Результаты исследования мирового рынка средств ECM и тенденции в этом сегменте в России.

Во время недавней зарубежной командировки у автора состоялась встреча с нашими соотечественниками, которые уже по многу лет работают в зарубежных ИТ-компаниях. И во время этой встречи был задан такой вопрос: «А чем, собственно, занимаются российские разработчики софта? Какие российские программные продукты наиболее широко представлены на местном рынке?» Ответ был однозначным: решения для управления документооборотом.

Термин «управление документооборотом» пришел на наш ИТ-рынок, кажется, даже из советских времен. Еще в середине 90-х на различных мероприятиях и в профессиональной прессе обсуждался вопрос о том, насколько он отражает суть задач данного направления автоматизации. И тем не менее именно этот термин сегодня чаще всего и используется в России для характеристики очень большого сегмента ИТ-рынка.

Любопытный момент: в начале нынешнего десятилетия общественный интерес (если судить по числу мероприятий и публикаций) к теме автоматизации документооборота в нашей стране вроде бы пошел на убыль. И это вполне нормально: этап дискуссий и убеждения заказчиков закончился, наступил период практической работы, реальных проектов. Однако в последние два-три года мы наблюдаем новую волну повышенного внимания к данной тематике, что объясняется серьезными изменениями как на мировом, так и на российском рынке.

Общие тенденции и российский рынок

Общемировая тенденция на рынке средств управления корпоративным содержанием (Enterprise Content Management, ECM) — смещение акцентов при использовании ИТ в сторону обработки неструктурированной информации, что определяется, с одной стороны, растущими возможностями самих технологий, а с другой — требованиями заказчиков, которым необходимо повысить эффективность деятельности предприятий. Все это увеличивает значимость сегмента ECM на ИТ-рынке.

Средства ECM стали сегодня неотъемлемой частью информационных систем предприятий, более того — они все чаще выполняют критически важные с точки зрения бизнеса функции. Предприятия теперь рассматривают свои корпоративные системы как единый интегрированный комплекс, в который входит четыре ключевые подсистемы: управление ИТ-инфраструктурой, ERP-система, управление документами и контентом, бизнес-аналитика (рис. 1). Создать такую систему можно только путем интеграции различных функциональных компонентов, что и предопределило выход на лидирующие позиции так называемых мегавендоров — многопрофильных производителей софта, в основе бизнеса которых лежит базовое ПО, преимущественно платформенного уровня.

Общемировая тенденция в России усиливается тем, что мы по сути только сейчас переходим от решения задач учета документов (чему и соответствует в традиционном понимании термин «управление документооборотом») к полномасштабной автоматизированной работе с документами и другой корпоративной информацией, т. е. к решению задач ECM. Именно эта ситуация переходного периода определяет интерес и заказчиков, и поставщиков к вопросам структуризации рынка (с функциональной и технологической точек зрения), анализа предлагаемых продуктов и решений, роли на нем различных групп поставщиков.

Что такое ECM

Понятие Enterprise Content Management (ECM) объединяет технологии, которые используются для обработки неструктурированной информации, связанной с реализацией тех или иных организационных процессов. В этом определении нужно сделать некоторые уточнения.

Под неструктурированной информацией подразумеваются документы, а также более общее понятие — содержание, контент (в частности, это может быть информационное наполнение Интернет-сайтов или других хранилищ данных). В качестве отдельной категории выделяются также «записи» (records) — сведения, которые должны храниться в неизменном виде. В русском языке это иногда переводится как «архивные данные», но, наверное, это не вполне точно, так как архив ассоциируется с чем-то объемным и малоиспользуемым, а записи могут применяться в работе организации постоянно, но в режиме «только для чтения». Хотя ECM традиционно связывают с обработкой неструктурированной информации, в последние годы здесь как отдельное направление активно развивается работа с формами, которые относятся к категории полуструктурированных документов.

Понятие «обработка информации» раскрывается следующим образом: ввод (capture), управление, хранение, обеспечение целостности (preserve) и доставка. Отдельно нужно обратить внимание на термин capture (захват, фиксация), поскольку в русском языке нет краткого адекватного его перевода в профессиональном смысле. Речь идет о совокупности различных методов поступления данных из внешних источников в информационную систему предприятия, в числе которых ручной ввод, автоматизированное преобразование данных с бумажных носителей в электронный вид (включая оцифровку), преобразование форматов документов. Очень актуальная тут проблема — обеспечение автоматизированного потокового ввода.

Наверное, приведенная выше расшифровка термина «обработка» неполна. Возможно, стоит отдельно упомянуть еще два важных элемента: создание содержания (в том числе в режиме групповой работы) в ходе реализации бизнес-процессов или проектов, а также управление знаниями (включая сюда и поисковые задачи).

Надо сказать, что популярная еще в начале десятилетия тема дискуссий «Западные поставщики против российских разработчиков» в какой-то момент стала казаться неактуальной. На практике сложился довольно четкий водораздел: зарубежные компании поставляют базовые платформы, а российские выступают в роли производителей конкретных решений на их основе. Однако сейчас ситуация представляется уже не столь однозначной.

Дело в том, что по мере роста функциональности и масштабности проектов интерес заказчиков смещается от использования решений к платформам. Упрощенно говоря, клиентам сегодня важна не только прикладная функциональность предлагаемых продуктов, но и заложенные в системе возможности развития, интеграции, масштабирования, расширения функциональности и т. д. Таким образом, современное ECM-решение видится заказчику как многоуровневая система (рис. 2).

Изменение же расстановки сил среди российских игроков в значительной степени определяется тем, что часть из них исторически выступала в роли поставщиков и собственных ECM-платформ, и конкретных решений на их основе, а другая часть — лишь в качестве разработчика прикладных систем на базе зарубежных платформ. В то же время мы видим, что у мировых мегавендоров (IBM, Microsoft, Oracle) сфера интересов, в свою очередь, постоянно смещается от базового ПО к поставкам прикладных платформ. Следствие этого процесса — не только вполне понятное пересечение интересов зарубежных и отечественных разработчиков, но и потенциальная возможность появления новых групп локальных производителей прикладных ECM-решений (на базе платформ).

Собственно, этот процесс мы сейчас наблюдаем и на примере ведущих российских разработчиков систем документооборота, трансформирующих свое ПО в платформы и развивающих сети партнеров, которые занимаются сегодня уже не только внедрением готовых решений, но и созданием своих систем на основе прикладных платформ.

Мировой ECM-рынок в исследовании Forrester

В предыдущей статье на эту тему («Мировой рынок средств управления контентом», «BYTE/Россия», № 1’2008) для описания общей ситуации на мировом рынке управления документами мы использовали результаты исследования компании Gartner. На этот раз мы обратимся к выпущенному в самом конце 2007 г. отчету Forrester Research: The Forrester Wave: Enterprise Content Management Suites, Q4 2007.

Надо сразу сказать, что в целом все ведущие аналитические агентства — Gartner, Forrester, IDC, — рассматривая один и тот же сегмент рынка, дают конечно же примерно одинаковую картину, тем более когда речь идет о таких достаточно устоявшихся областях, как ECM. И тем не менее в каждом отчете есть свои интересные особенности, важные для понимания ситуации в целом — точно так же, как освещение тремя прожекторами позволяет получить объемное представление об объекте. Во-первых, все же исследователи по-разному структурируют рынок. Во-вторых, они используют разные методы сбора информации. И в третьих, что гораздо важнее, — интерпретацию собранных данных и результирующие выводы делают разные эксперты.

Компания Forrester использует для визуализации ситуации на рынке фирменную «волновую» схему — Forrester Wave (рис. 3). Нетрудно заметить, что по сути она очень напоминает «магический квадрат» Gartner, но только имеет трехмерную структуру* с дополнительным параметром — «уровень присутствия на рынке». В систему координат Forrester включены следующие параметры:

  • текущее предложение — оценка функциональных и технических возможностей ECM-пакетов для удовлетворения потребностей заказчиков;
  • стратегия — наличие у вендора планов развития своего ПО и партнерской экосистемы;
  • уровень присутствия на рынке — оценка инсталлированной базы, размеров доходов от продаж и географического присутствия на рынке.

Управление корпоративным содержанием, или ECM представляет собой ключевой набор технологий, используемых при работе с неструктурированной информацией: документами, сканированными образами, медиа, Web-контентом, корпоративными архивами, электронной почтой и т. д. Продукты класса ECM, которые учитывали эксперты Forrester при анализе рынка, перечислены в таблице.

Проведенное недавно в США и Европе исследование показало, что 8% респондентов планирует новые покупки ECM-средств и еще 37% намерено обновить существующее ПО. Что касается содержания ECM-продуктов, ИТ-профессионалы и информационные работники выдвигают к ним пять основных требований:

  • широкий набор возможностей в пакете предложений от одного поставщика;
  • возможность построения на основе ECM-платформы информационной системы с использованием универсальных средств разработки (таких, как Eclipse или Microsoft Visual Studio .NET);
  • недорогие способы предоставления ECM-средств всем сотрудникам предприятия;
  • снижение рисков, связанных с использованием контента;
  • возможность преобразования информации в нужный людям контекст в зависимости от решаемых ими задач (рис. 4).

* IDC в последнее время применяет четырехмерную диаграмму, в которой цветом показывает долю данного направления в общей структуре бизнеса вендора.