В рамках состоявшейся в Москве в мае прошлого года выставки-конференции DOCFLOW’2007 ее организатор, компания Abbyy, провела опрос по проблемам внедрения систем электронного документооборота (ECM) и управления жизненным циклом информации (ILM), в котором приняли участие посетители сайта www.docflow.ru.
Подавляющее число респондентов работает в российских компаниях, и лишь 9% опрошенных — это сотрудники компаний, расположенных в Беларуси, Украине и Казахстане (примерно по 3%); 31% компаний имеет офисы в других странах. Около четверти опрошенных связаны с ИТ-бизнесом, остальные (т. е. подавляющее большинство) — представители заказчиков из самых различных секторов экономики. В плане служебного положения более половины респондентов отнесли себя к ИТ-сфере (сотрудники и руководители ИТ-отделов), еще 13% — это руководители служб, ответственных за построение процедур документооборота в компаниях, остальные — пользователи ИТ-решений различного уровня (см. рисунок).
Вот некоторые результаты проведенного опроса (в процентах от числа опрошенных).
- Внедрение ECM/ILM-проектов в вашей организации
Не проводилось и не планируется 11% Не проводилось, но планируется 35% Частично реализовано 31% Реализовано 23% - Оценка эффективности процедур управления, контроля и использования информации и документов в электронном виде
Отлично 10% Хорошо 13% Удовлетворительно 56% Плохо 17% Очень плохо 4% - Факторы, послужившие толчком к осознанию необходимости и целесообразности внедрения ECM/ILM в организациях (можно указать несколько вариантов)
Повышение эффективности работы организации в целом 84% Повышение производительности труда отделов и сотрудников 42% Повышение качества обслуживания клиентов 41% Сокращение времени обслуживания 39% Сокращение расходов 28% Снижение операционных рисков 18% Рост капитализации компании 8% - Наиболее вероятные проблемы на этапе подготовки ECM/ILM-проектов в организации
Необходимость доказывать руководству адекватность затрачиваемых на внедрение средств 24% Возможное противодействие со стороны сотрудников 20% Возможные изменения требований к проекту 17% Недостаточное понимание или неточная формулировка требований к проекту 14% Классификация информации и документов, подготовка их к переносу в новую систему 7% Слабое планирование и управление 6% Сложность выбора поставщика и продукта 3% - Наиболее значимые проблемы при внедрении ECM/ILM-проектов (можно указать несколько вариантов)
Игнорирование внедренного решения пользователями 40% Недооценка сложности процесса внедрения 38% Слишком медленные темпы внедрения 37% Низкая лояльность к внедренному решению со стороны пользователей 28% Незавершенность проекта 25% Недостаток квалификации или опыта у сотрудников 21% Плохая расстановка приоритетов 13% Недооценка необходимых сил и ресурсов 13% - Кому подотчетен в компании отдел, непосредственно отвечающий за организацию процессов электронного документооборота и управления информацией в электронном виде
Генеральному директору 27% Руководителю ИТ-службы 39% Руководителю отдела кадров 3% Финансовому директору 6% Другое 9% Нет такого отдела 16% - Используемые методы оценки ECM/ ILM-проектов
Такие методы у нас не используются 25% Не знаю, используются ли у нас такие методы 22% Оценка финансовой выгоды от внедрения новых технологий 18% Оценка совокупной стоимости владения решением 14% Срок возврата инвестиций 13% Период выхода проекта на безубыточность 8% - Приемлемый срок окупаемости ЕСМ/ ILM-проектов
Менее 1 года 20% 1—3 года 45% 3—5 лет 5% Срок не важен 30% - Перспективные направления автоматизации бизнес-процессов на ближайшие 1,5 года (можно указать несколько вариантов)
CRM-системы 39% Разбор входящей корреспонденции и факсов 37% Системы управления электронной почтой 36% Системы управления персоналом и кадрового учета 35% Управление учетными записями и архивами 32% Специальные отраслевые решения 31% Ввод информации из счетов-фактур и накладных 10% Управление каналами поставок 8% Обработка заявок клиентов и контрагентов 7% ERP-системы 2%