Ключевой момент при формировании ИТ-стратегии — полнота информации обо всех статьях расходов, связанных с внедрением ИТ, с точки зрения бизнеса компании и ее целей. Кроме того, необходимо добиться, чтобы руководство компании адекватно понимало общую идею ИТ-стратегии и пути ее воплощения. Все это требует единого методологического подхода и инструментария, содержащего необходимые и понятные не только ИТ-специалистам интеграционные показатели, на основании которых можно было бы принимать решение о выделении дополнительных средств на развитие ИТ-инфраструктуры.

Таким решением могут стать продукты компании InfoVista (www.infovista.com), обеспечивающие мониторинг и контроль производительности всех составных частей ИТ-инфраструктуры — сетей, приложений и серверов — в режиме реального времени. Компания предлагает три законченных решения для оптимизации различных компонентов ИТ-инфраструктуры: VistaInsight for Servers (VIS) для мониторинга и управления производительностью серверов, VistaInsight for Network (VIN), оптимизирующее управление сетями, и VistaInsight for IPTelephony (VIIPT) для управления производительностью ресурсов в сетях IP-телефонии.

Решение VIS дает возможность собирать и хранить данные от сотен или тысяч серверов в едином объединенном представлении. Как известно, большинство центров обработки и хранения данных — гетерогенные среды, которые предполагают специфический подход к виртуализации. VIS позволяет не только сопоставлять виртуальные серверы с реальными физическими машинами, но и превентивно определять проблемы, которые могут возникнуть с их производительностью, и передавать информацию об этом в центр обработки — до того, как это почувствуют пользователи. Программный модуль VIS на основе сравнительного компонентного анализа позволяет оценивать равномерность распределения нагрузки между различными аппаратными платформами, работающими под управлением разных ОС, агентов и ПО виртуализации.

Система VIN — это интеллектуальное решение, которое дает возможность проводить мониторинг и управлять производительностью сетевой инфраструктуры компании, имея полную картину в реальном масштабе времени в разрезе клиентов. VIN поддерживает практически весь известный парк телекоммуникационных устройств и позволяет не только сохранять всю историю развития сети, но и прогнозировать ее производительность при будущем развитии.

Один из важнейших аспектов выбора оптимального режима функционирования ИТ-инфраструктуры — качество предоставляемых услуг, особенно для компаний, где услуги составляют основное направление деятельности. Речь идет в первую очередь об операторах связи, Интернет-провайдерах и других игроках телеком-рынка. Здесь успешность работы компании напрямую зависит от эффективности работы ИТ-служб.

Решение VIIPT специально предназначено для IP- и конвергентных сетей и позволяет получить картину функционирования всей системы, включая ее историю, текущие и ожидаемые в будущем показатели. Данные о состоянии загрузки собираются и анализируются со всех базовых и вспомогательных ИТ-ресурсов, приложений и серверов, задействованных в инфраструктуре IP-телефонии. Активный и пассивный методы контроля загрузки позволяют не только отслеживать текущий уровень использования системы, но и оценивать запас ее прочности. Все ключевые индикаторы отображаются на приборной панели. Пользователь может получать отчеты о статистике и истории загрузки и о качестве работы системы.

В основе решений VistaInsight лежит трехуровневая архитектура, известная как VistaFoundation, объединяющая следующие компоненты:

  • InfoVista Servers — сбор и анализ оперативной информации об уровне загрузки первичных ресурсов и оборудования;
  • VistaMart — создание централизованного хранилища данных на базе СУБД Oracle, которые поступают ото всех IVS-серверов системы, где происходит анализ информации, агрегирование данных и вычисление значений ключевых индикаторов производительности;
  • VistaPortal — создание корпоративного портала на основе Web-технологий.

Во всех решениях используется подход, основанный на ключевых индикаторах качества сервиса и производительности, с помощью которых проводится упреждающая диагностика сбоев. Управление услугами выполняется индивидуально для каждого пользователя. Все отчеты для оценки качества сервиса, полученные на основании этих индикаторов, заранее сконфигурированы и хранятся в базе данных, откуда их можно мгновенно извлечь. Используя эти сведения, менеджеры всех уровней могут принимать управленческие решения, основанные на реальных цифрах и фактах.

Важно отметить, что все перечисленные решения предоставляют различные формы отчетов (в библиотеках содержится свыше 600 форм уже готовых отчетов), отображающих данные в каждый отдельный момент времени с точек зрения бизнеса, сервиса и приложений, что дает возможность не только контролировать доступную емкость и текущую загрузку серверов, но и проактивно прогнозировать критические нагрузки на вычислительные ресурсы. Тем самым обеспечивается точное планирование роста ИТ-инфраструктуры при практически 100%-ном уровне доступности сервисов в сети и полной прозрачности происходящих в ней процессов. Отметим, что затраты на ИТ при этом остаются на прежнем уровне.

Подводя итог, можно сказать, что управление производительностью сетевых и серверных ресурсов, а также прогнозирование нагрузки позволяют оптимально распределять мощности работающих серверов в соответствии с актуальными бизнес-задачами, за счет чего эффективность использования оборудования может вырасти на величину до 30—100% без дополнительных вложений. Проводя аудит ИТ-инфраструктуры, менеджеры могут легко определить степень использования ресурсов как отдельными приложениями, так и группами приложений по различным бизнес-направлениям и дать четкие рекомендации о том, куда необходимо инвестировать средства для повышения качества сервиса.

В России комплексный пакет программ InfoVista для оптимизации ИТ-систем и обеспечения высокого качества услуг предлагает, в частности, компания «ФОРС — Центр разработки» (www.fdc.ru).