, находящиеся вне традиционных рамок музейного дела.

И все же г-н Вышлов проявляет известный оптимизм в этом вопросе: «Основная масса представителей музеев, с которыми мне доводилось контактировать на различных мероприятиях, действительно все еще ориентирована на специфические проблемы и задачи из своей предметной области: как обеспечить безопасность экспонатов, как их хранить и т. д. Однако робкие попытки постигнуть нечто большее уже налицо — на каждом семинаре ко мне подходят 3–5 человек, которые имеют позитивный настрой и хотят что-то делать на практике. Мы ни в коем случае никому не отказываем, и практически для каждой ситуации у нас в арсенале найдется какая-нибудь программа, однако для реальной работы одного интереса мало — должна быть инициатива со стороны самих музеев, должна быть серьезная готовность к кропотливой тяжелой работе, должно быть желание добиться реального результата. А что касается вопросов финансирования, тут сегодня существует масса возможностей: от специальных грантов и благотворительных акций крупных компаний до целевых государственных программ. Cовсем недавно была принята федеральная целевая программа «Культура России», в которой значительное внимание уделено именно этой стороне дела». Что ж, будем вместе надеяться на лучшее.