В последнее время в результате повышения уровня резервирования и надежности инфраструктуры проблемы борьбы с неисправностями (fault management) и скорости их решения отошли для бизнес-пользователей на второй план. Зато заметно возросла роль задач поддержки производительной работы приложений, борьбы с замедлениями, эффективной работы инфраструктуры, т. е. задач класса performance management. Пользователи хотели бы иметь в качестве SLA гарантии соблюдения нормативов времени отклика приложений, а отнюдь не только времени доступности инфраструктуры, как раньше. У крупных территориально распределенных организаций резко выросли требования к контролю производительности сети и работы приложений в ней, что объясняется ростом ЦОД, их консолидацией, увеличением количества удаленных пользователей критически важных приложений, ростом объема голосового и видеотрафика.

Американская компания NetQoS (www.netqos.com) — один из мировых лидеров в области управления производительностью сетевой инфраструктуры; в число ее клиентов входит более половины компаний из списка TOP100. В России компания стала известна совсем недавно, благодаря появлению у нее дистрибьютора в нашей стране и совместной деятельности с Cisco. Кроме того, продукты компании используются в качестве OEM-решений другими вендорами.

Система NetQoS Network Performance Center позволяет организовать мониторинг производительности ключевых приложений с точки зрения времени отклика для пользователя и дать ИТ-персоналу полную детальную картину происходящего или происходившего ранее в сети (full network visibility). Это по сути Web-портал, предоставляющий развитые и удобные средства совместного использования любого набора продуктов NetQoS. Результаты работы инструментов NetQoS можно также выводить на консоли других средств мониторинга, например, Microsoft MOM. Отличительная черта продуктов NetQoS — пассивный мониторинг, не требующий установки проб, агентов или устройств в разрыв сети, что дает им существенное преимущество при эксплуатации. Среди других преимуществ пользователи выделяют объем предоставляемой функциональности, возможности масштабирования, надежность, удобство использования, постоянное развитие, качество технической поддержки, простоту интеграции в имеющуюся среду.

SuperAgent — один из наиболее востребованных продуктов NetQoS. После зеркалирования всего трафика контролируемых ключевых приложений на установленный в ЦОД SuperAgent последний автоматически определяет нормативные времена отклика приложений для каждого линка, времени недели и дня. Это позволяет в дальнейшем контролировать превышение заданных пороговых значений для отклонений времен отклика, автоматически запускать расследования возникших ситуаций. SuperAgent контролирует влияние любых изменений в инфраструктуре или ПО на работу пользователей, а при возникновении проблем способен быстро определять, что стало их источником — сеть, серверы или приложение.

ReporterAnalyzer — мощный анализатор данных Netflow, использующий поступающую информацию для оценки характеристик производительности сети, формирования полной картины происходящего на WAN-каналах с возможностью детализации того, кто, когда, по какому протоколу использовал сетевые ресурсы, — лучше всего это характеризуется словом visibility. ReporterAnalyzer — по сути стандарт де факто для крупнейших компаний. К его преимуществам по сравнению с конкурентами относится набор функциональных возможностей, универсальность (поддерживается Netflow v. 5,7,9, IPFX, jFow, sFlow), масштабируемость, хранение исторической информации в течение года, многообразие стандартных отчетов, возможности создания новых отчетов. ReporterAnalyzer предоставляет ИТ-персоналу быстрый и удобный доступ к любой необходимой для анализа информации о загрузке сети.

В этом году вышел новый продукт NetQoS Anomaly Detector, который анализирует информацию NetFlow компании, выявляя в ней существенные отклонения от обычного поведения, такие, как высокая загрузка ресурсов, резкое увеличение объема трафика, недоступность приложений, ресурсов серверов или хостов, попытки обхода сетевых экранов. По итогам анализа он формирует отчеты и оповещения об обнаруженных аномалиях, что позволяет распознавать вирусы, черви и атаки типа DoS (отказ в обслуживании).

NetVoyant — продукт NetQoS, собирающий информацию с элементов ИТ-инфраструктуры с помощью протокола SNMP. В отличие от продуктов, обрабатывающих SNMP-данные в интересах fault management, NetVoyant готовит отчеты по метрикам загруженности маршрутизаторов, коммутаторов, серверов. Помимо этого, есть возможность конфигурировать тесты Cisco IP SLA и получать их результаты, а также вести мониторинг очередей QoS (с помощью CBQoS MIB).

Выпущенный в прошлом году пакет NetQoS VoIP Monitor позволяет контролировать качество звонков IP-телефонии Сisco, используя информацию Cisco Call Manager. Идеология VoIP Monitor напоминает SuperAgent —— это исключительно пассивный мониторинг как самого голосового соединения, так и процесса его установки. Каждый звонок отслеживается, а при возникновении проблем создаются соответствующие инциденты и расследования. В текущем году NetQoS планирует выпуск версий VoIP Monitor для мониторинга IP-телефонии других производителей.

Имеющиеся в продуктах NetQoS средства формирования оповещений позволяют задавать пороги, непрерывное превышение которых на протяжении указанного периода времени вызывает отправку сообщения.

Компания NetQoS активно сотрудничает с другими ведущими мировыми производителями. Совместно с Cisco разработаны компоненты, позволяющие выполнять мониторинг сети и приложений при акселерации WAN-каналов средствами Cisco WAAS. NetQoS также разработала компоненты для Microsoft Operations Manager и EMC Smarts ADM, расширяющие возможности этих продуктов за счет средств network performance management.